Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 23:24, курсовая работа
Любая организация в современных условиях должна стремиться максимизировать результативность своей деятельности, для того, чтобы оставаться конкурентоспособной на мировом и отечественном рынках. Поэтому очень важно понимать, что для того, чтобы деятельность организации была наиболее эффективной, менеджерам необходимо в первую очередь учиться строить качественные прогнозы относительно будущего развития организации. Следует также учитывать то обстоятельство, что осуществление прогноза, это достаточно тяжёлая задача, и для того, чтобы прогноз отображал ситуацию наиболее приближённую к реальности, не достаточно использовать методы, основанные на построении интуитивных прогнозов.
Целью данной работы является анализ экономико-математических методов прогнозирования в управлении организации, а также рассмотрение метода анализа временных рядов при прогнозировании объёма продаж.
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДОВ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 5
1.1Необходимость прогнозирования в управлении организации…………..4
1.2 Задачи и принципы прогнозирования……………………………………...5
1.3 Экономико-математические методы прогнозирования……………….…9
1.4 Метод анализа временных рядов………………………………………….10
2. ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА АНАЛИЗА ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ 16
2.1 Проблемы прогнозирования объёмов продаж с помощью методов анализа временных рядов……………………………………………………….14
2.2 Способы прогнозирования объёмов продаж с помощью методов анализа временных рядов……………………………………………………….17
3. СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА АНАЛИЗА ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 22
3.1 Проблемы использования метода анализа временных рядов в управлении организации………………………………………………………...20
3.2 Проблемы анализа временных рядов в системе управления базами данных, пакете MS Excel, и системе STATISTICA………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 32
ПРИЛОЖЕНИЕ В 33
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 34
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 36
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДОВ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 5
1.1Необходимость прогнозирования в управлении организации…………..4
1.2 Задачи и
принципы прогнозирования………………
1.3 Экономико-математические
методы прогнозирования……………….…
1.4 Метод анализа
временных рядов………………………………………
2. ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА АНАЛИЗА ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ 16
2.1 Проблемы прогнозирования
объёмов продаж с помощью
2.2 Способы прогнозирования
объёмов продаж с помощью
3. СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА АНАЛИЗА ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 22
3.1 Проблемы использования
метода анализа временных рядов в управлении
организации…………………………………………………
3.2 Проблемы анализа временных рядов в системе управления базами данных, пакете MS Excel, и системе STATISTICA………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 32
ПРИЛОЖЕНИЕ В 33
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 34
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 36
Любая организация
в современных условиях должна стремиться
максимизировать
Следует отметить, что наиболее часто применяемым методом построения прогнозов в организации является метод анализа временных рядов. Дело в том, что именно данный метод характеризуется своей простотой применения и достаточно высокой точностью. Очень часто этот метод применяют для прогноза объёма продаж, поскольку для руководителей очень важно сделать качественный прогноз именно этого показателя, поскольку при его грамотном осуществлении, организация сможет более эффективно планировать свою деятельность.
Однако следует заметить, что с помощью прогнозирования получить чистый результат не удастся, можно рассчитывать только на максимально приближённые к действительности значения. Но руководители организаций заинтересованы именно в наиболее точном результате, поэтому их основной задачей при прогнозировании становится поиск путей по улучшению результативности качества прогноза. Для этих целей в настоящее время постоянно разрабатываются пакеты программ, позволяющие делать точные прогнозы, при достаточно больших объёмах данных. Однако развитие информационных технологий не стоит на месте, и программные продукты и методики проведения прогнозов постоянно меняются, поэтому в настоящее время менеджерам очень важно следить за обновлениями в сфере информационных технологий, для того, что бы наиболее эффективно планировать свою деятельность и оставаться конкурентоспособными.
Таким образом, актуальность рассматриваемой темы заключается в необходимости применения экономико-математических методов прогнозирования в управлении организации, а также важности применения такого метода, как анализ временных рядов, и использовании его для прогнозирования объёма продаж в организации.
Целью данной работы является анализ экономико-математических методов прогнозирования в управлении организации, а также рассмотрение метода анализа временных рядов при прогнозировании объёма продаж.
Основными задачами работы являются:
Объектом исследования выступают методы экономико-математического прогнозирования, а предметом – анализ временных рядов, как фактор, формирующий эффективную деятельность организации в прогнозируемых периодах.
1.1 Необходимость прогнозирования в управлении организацией
Процесс управления организацией представляет собой постоянную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит и результат деятельности организации. И в первую очередь, перед тем как начать какое-либо дело, необходимо определить цель своих действий. В процессе управления руководителям очень часто приходится сталкиваться с серьёзными проблемами, и от того, насколько оптимально было принято решение, будет зависеть конечный результат деятельности организации.
Необходимость в принятии решения возникает только при наличии определённой проблемы, которая в общем виде характеризуется двумя состояниями — заданным (желаемым) и фактическим (прогнозируемым), и именно прогнозирование будет отправной точкой в процессе принятия управленческого решения. Рассогласование между этими состояниями предопределяет необходимость выработки управленческого решения и контроль над его реализацией [16, с. 27].
Но для того, чтобы прогнозирование было наиболее эффективным, нужно учитывать, что цели организации должны быть конкретными и измеримыми. То есть для каждой цели должны существовать критерии, которые позволили бы оценить степень достижения цели. Исходя из этого, можно сделать вывод, что необходимо уметь ставить такую цель, достижение которой можно количественно измерить и оценить результат. И именно по этой причине и необходимо использовать методы прогнозирования [11].
Прогнозирование – это своего рода умение предвидеть, то есть анализировать ситуацию и видеть её изменения в будущем. Так как каждое решение – это проекция в будущее, а будущее – содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений. Просчет рисков также является неотъемлемой частью прогнозирования, как системы оценки возможных потерь и выигрышей при принятии данного решения.
Следует заметить, что выработка решения есть процесс осознания целей и средств для его достижения, а также мысленного обсуждения и совершения действия, которые будут предшествовать фактическому выполнению этого действия. Одним из главных элементов принятия решения является волевой фактор, который представляет собою один из факторов, направляющих процесс выработки и принятия решения. Поскольку решение может быть различным, назначение волевого фактора состоит именно в выборе одного определенного варианта решения.
Поэтому в ходе выработки управленческих решений лица, готовящие их, продумывают варианты, результаты, последствия решений в своем воображении, в мысленном представлении. При этом фактически используются логические модели процессов управления, мысленные сценарии их протекания. Но возможности даже квалифицированного, опытного специалиста в воспроизведении картины поведения объекта управления под влиянием управляющих воздействий довольно ограниченны. Приходится привлекать на помощь математические расчеты, дополняющие мысленные представления, иллюстрирующие ожидаемую картину управляемого процесса в виде цифр, кривых, графиков, таблиц. Поэтому в процессе принятия управленческих решений очень важно использовать экономико-математические методы прогнозирования [12].
1.2 Задачи и принципы прогнозирования
Прогнозирование – специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления. То есть — это метод, в котором используются как опыт, накопленный в прошлом, так и текущие допущения в отношении будущего в целях его определения. В результате этого получают картину будущего, которую можно использовать как основу при планировании.
Прогноз в управлении представляет собой технологию разработки моделей развития управляемого объекта. Показатели прогноза (числовые характеристики объекта, объемы и сроки работ и т. п.) имеют вероятностную природу. На основе прогнозов осуществляется предвидение, и принимаются управленческие решения. Цель прогнозирования — получить научно обоснованные варианты тенденций развития организации.
Источниками информации для прогнозов, как правило, являются вербальные и письменные тексты, получаемые в процессе коммуникаций между людьми или в открытой печати. Однако следует учитывать, что для того чтобы получить информацию о будущем, нужно изучить законы развития той сферы, которая нам интересна, определить причины, движущие силы её развития - это и есть основная задача прогнозирования.
В качестве основных движущих сил развития организации выступают социальные потребности, технические возможности и экономическая целесообразность. В соответствии с этим можно выделить три основные задачи прогнозирования:
Для начала необходимо установить цели организации. Выбор целей является результатом анализа социально-экономических задач, которые необходимо решить и которые отображают объективный характер действия экономических законов.
Выбору целей предшествует разработка альтернатив целей и ранжирование целей. Исходными предпосылками выбора целей являются, с одной стороны, реальная возможность решения данной альтернативы, а с другой – ее оптимальность по критерию эффективности.
Далее необходимо найти пути и средства достижения целей. Они определяются на основе анализа развития организации. При этом в процессе прогнозирования происходит ограничение области альтернативных вариантов путей и средств достижения поставленных целей, т. е. определяется область оптимальных решений. В процессе разработки плана принятия решения определяется единственное решение, оптимальное по принятому вектору критериев.
В зависимости от того, какая задача решается в первую очередь, различают два вида прогнозирования: исследовательское и нормативное.
Исследовательское
прогнозирование – это
Нормативное прогнозирование – прогнозирование тенденций развития объекта прогноза, которые должны обеспечивать достижение в установленный момент будущего определенных экономических целей. В этом случае ориентация прогноза во времени происходит по схеме «от будущего — к настоящему».
После того как руководство определило цели и средства для их достижения, появляется новая задача, которая сочетается с определением потребности в ресурсах. При определении этой потребности следует рассматривать плановые и прогнозные матрицы ресурсов (финансовых, трудовых, материальных и энергетических), а также матрицы производственных мощностей и ресурсов времени. Оценке подлежат как необходимые ресурсы, так и вероятные ограничения на их величину в диапазоне времени упреждения плана или прогноза [14, c. 124-125].
Следует заметить, что движущие силы развития не действуют изолированно, они взаимосвязаны и взаимообусловлены и могут быть представлены в следующем виде:
Рисунок 1.1 - Взаимосвязь движущих сил развития
Вершины этого «треугольника» идентифицируют движущие силы развития организации, его ребра — обоюдные связи между ними. Поэтому задачи планирования и прогнозирования нельзя рассматривать изолированно. В процессе прогнозирования и разработки плана обязательно производится анализ взаимодействия целей, способов и технических средств их достижения, ресурсов, необходимых для их реализации, и определяются по принятым критериям эффективности оптимальные пути развития организации.
Информация о работе Экономико-математическое прогнозирование в управлении организацией