Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 00:18, курсовая работа
Цель работы - усовершенствование процесса формирования функций и целей организации.
Современное стратегическое управление организацией базируется на составлении дерева целей. На протяжении последних десятилетий данная тема широко рассматривается в научных исследованиях. Однако не существует единства мнений в трактовке понятий. Различные школы дают свое определение основных категорий и критериев формирования дерева целей в системе стратегического управления.
Введение.................................................................................................................42.Понятие функций и целей организации..............................................................5
3.Стратегическое управление как реализация целевого подхода.......................10
4.Миссия и генеральная цель предприятия..........................................................15
5.Классификация целей организации...................................................................20
6.Исследование функций организации.................................................................32
7.Заключение...........................................................................................................378.Список использованной литературы..................................................................39
а) система как целостный объект, т.е. генеральная цель или идеальное представление о том, что надо создать;
б) подсистема (ПС) как часть более общей системы, в которой подсистемы является функционально значимыми;
в) элементы как совокупность составляющих элементов подсистем.
Стоит отметить, что второй и более низкие уровни «дерева целей» должны содержать основные и альтернативные элементы достижения целей более высокого уровня. Первый уровень целей не содержит альтернативные варианты, а представляет собой обобщенные взаимосвязанные подсистемы.
Далее построение «и / или» - «дерева целей» методом дезагрегации выполняют по тем же правилам: каждая из целей делится на элементы и для каждого из них создается комплекс альтернативных действий для их достижения.
Элементы «и / или» «дерева целей» дальше можно не делить на более низкие уровни в следующих случаях:
а) если элемент, который анализируется, непосредственно не связанный с основной системой и не дает ничего ценного для ее функционирования;
б) если элемент, рассматриваемый тривиально и его существующий вариант устраивает исследователя и исполнителя.
Метод обеспечения необходимых условий при построении «дерева целей» можно использовать для декомпозиции цели любого типа. Автором этого подхода является В. Глушков, который применил его впервые при построении графов прогнозирование развития научно-технического прогресса; потом было доказано, что метод срабатывает и в большем числе случаев.
Метод обеспечения необходимых условий предполагает, что сформулированная генеральная цель предлагается экспертам для анализа и построения «дерева целей». Независимые эксперты выдвигают требования относительно формы и условий, необходимых для достижения цели, предлагают перечень оценок структуры целей, а также меры для достижения целей.
Для проведения любых работ в социально-экономической системе, каковой является организация или предприятие, необходимо создать определенные условия, что и отражено в виде целей и уровня.
Иерархия целей позволяет ответить на вопрос об ответственности за достижение различных целей благодаря установлению взаимосвязи между иерархическими уровнями организации и целями.
Декомпозиция целей методом, который рассматривается, позволяет доказать на низших уровнях (на 4-м или 7-м, в зависимости от сложности цели и системы, относительно которой она сформулирована) отдельные цели до исполнителей - подразделений или должностных лиц. Масштабы работ для достижения отдельных целей позволяют определить количество и квалификацию исполнителей, а взаимосвязь между отдельными ветвями - установить эффективную кооперацию между исполнителями.
Различают нормативные и фактические «дерева целей» организации. Первое - имеет плановый характер, второе - характеризует текущее состояние предприятия с точки зрения деятельности, которую оно теперь выполняет. Переход от фактического к нормативному «дерева целей» является задачей, которую решает стратегическое управление.
Цели определяют в количественно-качественных показателях вклад в общих результатов, ожидаемых от деятельности отдельной производственной или управленческого звена, отдельного менеджера или исполнителя-рабочего (в зависимости от содержания конкретной цели и деятельности, связанной с ее достижением).
Цели должны быть установлены для каждого направления деятельности предприятия, для каждого производственного подразделения, участвующего в достижении результатов.
Цели предприятия - это описанные в формальном виде границы, которые оно хочет достичь в долго- и краткосрочном периоде.
Стратегические цели связаны с:
- Реализацией направлений деятельности в привлекательных отраслях, их комбинацией;
- Конкурентным положением на рынке и восприятием его потребителями и обществом;
- Инвестиционной деятельностью внешних инвесторов, местом, которое желает занять предприятие на финансовом рынке;
- Внутренними особенностями и возможностями предприятия обеспечивать реализацию внешне направленных целей.
Стратегические цели нужно устанавливать во всех звеньях и направлениях деятельности предприятия, от которых зависит его выживание и успех.
Совокупность целей можно охарактеризовать с помощью конкретных показателей, что позволяет выполнить требование измеряемости. Каждое предприятие выбирает и формулирует свои цели, а также формирует систему показателей для их характеристики.
Показатели, в общем перечне могут отражать цели организации, зачастую сгруппированы следующим образом:
1) общеэкономические цели: уровень доходов, уровень рентабельности (рассчитан по разным методикам); годовой прирост прибыли; годовой прирост дохода в расчете на одну простую акцию и т.п.;
2) маркетинговые цели: общий объем продаж, доля рынка, который его обслуживает фирма; прирост объемов продаж; прирост доли рынка, уровень обеспеченности ресурсами, уровень цен;
3) цели производства: масштаб производства и динамика прироста, уровень расходов; добавленная стоимость и ее динамика, уровень качества производства; внедрение новых методов производства, уровень диверсификации, уровень эффективности и т.д.;
4) финансовые цели: минимизация налогового "пресса": финансовая стабильность; оптимальная структура капитала; динамика оборачиваемости капитала; цена акции и уровень дивидендов; прирост инвестиций и др.;
5) научно-технологические цели: технологический уровень, разработка новых продуктов и технологий, приобретение патентов и лицензий; адаптация «know-how» к условиям производства и т.д.;
6) кадровые цели: оптимальный уровень численности и структуры персонала, уровень квалификации персонала; развитие системы набора, отбора, повышения квалификации и переквалификации, уровень производительности труда и т.п.;
7) организационно-управленческие цели: внедрение эффективных технологий управления; оптимизация временных характеристик для принятия решений; внедрения эффективных методов организации производства и управления и т.д.
Зависимости от выбранных классификационных признаков существовать и различные перечни и структура показателей, используемых для описания целей.
Роль акционеров в АО различных типов однотипна: они являются законными собственника предприятия, обеспечивающие их капиталом, рассчитывая на определенные прибыли на свои капиталовложения. Акционеры получают доходы двумя способами:
1) в виде дивидендов;
2) от оценки имеющегося капитала предприятия на рынке, который выражается в курсовой стоимости акций.
С целью удовлетворения интересов акционеров большинство АО устанавливает как главную цель развития максимизацию благосостояния акционеров, что отражается в показателе ROI (прибыль / инвестиции). Этот показатель является достаточно обоснованной общей характеристикой эффективности деятельности предприятия в целом, поскольку свидетельствует о наличии перспектив развития. Практика зарубежных корпораций свидетельствует, что высокий уровень показателя ROI вызывает рост спроса на акции. Спрос на акции повышает их цену, т.е. является рыночной оценкой стоимости капитала предприятия.
Однако ROI не может быть единственным показателем, является целевым ориентиром развития предприятия. С одной стороны, здесь есть определенный риск увлечься ошибочной управленческой практикой максимизации ROI в краткосрочном периоде. Это может проявиться в экономии «несущественных затрат» на НИОКР, маркетинг, долгосрочные проекты разного типа и т.д. Благодаря этому «текущее ROI» будет расти, но «перспективное ROI» оказывается в опасности из-за отсутствия потенциала инноваций, знание рынка и др. Настоящем «доходы» акционеров в будущем обращаются на убытки. С целью защиты от такого развития событий П. Друкер и еще более 25 лет назад доказал необходимость существования дополнительных к ROI целей, которые бы уравновешивали кратко- и долгосрочные ориентиры предприятия. Для следующих целей (по Друкер, «второстепенных») относятся: доля рынка, уровень инноваций, производительности, обеспеченность материальными и финансовыми ресурсами, уровень управленческой деятельности и развитие, качество исполнения решений и качество взаимоотношений, социальная ответственность. Эти цели в некоторых случаях, по мнению П. Друкера, на определенных этапах развития предприятия такие же важны, как и миссия.
В рыночной экономике долгосрочная доходность является бесспорным источником инвестиций, обеспечивающих жизнеспособность и развитие фирмы; несмотря на это можно надеяться на достижение других целей предприятия. Они являются способами выполнения миссии и помогают сформировать стратегии. Так, предприятие может определить для себя цель быть первым или вторым на каждом сегменте рынка, где оно конкурирует. Тогда это найдет выражение в определенном наборе стратегий, которые будут создавать рыночное лидирования, а не ориентацию на определенную рыночную нишу. Однако какой бы ни была миссия предприятия, все или большинство целей предприятия направлены к одному: максимизация благосостояния собственников предприятия - единоличного или коллективного (в том числе, акционеров).
5. Исследование функций организации
Понимание организации как управленческой функции вытекает из двойственного содержания организации: сочетание совокупности людей требует определенного упорядочения в части последовательности, взаимодействия, координации, регламентации, без чего цель, для достижения которой сочетались люди, не будет достигнута вообще или за поставленный промежуток времени. Поэтому организация как общая функция управления нашла место в теории управления (или менеджмента).
Среди специалистов нет единства в определении понятия функции управления. В общем виде функция управления рассматривается как функционально специализированный вид управленческой деятельности, который отделился через разделение труда в управленческой деятельности и представлен объемом работ определенного вида, выполняемых для решения различных задач и достижения целей деятельности предприятия.
В разных концепциях управления предприятием предусматривается набор различных функций управления, которые не являются одинаковыми по значению. Так, функции управления разделяются на общие и специальные. Общие функции управления находят отражение во многих концепциях управления предприятием, тогда как специальные специфичные или объекта управления, или концепции управления. Функция организации с этой позиции принадлежит к общим. Общей функция организации проявляется в том, что она наряду с другими (планирование, координация, контроль и мотивация) является составляющей любого процесса управления вне зависимости особенностей организации.
В управлении предприятием, выступает коммерческим разновидностью организации, организация рассматривается как обеспечительная функция.
Несмотря на обеспечительный характер функции организации в управлении предприятием, ее значение является решающим.
Понятие организации в естественных науках, кибернетике, системном анализе рассматривается как процесс - упорядочение определенной разнообразия или как результат этого процесса - упорядоченность определенного разнообразия. В социологии организаций и общей теории организации понятие организации используется для обозначения социального процесса, управленческой функции и специфического многоэлементного субъекта (одновременно и объекта) коллективной деятельности.
В различных теориях организации функция организации рассматривается как функция управления, назначением которой является путем упорядочения (элементов - с позиции системного подхода или процессов с позиции процессного подхода) создание условий для деятельности предприятия, т.е. организация выступает обеспечительной функции управления предприятием.
Организация как обеспечительная функция управления предприятием призвана создать условия для деятельности предприятия, назначением которой является оправдание цели создания предприятия, т.е. достижение определенных результатов, которые должны быть признаны обществом. Для создания этих условий в таком функционально специализированном виде управленческой деятельности как организация путем выполнения работ определенного вида должны быть решены следующие задачи:
- Разделение системы предприятия на отдельные части, т.е. формирование структуры предприятия;
- Установление связей между различными видами работ, выполняемых в каждой части предприятия;
- Персонификация в выполнении различных работ, которые составляют не только функцию управления, но и другие функции предприятия - функцию производства, функцию обслуживания производства и функцию воспроизводства капитала;
- Обеспечение деятельности предприятия различными ресурсами;
- Формирование устойчивых связей между членами коллектива, общих для всех правил и культуры поведения.
Статус функции организации как общей подтверждается тем, что она отражает общий порядок управления деятельностью предприятия, являются в равной степени необходимым в стратегическом, тактическом и оперативном управлении.
Отображение функцией общего порядка управления деятельностью предприятия проявляется в ее нисходящий характер, отчего каждый раз на более низком уровне за сужения объема управленческих работ уточняются количество и характер работ, сроки их выполнения, объекты взаимодействия, т.е. формируется сначала объем работ группы специалистов и уже затем конкретного исполнителя или должностного лица.
Универсальный, то есть общий характер функции организации предоставляет возможность ее применения в отношении других функций управления. Тогда функция организации выступает установления целей, системообразования, тогда как другая функция управления, по которой функция организации добавляется, отражает содержательный характер управленческой деятельности. Примером применения функции управления относительно других функций управления предприятием выступают такие связи: организация планирование, организация учета, организация анализа и т.д.
Информация о работе Исследование функций и целей организации