Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 21:05, курсовая работа
Коммуникации в организации - это информационные взаимодействия, в которые люди вступают при выполнении своих функциональных обязанностей или должностные инструкций.
В узком понимании организация - это структура, конструкция, делающая возможным протекание процессов, связанных с движением («скелет»).
По общему признанию, коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента. По существу это своего рода «кровеносная система» единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу «чужими руками».
Введение 3
Коммуникационный процесс и его элементы 6
Межличностные коммуникации и их особенности 20
Организационные коммуникации и их совершенствования 30
Заключение 37
Список используемых источников 40
Отмечено, что уже на начальном этапе межличностной коммуникации оба партнера, опираясь на свой познавательный опыт, решают одновременно несколько задач: 1) Что я думаю о себе — кто я такой? 2) Что я думаю о партнере — кто он такой? 3) Что я думаю о том, как партнер думает обо мне? 4) Что думает партнер о себе? 5) Что думает партнер обо мне? 6) Что думает партнер о том, как я его себе представляю. Здесь задействованы блоки идентификации, самопознания, рефлексии, прогнозирования развития образа партнера — все, что помогает «настроиться» на межличностное общение.
Функциональный параметр также играет значительную роль в успешной актуализации функции речевого взаимодействия, но не является решающим, за исключением тех случаев, когда допускается грубое нарушение принятых норм социальной дифференциации и ситуативной вариативности коммуникативных средств.
Восприятие
в контексте социально-
а)
идентификация — понимание
б) рефлексия — понимание другого через размышление за него;
в) эмпатия — понимание другого человека через эмоциональное сопереживание;
г) стереотипизация — восприятие и оценка другого путем перенесения на него общепринятых характеристик какой-либо социальной группы или ее представителя.
В контексте межличностной коммуникации восприятие — это, прежде всего, сложный процесс приема и переработки смысловой и оценочной информации, необходимое условие для актуализации межличностной коммуникации. Эффективность межличностной коммуникации зависит от степени адекватности смыслового восприятия, так как с этим связана правильность интерпретации информации, коммуникативной установки партнера и прогнозирование последующих этапов коммуникации.
Успех коммуникации
достигается лишь в том случае,
если участники коммуникации обладают
общей возможностью интерпретации
определенного знака. Эти процессы
являются важнейшими элементами коммуникативного
акта. Поскольку человек не владеет
телепатией и не способен передать
электрические импульсы непосредственно
из своего мозга в мозг партнера,
то возникает необходимость
Кодирование — это процесс зашифровки наших мыслей, чувств, эмоций в форму, узнаваемую другими. Для этого человек использует символы, которые могут быть письменными, вербальными, невербальными, математическими, музыкальными и т.д. Набор таких символов является сообщением. Функция кодирования — обеспечение формы, в которой идеи и цели могут быть выражены как передача сигналов.
Декодирование — это процесс получения и интерпретации сообщений, получаемых человеком извне. Он связан с расшифровкой символов, составляющих сообщение.
Способы
кодирования и декодирования
сообщений формируются под
Любая культура
создает свою собственную систему
символов и придает каждому символу
соответствующие значения. Но культуры
не только наполняют свои символы
разным значением, но и используют символы
в разных целях. Поэтому в процессе
коммуникации всегда важно помнить,
что символы являются таковыми только
потому, что определенная группа людей
соглашается принять их как символы.
Между символом и его значением
зачастую нет естественной связи. Их
отношения произвольны и
Денотация — это значение символа, признаваемое большинством людей в данной культуре. Коннотация — вторичные ассоциации, разделяемые лишь несколькими членами данного сообщества. В силу этого они всегда субъективны и эмоциональны по своей природе.
Как слова, так и символы-вещи могут менять свои значения — от поколения к поколению, от региона к региону. Об этом также необходимо постоянно помнить в процессе коммуникации.
В межличностной коммуникации невербальные средства зачастую дополняют языковые формы общения (например, мы говорим: «Привет!» и при этом улыбаемся). Невербальные знаки могут не соответствовать устному сообщению (например, мы говорим: «Рады вас видеть!», но при этом хмуримся и смотрим в сторону). Невербальное сообщение может также дополнять вербальное (сказать детям: «Тише!» и приложить указательный палец к губам). Невербальное поведение служит для регулирования общения. С помощью кивка головой, взгляда, жеста мы легко вступаем в беседу или прекращаем ее. В ряде случаев невербальные способы могут замещать вербальные (так, ребенок может не попросить подать ему игрушку, а просто указать на нее).
Кроме указанных средств к каналам коммуникации могут быть также отнесены публичные выступления, личные встречи, рекламные объявления и др.
Таким образом, при межкультурной коммуникации каждая культура представляет собой систему кодов, которая распространяет свое действие на повседневные отношения, социальные и культурные нормы и т.д. Эти кодовые системы культур, как правило, несопоставимы между собой или в лучшем случае сопоставимы только ограниченно. В связи с этим в процессе коммуникации приобретает важное значение проблема кодирования и декодирования информации. Эффективность межличностной коммуникации зависит от степени адекватности смыслового восприятия, так как с этим связана правильность интерпретации информации, коммуникативной установки партнера и прогнозирование последующих этапов коммуникации.
В процессе
организационной деятельности персонал
организации имеет отношение
в большей степени с
Организационные
коммуникации – это процесс, с
помощью которого руководители развивают
систему предоставления информации
и передачи сведений большому количеству
людей внутри организации и отдельным
индивидуумам и институтам за ее пределами.
Они служат необходимым инструментам
в координации деятельности по всей
вертикали и горизонтали
Для повышения результативности функционирования организаций особое внимание следует уделять вопросам исследования коммуникаций – известно, что большую часть рабочего времени менеджеры тратят на коммуникации. Система коммуникаций организации тесным образом связана с системой управления, однако многие организации не в состоянии оптимальным образом организовать систему коммуникаций, что отрицательным образом сказывается на деятельности организации в целом.
Для повышения эффективности управления организацией необходимо изучить роль коммуникаций в организации; коммуникационный процесс и его элементы, комплекс коммуникационных потоков организации, т.е. исследовать систему коммуникаций, уделяя особое внимание информационному, технико-технологическому, организационному и социально-психологическому аспектам.
Все сотрудники организации, объединенные взаимосвязанными и взаимообусловленными коммуникационными потоками посредством коммуникационных каналов друг с другом и внешней средой в коммуникационный процесс, образуют систему коммуникаций организации. Как известно, коммуникационные потоки организации подразделяются на:
а) внутренние и внешние;
б) формальные и неформальные;
в) горизонтальные, вертикальные и диагональные;
г) восходящие и нисходящие;
д) вербальные и невербальные и т.д.
Среди барьеров, препятствующих коммуникации, наиболее существенными являются организационные и индивидуальные барьеры.
Можно выделить
следующие организационные
Для предотвращения
указанных организационных
Индивидуальные барьеры, в основном, происходят вследствие различий в уровне образования и компетенции сотрудников, несоответствия их доходов, возрастных и прочих социально-демографических показателей.
Минимизировать конфликтность и негативное влияние индивидуальных барьеров возможно повышением уровня коммуникативной компетентности сотрудников.
Коммуникативная
компетентность – это определенный
уровень сформированных персональных
характеристик, знаний, личностного
и профессионального опыта
К наиболее
важным характеристикам, определяющим
коммуникационную компетентность, относятся
коммуникабельность, понимание и
использование невербального
Для изучения и совершенствования системы коммуникаций организации могут применяться различные подходы исследования. К ним, в частности, относятся:
- системный
подход, основанный на рассмотрении
системы как единого целого, связанного
с внешней средой, функционирующего
с учетом всех возможных
- ситуационный
подход, согласно которому необходимо
учитывать конкретные внешние
и внутренние факторы, которые
характеризуют систему в
- комплексный
подход, при котором обычно
Наиболее
предпочтительным является, безусловно,
применение системного подхода в
совокупности с ситуационным подходом,
поскольку коммуникации организации
объединены в сложную систему, охватывающую
все взаимосвязанные и
Для исследования
и дальнейшего
Одним из наиболее распространенных качественных методов исследования является экспертный метод, который можно использовать для выявления степени влияния различных факторов коммуникации на эффективность деятельность организации.
Подходы
и методы для исследования системы
коммуникаций организации выбираются
исходя из текущего состояния информационного
и технико-технологического обеспечения
системы коммуникаций и, соответственно,
системы управления. В системе
информационного обеспечения
Способы
совершенствования