НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«Московский психолого-социальный
университет»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине: «Теория управления»
на тему: «Методы развития творческого потенциала
менеджера».
Выполнил:
студент группы
12/БУЗ-5
Цупрунова Ксения
Андреевна
______________
(подпись)
Проверил:
к.э.н., доцент
Сочнева Елена
Николаевна
______________
(подпись)
Работа
защищена с оценкой__________________
Красноярск
2014 г
Введение.
В наше время рынок товаров
и услуг переполнен однотипными
фирмами-производителями. Они выпускают
одинаковый товар либо предоставляют
однотипные услуги и отличаются
друг от друга лишь названиями.
Это обуславливает высокий уровень
конкуренции. Перед руководителями
данных компаний встает вопрос:
как же стать лидером в своем
деле и не дать другим занять
это место? Именно поэтому возникает
необходимость в постоянном развитии,
внедрении инноваций и предложении
новых, оригинальных и нестандартных
идей. Эти и многие другие факторы
привели к возникновению креативного
менеджмента. Под креативным менеджментом
подразумевается деятельность по
управлению творческим процессом.
Творческими работниками раньше
было принято называть деятелей
литературы и искусства. На самом
деле творит человек любой
профессии, если он находит новое
решение известной задачи, разрешает
проблему или открывает новое
направление.
Сам процесс творчества начинается
с поиска идей. Основанием этого
поиска являются - проблемы, цели, задачи
организации.
Происходит все более активное
проникновение творчества из
сферы искусства и науки в
другие сферы человеческой деятельности.
Не стала исключением и сфера
управления. В теории управления
в последнее время все больше
внимания стали уделять проблеме
широкого использования креативного
потенциала менеджеров и топ-менеджеров
предприятия [1] . Во многих институтах
и университетах появляются специальные
курсы креативного менеджмента, способствующие
развитию навыков инновационных творческих
решений в управлении и бизнесе. Так же
широкое применение нашли многочисленные
курсы и тренинги, которые способствуют
усовершенствованию творческого потенциала
и помогают научиться находить креативные
идеи. Революционные изменения в технологии
и конкуренция просто заставляют компании
разрабатывать нетрадиционные подходы
к решению традиционных задач, искать
принципиально новые решения.
Реализуются решения, направленные
на сокращение объема рутинного
труда в компаниях, на передачу
такого управленческого труда
компьютерам, машинам и автоматам.
Соответственно высвобождается
время, которое персонал, особенно
управленческий, может тратить на
творческую деятельность. Специалистами
все более ценится не только
и даже не столько уровень
оплаты труда, сколько возможности
творческой самореализации, свободы
творчества.
В современном западном менеджменте
управление процессами формирования
новых идей в настоящее время
относят к «креативному менеджменту».
Одной из характеристик творческих
способностей (креативности) выступает
интеллект. Как сложный механизм
интеллект включает креативность как
свою собственную часть, т.е. креативность
и есть естественный механизм работы мозга
при решении возникающих проблем, а креативный
менеджмент призван не только управлять
наукоемкими производствами и творческими
коллективами, но и проявлять искусство,
принимать единственно правильное решение
в непредвиденных ситуациях [2].
Поэтому целью данной курсовой
работы является изучение внедрения,
использования и развития креативного
мышления в работе менеджера,
а так же системы управления
процессом принятия креативных
решений творческими сотрудниками,
коллективами и т.п.
Для достижения вышеуказанной
цели написания курсовой работы
были поставлены следующие задачи:
Дать
характеристику креативному управлению.
Изучение самого процесса креативного
управления.
Что
такое креативная личность. Дать характеристику
творческому процессу. Определить какие
существуют препятствия проявления креативности
и какие существуют методы развития и
стимулирования творческого потенциала
личности.
Изучение
основных методов психологической активизации
мышления человека, методов систематизированного
поиска идей и методов целенаправленного
решения творческих задач. Т.е. изучение
способов активизации мышления и их результатов.
При написании курсовой работы
использовались следующие методы
научных исследований: методы экспериментального
исследования, изучение монографических
публикаций и статей, аналитический
метод, метод количественной и
качественной обработки материалов,
работа с библиографическими
источниками, работа с литературными
источниками.
Курсовая работа состоит из
двух глав: теоретической и практической.
Так же курсовая работа содержит в себе
3 таблицы, 1 рисунок, 1 приложение и 17 литературных
источников.
Глава I: «Креативный менеджмент и креативное
мышление менеджера»
Тема 1: «Креативное управление»
Понятие креативного менеджмента.
Начало внедрения творческого
подхода в управленческую деятельность
произошло сравнительно недавно,
но характеризовался этот процесс
очень быстрыми темпами развития.
Творчество стало неотъемлемой
частью управления. Как результат
появился вид менеджмента, отвечающий
за управление творческим процессом
– так называемый «креативный
менеджмент». Для начала необходимо
внести ясность, как соотносятся
понятия «творчество», «творческое
мышление» и «креативность».
Творчество - это деятельность, результатом
которой является создание новых
материальных и духовных ценностей.
Творческое мышление – это
способность генерировать необычные
и новаторские идеи, находить
принципиально новые, уникальные
решения, создавать новый взгляд
на вещи, связывать предметы или
образы так, как их раньше не
связывали.
Креативность (или дивергентные
способности) - способность порождать
множество разнообразных оригинальных
идей относительно одного и
того же объекта.
Критерии креативности:
Беглость - количество идей, генерируемых
в единицу времени
Оригинальность - способность производить
«уникальные» идеи
Восприимчивость - чувствительность
к необычным деталям и противоречиям
Метафоричность - готовность работать
в фантастическом, «невозможном»
контексте, склонность использовать
символические, ассоциативные средства
для выражения мыслей.
Креативность (от лат. Creatio – созидание,
сотворение) – творческая, созидательная,
новаторская деятельность.
Креатира (от лат. Creatira – созидание, творение)
– а) творение; б) ставленник влиятельного
лица, послушный исполнитель воли своего
покровителя. Например: человек – творение
бога (создателя).
Менеджер – специалист, профессионально
занимающийся управленческой деятельностью
в конкретной области функционирования
экономической системы (предприятия,
фирмы и т.д.).
Управление – деятельность по
упорядочиванию процессов, протекающих
в обществе, природе, технике, устранению
их дезорганизации, снижению неопределенности
и приведению в нужно состояние
с учетом тенденции их развития
и изменения среды.
Менеджмент – особая форма
управленческой деятельности. Управлением
различными сферами деятельности
занимаются различные виды функционального
менеджмента. Началом сферы инновационный
деятельности является творческая
деятельность человека по созданию
интеллектуального продукта от
идеи до новшества – этой
областью деятельности и занимается
креативный менеджмент.
Креативный менеджмент – это
метод управления творческим
процессом, ориентированный на решение
актуальных коллективных задач.
Креативный менеджмент основан
на современных технологиях творчества
и командной работы [3].
Задача креативного менеджмента
- управление процессом принятия
творческих решений в коллективе.
Необычайно популярная в настоящее
время методика показывает эффективность
там, где не «справляются» остальные
системные стратегии и является
весьма актуальным способом сочетания
консервативного логического мышления
с законами современного менеджмента
и полетом творческой фантазии.
Интеллектуальный капитал – это
знания, информация, опыт, организационные
возможности, информационные каналы,
то есть всё то, что можно
использовать для создания наращивания
капитала (богатства). Другими словами,
– это сумма всех знаний, опыта, связей,
которыми владеет человек, организация,
корпорация, страна, что формирует их конкурентоспособность.
Вся деятельность экономических
систем отражается в накоплении
капитала, а творческая деятельность
накоплением «интеллектуального
капитала». На рис.1 показана структура
формирования интеллектуального
капитала.
Рис.1
В сегодняшнем понимании капитал
формируется из физического и интеллектуального.
Физический капитал – результат определённых
действий в прошлом; интеллектуальный
капитал – затраты в прошлом, доходы в
будущем. Различия и общность капиталов
показаны в табл. 1.
Таблица 1
Креативный менеджмент должен
обеспечить минимальные затраты
на создание основы интеллектуального
капитала и максимальные потенциальные
доходы в будущем.
Основное приложение креативного
менеджмента – это создание
и мотивация деятельности человеческого
капитала, активизация его творческого
потенциала.
Цели креативного менеджмента:
Дать
человеку знания
Обеспечить
его информацией
Побудить
человека к творческой деятельности
Обеспечить
его права на результаты своего творческого
(интеллектуального) труда
Обеспечить
права и интересы организации (экономической
системы), которая предоставила человеку
знания, информацию, условия для творческой
деятельности, правовую охрану результатов
творческого труда.
Человеческий капитал – часть
интеллектуального капитала, которое
имеет непосредственное отношение
к человеку (знание, практические
навыки, творческие и мыслительные
способности людей, их моральные
ценности, их культура труда). Этот
капитал является принадлежностью
человека. Когда интеллектуальный
капитал становится собственностью
организации, он переходит из
разряда человеческого капитала
в разряд потребительского капитала, а
это уже товар, который является объектом
купли-продажи. Часть человеческого капитала
всегда остаётся с человеком и перемещается
вместе с ним (знание, опыт, навыки, творческая
способность, имидж, мораль, культура и
т.д.).
На создание своего интеллектуального
капитала человек делает физические
и прочие затраты постоянно
в течение своей жизни, а на
выполнение физической работы
только в момент её исполнения.
Интеллектуальный капитал, как и
физические возможности человек
всегда имеет при себе и
может превратить его в товар,
а товар в деньги, компенсируя
затраты прошлых периодов.