Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 10:19, курсовая работа
Первоначально внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что, для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях, любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке. Она должна активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение легло в основу стратегического управления, используемого передовыми фирмами в условиях высокой неопределенности внешней среды.
Введение
………………………………….2
Понятие «внешняя среда организации»
…………………………………3
Характеристики внешней среды
…………………………………5
Среда прямого воздействия
………………………………..11
2.2.Среда косвенного воздействия
………………………………..18
Методы анализа внешней среды
………………………………..23
3.1. PEST-анализ
………………………………..24
3.2. SWOT-анализ
………………………………..28
3.3. SNW – анализ
………………………………..29
3.4. Профиль среды
………………………………..30
3.5. Метод ЕТОМ
………………………………..31
Заключение
………………………………..32
Список литературы
………………………………..33
Следующая характеристика внешней среды – подвижность. Подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью.
Однако, при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Считается, что наиболее быстрые изменения во внешней среде затрагивают, прежде всего, фармацевтическую, химическую, электронную, авиационно-космическую отрасли, производство программных продуктов, биотехнологии, а также телекоммуникации. Изменения в этих отраслях столь стремительны, что экспертные прогнозы развития даже на 5-7 лет оказываются нереальными. В 1997 г. НИИ по изысканию и проектированию сооружений связи предсказывало, что мобильной связью в России к концу 2005 г. будут пользоваться 40,8 млн. человек. В 2005 году в августе зарегистрировано 102,4 млн. абонентов. В 1995 г. в интервью «Коммерсант» Эккард Пардов (EMTEC Magnetics) утверждал, что VHS останется самым популярным видеостандартом в ближайшие 10 лет. В 2003 году соотношение продаж DVD/VHS-кассеты было 4/1 [11]. Фирма Adobe Corporation на протяжении последних пяти лет ежегодно выпускает новую версию своего основного программного продукта и несколько дополнительных пакетов с backgrounds, фильтрами и дополнительными утилитами, в то время как первые версии Photoshop выходили с интервалом в 2-3 года. Последние модели сотовых телефонов – смартфоны представляют собой удивительный гибрид компьютера и средства телекоммуникации, способный выйти в интернет .
В перечисленных выше отраслях на фирмы оказывают воздействие такие факторы, как изменения технологий и методов конкурентной борьбы. Менее заметные изменения во внешней среде происходят в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям, в кондитерской, мебельной промышленности, производстве тары и упаковочных материалов, пищевых консервов.
Кроме того, подвижность
внешнего окружения может быть выше
для одних подразделений
Учитывая способность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или её подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.
Существует ещё одна характеристика внешнего окружения, которую следует выделить – это её неопределённость. Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Поскольку бизнес все более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в ее точности снижается. Таким образом, чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.
Изменения, которые
происходят на мировых товарных рынках
и в мировом хозяйстве в
целом, непосредственным образом сказывается
на хозяйственной деятельности отдельных
фирм, использующих различные средства,
формы и методы приспособления к
внешней среде. В каждой стране они
многовариантны, что зависит от конкретных
экономических условий, традиций, степени
ориентации на внешний рынок и
многих других факторов. Именно анализ
внешней среды, основанный на многовариантных
расчётах рентабельности и эффективности
производства отдельных видов продуктов
и деятельности фирмы в целом,
даёт возможность учитывать
Эффективная деятельность
организации предполагает, что менеджер
обладает навыками работы в условиях
неопределенности внешней среды, отсутствии
достаточной информацией для
того, чтобы точно прогнозировать
динамику нужд потребителей и изменения
внешних факторов. Когда скорость
происходящих изменений возрастает,
организация сталкивается с достаточно
высоким уровнем
В настоящее время существуют две базовые стратегии работы в условиях высокой неопределенности среды: адаптация и воздействие на среду.
Адаптация организации к изменениям среды с целью сделать ее более благоприятной для функционирования.
В зависимости от влияния неопределенности различных факторов внешней среды, менеджмент компании может использовать различные стратегии адаптации, четыре основных вида которых приводятся ниже:
Воздействие на среду - второй вариант стратегии, в рамках которой организация стремится оказать воздействие на факторы неопределенной внешней среды.
К базовым стратегиям
воздействия можно отнести
Анализ внешней
среды требует постоянного
При рассмотрении влияния
внешнего окружения на организацию
важно понимать, что характеристики
среды отличны, но в то же время
связаны с ее факторами, так как
все вышеперечисленные
2.1. Внешняя микросреда (среда прямого воздействия)
Внешняя среда прямого воздействия для организации – это совокупность факторов, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.
Внешнюю микросреду организации можно схематически представить как систему ее (фирмы) материальных, финансовых и информационных связей.
Рисунок 2.
Схема внешних связей
организации с факторами
Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации или средой задач. Как уже указывалось нами выше, к ней относятся:
Поставщики
Поставщики обеспечивают поступление необходимых для функционирования организации видов ресурсов, основными из которых выступают сырье и материалы, энергия, оборудование и технологии, финансовые и информационные ресурсы, рабочая сила. Даже у небольшой фирмы могут быть десятки поставщиков.
Традиционно отношения
между производителями (фирмой-потребителем
сырья) и поставщиками напоминали отношения
между двумя соперниками, находящимися
в вечном противостоянии. Однако постепенно
взгляды изменились, многие фирмы
осознают, что тесное сотрудничество
с поставщиками приносит реальную экономию
и повышение эффективности
Бывают ситуации, когда трансакционные издержки по контрактам поставки слишком высоки, или поставщик основного сырья время от времени срывает сроки поставок, поставляет бракованную продукцию. Невозможность обеспечить поставки в нужных объёмах может создать большие трудности для организаций. Во что обошлось бы отсутствие хотя бы одной детали, которая устанавливается в определенной точке сборочного конвейера, например, фирмы «General Motors»? Для разрешения этой проблемы может быть избрана стратегия обратной вертикальной интеграции. В России, в начале 90-х годов, когда часто продукция от подрядчиков поставлялась не вовремя, а ценовая политика была непредсказуема, в химической, металлургической, нефтеперерабатывающей и других отраслях активно начали вырастать холдинги, строящиеся именно на принципе вертикальной интеграции. Такая стратегия – не самый дешевый способ воздействия на рассматриваемый элемент среды задач.
Эффективнее строить
свои взаимоотношения с поставщиком-
Японские фирмы
разработали другой способ «эксклюзивной»
работы с поставщиками. Их система
снабжения требует тесного
Взаимодействия с поставщиками финансовых ресурсов всегда строились особым образом. К этой группе относятся банковские и кредитные учреждения, инвестиционные и венчурные фонды, частные инвесторы, акционеры. Возможность развивать бизнес часто зависит от возможности привлечения дополнительных финансов. Поэтому для любой коммерческой организации очень важно, насколько инвестиционно-привлекательно она выглядит. В России сейчас все больше крупных предприятий – лидеров отрасли переходят на западные стандарты отчетности, внедряют корпоративную культуру и проводят оценку гудвилл. Имидж становится их оружием в борьбе за «благосклонность денег».