Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 00:18, курсовая работа
Цель работы - усовершенствование процесса формирования функций и целей организации.
Современное стратегическое управление организацией базируется на составлении дерева целей. На протяжении последних десятилетий данная тема широко рассматривается в научных исследованиях. Однако не существует единства мнений в трактовке понятий. Различные школы дают свое определение основных категорий и критериев формирования дерева целей в системе стратегического управления.
Введение.................................................................................................................42.Понятие функций и целей организации..............................................................5
3.Стратегическое управление как реализация целевого подхода.......................10
4.Миссия и генеральная цель предприятия..........................................................15
5.Классификация целей организации...................................................................20
6.Исследование функций организации.................................................................32
7.Заключение...........................................................................................................378.Список использованной литературы..................................................................39
В последние годы наибольшее распространение «целевой подход к управлению» приобрел в форме стратегического управления, которое продемонстрировало свою эффективность на преуспевающих предприятиях различного типа во всем мире. Определение концепции стратегического управления предполагает формирование системы управления определенного (стратегического) типа с определения цели как отправной точки стратегических действий. В менеджменте функцией целеустановления есть функция планирования, в процессе реализации которой определяются цели и способы их достижения. Однако цель нельзя отождествлять с планом или прогнозом.
Прогноз, как уже отмечалось, определяет направление развития, цель - наиболее приемлемое состояние системы в рамках этого направления, а план - путь достижения цели, этапы и отдельные «ступеньки» движения к ним. Цель требует всесторонней качественной оценки будущего состояния системы, для которой она разрабатывается и должна давать законченное и комплексное представление о будущем состоянии системы. Установление цели это:
- Начало любого управленческого воздействия или действия, основное содержание планов;
- Основа построения критериев, стандартов, нормативов, используемых для оценки деятельности организации в целом, отдельных ее подсистем, работ и исполнителей;
- Одна из основных составляющих, применяемых для выявления проблем (сравниваются цели и достигнутые параметры системы, для которой установлено цель; между ними является полем «проблем», которые надо решить;
- Общий, предварительный вариант решения, который задает источники и «поле решений», а также их содержание в обобщенном виде;
- Стержень организационно-практической деятельности, поскольку осознание цели помогает сплотить коллектив и мотивировать его на достижение результата.
Функции целей, вытекающих из роли, можно сформулировать так:
- Оправдывают существование, законность организации;
- Регулируют поведение организации и ее членов;
- Способствуют распределению ответственности между структурными подразделениями;
- Уменьшают неопределенность, способствуют приспособлению к среде;
- Обеспечивают основу для конструирования организации и взаимодействие между отдельными ее подсистемами.
Цель в управлении - это идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния объекта, в отношении которого формулируется цель. Содержание цели в управлении можно проиллюстрировать с помощью нескольких характеристик. Целеустановления в управлении - это логико-аналитический и эмоциональный процесс, который должен опираться на научные основы, помогающие выбрать характеристики общей цели. Этот процесс состоит из последовательности четырех взаимосвязанных работ:
1) определение закономерных и необходимых характеристик объекта управления, отображения их в цели;
2) определение возможных, но нежелательных характеристик и состояния объекта, предсказания мероприятий, позволяющих отделить влияние этих обстоятельств на цель;
3) определение возможных и желательных обстоятельств и характеристик и включение их в цель;
4) разработка мер по ограничению цели от желаемых, но объективно невозможных обстоятельств и состояния объекта управления.
Установление целей - сложный и трудоемкий процесс, в котором сочетаются знания и опыт лиц, ответственных за формулирование целей, а также учета объективных факторов, отражающих ситуацию в среде, состояние производственного потенциала предприятия и влияние других объективных факторов. Правильно сформулированные цели должны отвечать следующим требованиям:
- реальность, конкретность, достижимость - это означает, что целью не может быть только достижение желаемого состояния объекта, абстракция или благозвучное банальность. Цель - это результат исследований и предположений, первоначальный вариант решений, в котором нужно учитывать возможности системы;
- требовательность, ориентация на высокий результат, успех (а не на процесс) - это означает, что в целях должно существовать стимулирующий фактор, который побуждает исполнителей, которые хотят добиться высоких результатов и успеха, прилагать дополнительные усилия и использовать весь производственный потенциал предприятия;
- научная обоснованность, согласованность - это означает, что в цели должны быть учтены объективные законы развития среды и объекта управления, сбалансированные объективные и субъективные элементы целеобразования, а все цели, лежащие в основе развития организации, следует рассматривать во взаимосвязи и взаимодействии;
- измеряемость - это означает, что цель должна быть представлена количественно или иным способом для оценки степени ее достижения, что очень важно при формировании плановых документов, стандартов действий или работ, нормативов и т.д. Особенно важно установить временные характеристики целей;
- однозначность для восприятия, ясность - это означает, что, рассматривая цель как самый общий вариант решения, исполнители должны понимать необходимость и целесообразность своей работы, тогда они смогут обесценивать более совершенные варианты достижения целей;
- гибкость - возможность и необходимость внесения корректив в содержание цели и структуру целей организации под влиянием изменений в среде;
- приемлемость - необходимость учета обычаев, потребностей, ба-жань, традиций и ценностей, сложившихся в обществе;
- отражения содержания деятельности - это означает, что процесс целеустановления задает организации в целом, а также отдельным ее составляющим (подразделениям и должностным лицам) определенное содержание и порядок действий, который должен способствовать достижению целей.
Примером плохо сформулированных целей могут быть: «Мы стараемся быть лидером в отрасли» или «Наша цель - вести жесткую конкурентную борьбу». Обеспечение требований относительно целей управления связано с технологией их формирования.
Установление целей в общем виде предусматривает прохождение четырех обязательных этапов:
1) выявление и анализ тенденций, можно наблюдать в окружении;
2) установление общей цели организации;
3) построение иерархии целей («дерева целей»);
4) установление индивидуальных целей и задач как инструмента обеспечения их выполнения.
3. Миссия и генеральная цель предприятия
В зарубежном менеджменте конца 80-х годов цели для предприятия устанавливали в рамках концепции «видения», «миссии» или стратегического направления, которые развивали концепцию «стратегического мышления» как основы для деятельности.
Такой подход должен обеспечить связь между общими, качественными целями предприятия и его специфическими сугубо производственно-коммерческими ориентирами. Далее это получило развитие в «рационализации общественной выгоды», которая трактовалась для акционерных обществ как обеспечение интересов различных групп акционеров, что, в свою очередь, является отражением изменений на рынке капитала.
Генеральная миссия (ГМП) предприятия или организации касается ее долгосрочной направленности и ориентации на конкретный тип деятельности. В рыночной экономике тип деятельности задается рыночной ситуацией, потребностями рынка, а также другими факторами среды: ГМП в рыночной экономике трактуется как миссия.
Миссия - цель, ради которой существует организация.
Миссия тесно связана с такими категориями, как «видение» развития фирмы, «философия существования фирмы» и т.д., и почти всегда является личным взглядом руководителей высшего уровня на перспективу развития предприятия.
Управленческая ценность формулировки миссии состоит в определении долгосрочной ориентации предприятия и основных решений относительно согласованных действий по реализации «видения» его развития. «Видение» - взгляд высшего руководства предприятия на то, какой может быть организация (предприятие) по стечению обстоятельств.
Миссия состоит из долгосрочного «видения» того, что организация хочет делать, и из того, какой организацией она пытается стать.
В условиях, когда руководители предприятия «не имеют четкого« видения »того, что организация собирается делать и чем стать, их решения и действия больше похожи на блокирование путей развития сверху, чем на их расчистку». «Видение» очень тесно связано с философией функционирования предприятия.
Философия функционирования предприятия - это интегрированная часть управления, что позволяет осознать будущее, руководствуясь имеющейся и желаемой позицией, образом жизни предприятия, которые являются основными установками процесса мышления, интеллектуальных работ, обусловливающих процессы, процедуры, технологии и содержание решений. Сейчас доминирующей философией развитых, процветающих организаций является предпринимательство как основа движения вперед, создание ценностей и выполнение требований по социальной ответственности.
Довольно значительное количество авторов считает нужным начинать формирование и анализ деятельности любой организации из таких существенных категорий, как «видение», философия существования, ценности, делятся персоналом, и миссия.
Прежде чем начинать процесс принятия решения по дальнейшему развитию предприятия, каждый руководитель должен четко ответить на следующие вопросы: «К какой сфере относится наша нынешняя деятельность? Чем мы собираемся заниматься в будущем? »Ответ на эти вопросы поможет оценить масштабы и глубину преобразований в организации, характер управления этими изменениями. Чаще всего ответ на указанные вопросы в концентрированном виде определяется в миссии предприятия.
Миссия может быть обоснована и определена лишь при условии четкого представления о продукции или услуге, которая может найти сбыт на конкретном сегменте рынка, об организационно-технологические возможности изготовления конкурентоспособного продукта, о существовании общественной фирмы, наряду с идеей самоопределения и формирования неповторимого положительного имиджа является основой философии существования предприятия в современных условиях.
Миссия, сформулированная на таких принципах, играет роль силы, объединяющей усилия работников, позволяет сочетать разные цели и интересы различных групп людей (например, акционеров, менеджеров, работников всех звеньев, профсоюзов), определить общий диапазон обязанностей исполнителей, участвующих в деятельности предприятия; и умные предпосылки раз-деления ресурсов с учетом системных и локальных приоритетов, а также оценить воздействие отдельных факторов и элементов внешней и внутренней среды под единым «углом зрения» (способствуют они или нет выполнению миссии), т.е. составить общую «панораму бизнеса».
Миссия, как правило, представляет собой краткое высказывание, что хорошо запоминается. Хорошо осведомленные специалисты рекомендуют использовать простые предложения, понятные работникам и людям, которые существуют за пределами предприятия. Главное - это сформулировать, какую потребность удовлетворяет фирма, кто «целевой потребитель», чем лучшие товары по сравнению с товарами других фирм (т.е. почему надо покупать эти, а не другие товары). Можно сказать, что миссия - это своеобразная текстовая реклама, хотя его роль и значение для предприятия выходят за рамки рекламного объявления.
Миссия - главная цель, которая касается ее долгосрочной ориентации на какой-либо вид деятельности и соответствующее место на рынке, при чем «место на рынке» рассматривается с таких точек зрения: какие группы потребителей обслуживаются, какие функции при этом выполняются, какие производственные процессы используются.
Существуют четкие правила выбора миссии (генеральной цели) предприятия или организации, позволяющие достаточно жестко связать объективные и субъективные ее стороны.
Правило 1. Обеспечить открытую разработку и обсуждение цели среди сотрудников и других заинтересованных в деятельности предприятия лиц (с помощью формальных процедур, что позволяет компенсировать последствия изменений в составе сотрудников и учитывать альтернативы в ходе формулирования и корректировки цели).
Правило 2. Установить, оценить и обсудить альтернативные варианты цели внутри организации (что помогает сотрудникам осознать, чем является на самом деле организация, где они работают).
Правило 3. Определить в процессе обсуждения сторонников и противников. Первые объединяются вокруг цели, другие - осознают, что их источники экономического и морального удовлетворения находятся за пределами этой организации, и принимают решение об увольнении.
Международная теория и практика выдвинули и усовершенствовали широкий спектр эвристических методов формулирования и анализа целей: «мозговая атака», «альтернативные сценарии будущего», «кибернетические сессии», «упражнения дилетантов», «метод Дельфи» и т.д. Опыт показал, что только использование совокупности методов позволяет выдвинуть цели, соответствующие требованиям, которые существуют относительно целей развития и целей управления.
Через многоцелевой характер деятельности предприятия очень остро стоит проблема определения и баланса разнонаправленных целей, которыми пользуется предприятие в своем развитии.
Сейчас уже не вызывает удивления или противодействия доминированию многоцелевого подхода к деятельности предприятий или организаций. На практике это находит выражение в характере решений, которые принимает руководство предприятиями. Это означает:
Информация о работе Исследование функций и целей организации