Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 13:21, курсовая работа
В наше время рынок товаров и услуг переполнен однотипными фирмами-производителями. Они выпускают одинаковый товар либо предоставляют однотипные услуги и отличаются друг от друга лишь названиями. Это обуславливает высокий уровень конкуренции. Перед руководителями данных компаний встает вопрос: как же стать лидером в своем деле и не дать другим занять это место? Именно поэтому возникает необходимость в постоянном развитии, внедрении инноваций и предложении новых, оригинальных и нестандартных идей. Эти и многие другие факторы привели к возникновению креативного менеджмента. Под креативным менеджментом подразумевается деятельность по управлению творческим процессом.
Креативность, как и любое качество
характера можно развивать и
стимулировать. В каждом из нас
заложены потенциальные
Очень важен благоприятный
Вывод: В связи с условиями
жесткой конкуренции на
Основной трудностью при
Важным элементом при
К основным источникам идей относятся: потребители (информация поступает на основе опросов, наблюдения и эксперимента, а также рекламаций), исследовательские лаборатории, отдельные ученые и эксперты, конкуренты, торговый персонал, рекламные агентства, эксплуатирующие и сервисные организации, участники групп, применяющих творческие методы генерирования идей.
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических, группа пытается их развить, тут же анализирует их, выявляя недостатки и преимущества. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Автором этого метода является Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.
Правильно организованный
Постановка проблемы.
Предварительный этап. В начале
этого этапа проблема должна
быть четко сформулирована. Происходит
отбор участников штурма, определение
ведущего и распределение
Генерация идей.
Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
Группировка, отбор и оценка идей.
Этот этап часто забывают, но
именно он позволяет выделить
наиболее ценные идеи и дать
окончательный результат
Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:
участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.
Различают индивидуальные и
В процессе мозгового штурма,
как правило, вначале решения
не отличаются высокой
Затем, когда все идеи высказаны,
производится их анализ, развитие
и отбор. В итоге находится
максимально эффективное и
Успех мозгового штурма сильно
зависит от психологической
Так же этот метод называют «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно (Edward de Bono). В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
В групповой работе самая
Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства
и предчувствия. Не требуется
давать обоснование чувствам. Какие
у меня по этому поводу
Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Зеленая Шляпа. Творчество. Различные
идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы
некоторые из возможных
Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Метод шести шляп позволяет
структурировать и сделать
Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи. В этой теории делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека, поэтому развивать надо именно память. Он предложил написать в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, которые надо запомнить, писать на ветвях, идущих от главного слова. Идеи можно также рисовать. Создание такой карты помогает придумывать новые ассоциации, образ карты гораздо лучше запоминается.
Тони Бьюзен (Tony Buzan), автор техники ментальных карт, предлагает действовать следующим образом:
Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.
Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.
Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.
Синектика - наиболее эффективная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества, предложенная Вильямом Гордоном и Джорджем Принцем (William Gordon, George Prince). Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма.
При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.
В методе применены четыре вида аналогий:
Прямая аналогия.
Рассматриваемый объект
Информация о работе Методы развития творческого потенциала менеджера