Методы развития творческого потенциала менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

В наше время рынок товаров и услуг переполнен однотипными фирмами-производителями. Они выпускают одинаковый товар либо предоставляют однотипные услуги и отличаются друг от друга лишь названиями. Это обуславливает высокий уровень конкуренции. Перед руководителями данных компаний встает вопрос: как же стать лидером в своем деле и не дать другим занять это место? Именно поэтому возникает необходимость в постоянном развитии, внедрении инноваций и предложении новых, оригинальных и нестандартных идей. Эти и многие другие факторы привели к возникновению креативного менеджмента. Под креативным менеджментом подразумевается деятельность по управлению творческим процессом.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 838.70 Кб (Скачать файл)

 

Символическая аналогия.

 

  Требует в парадоксальной форме  сформулировать фразу, буквально  в двух словах отражающую суть  явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено  словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) — весь в ярких  узорах, напоминающих радугу, но  все эти узоры постоянны.

 

Фантастическая аналогия.

 

  Необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.

 

Личная аналогия (эмпатия).

 

  Позволяет представить себя тем  предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели  можно вообразить себя белой  вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая  передача, то представить себя  шестерней, которая крутится вокруг  своей оси, подставляя бока соседней  шестерне. Нужно в буквальном  смысле входить «в образ» этой  шестерни, чтобы на себе почувствовать  всё, что достаётся ей, и какие  она испытывает неудобства или  перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию  мышления и позволяет рассматривать  задачу с новой точки зрения.

 

  Основные инструменты синектики – это аналогия или метафора. Подход часто используется рабочими группами и может помочь участникам в нахождении творческих ответов при решении задач и исследовании проблем. Она помогает пользователям разбить существующие умственные устои и освоить абстрактное мышление, а так же увидеть старые проблемы в новом свете.

 

  Синектика очень похожа на метод мозгового штурма. Основное отличие синектики от мозгового штурма – это большая упорядоченность и строгость. Это может показаться странным, пытаться упорядочить процесс творчества, тем не менее, множество людей, участвуя в открытой форме мозгового штурма, чувствуют себя подавленными. Синектика предоставляет руководство к генерации новых идей. Она более требовательна к процедуре постановки задачи, чем метод мозгового штурма, ввиду наличия множества шагов, этот процесс более сложный и требует больше времени и усилий.

 

 

 

Метод фокальных объектов.

 

  Способ генерации идей, известный  как "метод фокальных объектов", обычно используется как изобретательская  методика, но не менее успешно  он может быть применен и  для других целей - например, в  журналистике для выбора темы  статьи. Метод изобретен Чарльзом  Вайтингом (Charles Whiting).

 

  Данный метод основан на возможности  переноса случайно выбранных  объектов на исследуемый объект, находящийся в фокусе переноса.

 

  Целью метода является совершенствование  или развитие конкретного объекта  на основании получения большого  количества различных вариантов  с разными свойствами. Смысл метода  определяется по названию, т. е. «фокальный»  буквально означает «находящийся  в фокусе», в центре внимания.

 

  В первую очередь строится  таблица. В верхнюю строку таблицы  заносится объект, который необходимо  разработать или о котором  Вы хотели бы написать статью. Это может быть любой объект, относящийся к определенной области  специализации. Затем случайным  образом берутся три произвольных  объекта. Это могут любые три  существительных, которые вы видите  перед собой или же подобранные  при помощи словаря, книги и  т.п. Далее под каждым из трех  выбранных вами слов записываются  приходящие в голову свойства, характеристики, определения.

 

  На последнем этапе Вы должны  попробовать связать выбранный  Вами объект поочередно с каждым  из слов в таблице и подумать, говорит ли Вам о чем-нибудь  получившееся словосочетание, вызывает  ли оно у Вас какие-то ассоциации.

 

  В течение четверти часа "метод  фокальных объектов" позволяет  породить десяток-другой идей, из  которых в итоге можно будет  отобрать одну-две, которые будут  разрабатываться дальше.

 

  В результате, при использовании  данного метода можно получить  новые по своим свойствам и  качествам варианты исследуемого  объекта. Метод фокальных объектов  имеет свои достоинства и недостатки. Так, к положительным качествам  относят безграничность поиска  новых вариантов, оригинальность  идей, а также простоту в применении.

 

  К отрицательным сторонам —  невозможность применения при  решении сложных задач, а также  сложность разбора по критериям  полученных свойств для готового объекта с его старыми свойствами.

 

 

 

 

Морфологический анализ.

 

  Морфологический анализ — пример  системного подхода в области  изобретательства. Метод разработан  известным швейцарским астрономом  Фрицом Цвикки (Zwicky, Fritz). Благодаря этому методу ему удалось за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении.

 

  Для проведения морфологического  анализа необходима точная формулировка  проблемы, причем независимо от  того, что в исходной задаче  речь идет только об одной  конкретной системе, обобщаются  изыскания на все возможные  системы с аналогичной структурой  и в итоге дается ответ на  более общий вопрос.

 

  Морфологический анализ основан  на построении таблицы (морфологический  ящик), в которой перечисляются  все основные элементы, составляющие  объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов  реализации этих элементов. Комбинируя  варианты реализации элементов  объекта, можно получить самые  неожиданные новые решения. Последовательность  действий при этом следующая:

 

Точно сформулировать проблему.

 

Определить важнейшие элементы объекта.

 

Определить варианты исполнения элементов.

 

Занести их в таблицу.

 

Оценить все имеющиеся в таблице варианты.

 

Выбрать оптимальный вариант.

 

  Основной идеей морфологического  анализа является упорядочение  процесса выдвижения и рассмотрения  различных вариантов решения  задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут  попасть варианты, которые ранее  не рассматривались. Принцип морфологического  анализа легко реализуется с  помощью компьютерных средств.

 

  Однако для сложных объектов, имеющих большое число элементов, таблица становится слишком громоздкой. Появляется необходимость рассмотрения  огромного числа вариантов, большая  часть которых оказывается лишенной  практического смысла, что делает  использование метода слишком  трудоемким. Таким образом, главными  недостатками метода является  упрощенность подхода к анализу  объекта и возможность получения  слишком большого для рассмотрения  числа вариантов. Морфологический  анализ имеет много как простейших, так и усложненных модификаций. Однако его применение рационально  для простых объектов и там, где возможно найти новую идею  за счет комбинации известных  решений (реклама, дизайн и т. п.).

 

Метод проб и ошибок.

 

  Метод проб и ошибок (в просторечии  также: метод тыка) — форма научения, в 1898 г. описанная Э. Торндайком (Thorndike, Edward Lee) как основанная на закреплении случайно совершенных двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробах время, которое затрачивается животным на решение аналогичных задач в аналогичных условиях, постепенно, хотя и не линейно, уменьшается, до тех пор, пока не приобретает форму мгновенного решения. Последующий анализ метода проб и ошибок показал, что он не является полностью хаотическим и нецелесообразным, но интегрирует в себе прошлый опыт и новые условия для решения задачи.

 

  Метод проб и ошибок является  врождённым методом мышления  человека. Также этот метод называют  методом перебора вариантов.

 

  Достоинства метода:

 

Этому методу не надо учиться.

 

Методическая простота решения.

 

Удовлетворительно решаются простые задачи (не более 10 проб и ошибок).

 

  Недостатки метода:

 

Плохо решаются задачи средней сложности (более 20—30 проб и ошибок) и практически не решаются сложные задачи (более 1000 проб и ошибок).

 

Нет приёмов решения.

 

Нет алгоритма мышления, мы не управляем процессом думанья. Идет почти хаотичный перебор вариантов.

 

Неизвестно, когда будет решение и будет ли вообще.

 

Отсутствуют критерии оценки силы решения, поэтому не ясно, когда прекращать думать. А вдруг в следующее мгновение придет гениальное решение?

 

Требуются большие большие затраты времени и волевых усилий при решении трудных задач.

 

  Считается, что для метода проб  и ошибок выполняется правило  — «первое пришедшее в голову  решение — слабое». Объясняют  этот феномен тем, что человек  старается поскорее освободиться  от неприятной неопределенности  и делает то, что пришло в  голову первым.

 

  МПиО — аббревиатура, обозначающая метод проб и ошибок. Часто встречается в текстах, так или иначе связанных с Теорией решения изобретательских задач. В ТРИЗ метод проб и ошибок рассматривается как эталон неэффективности. Для оценки какого-либо другого эвристического метода его сравнивают с МПиО. Так как МПиО — это метод перебора вариантов, то можно количественно определить число вариантов при использовании МПиО и сравнить с ним какой-либо другой эвристический метод. Такое математическое исследование предполагает, что количество необходимых вариантов обратно пропорционально эффективности метода и прямо пропорционально времени нахождения решения при его использовании. Однако точные количественные и статистические исследования проводятся редко. В ТРИЗ ограничиваются приблизительной количественной оценкой эффективности по уровням изобретательских задач (Ю. П. Саламатов).

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

 

  ТРИЗ— теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году — это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам» и что «создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям». [16] Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.

 

  Основные функции и области  применения ТРИЗ:

-решение изобретательских задач любой сложности и направленности;

-прогнозирование развития технических систем;

-развитие творческого воображения и мышления;

-развитие качеств творческой личности и развитие творческих коллективов.

 

  ТРИЗ не является строгой научной  теорией. ТРИЗ представляет собой  обобщенный в абстрактной форме  опыт изобретательства и развития  науки 

 

  Г. Альтшуллер предположил, что самое эффективное решение проблемы — такое, которое достигается «само по себе», только за счёт уже имеющихся ресурсов. Таким образом он пришёл к формулировке идеального конечного результата (ИКР): «Некий элемент (X-элемент) системы или окружающей среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие».

 

  На практике идеальный конечный  результат редко достижим полностью, однако он служит ориентиром  для изобретательской мысли. Чем  ближе решение к ИКР, тем оно лучше.

 

  Получив инструмент отсечения неэффективных решений, можно переформулировать изобретательскую ситуацию в стандартную мини-задачу: «согласно ИКР, все должно остаться так, как было, но либо должно исчезнуть вредное, ненужное качество, либо появиться новое, полезное качество». Основная идея мини-задачи в том, чтобы избегать существенных (и дорогих) изменений и рассматривать в первую очередь простейшие решения.

 

  Формулировка мини-задачи способствует  более точному описанию проблемы:

 

Из каких частей состоит система, как они взаимодействуют?

Какие связи являются вредными, мешающими, какие — нейтральными, и какие — полезными?

Какие части и связи можно изменять, и какие — нельзя?

Какие изменения приводят к улучшению системы, и какие — к ухудшению?

 

  В результате своего развития  ТРИЗ вышла за рамки решения  изобретательских задач в технической  области и сегодня использутся в нетехнических областях (бизнес, искусство, педагогика, политика и др.).

 

  Вывод: Для успешного управления  компанией управленцам необходимо  знать методы психологической  активизации мышления человека, методы систематизированного поиска  идей и методы целенаправленного  решения творческих задач. С каждым  годом все более востребованным  становится умение иррационального  подхода к решению задач. Наличие  творческих способностей у человека  и умение их развивать и  применять высоко ценится среди  руководителей всех компаний  мира, от крупных корпораций до  фирм с малым количеством персонала. В связи с этим руководители  заинтересованы в усовершенствовании  навыков персонала. Мною были  рассмотрены 7 наиболее популярных  и эффективных методов: мозговой  штурм, мыслительные колпаки Эдварда Де Боно, ментальные карты, синектика, метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод проб и ошибок, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Результаты данных методов различны. Чтобы правильно выбрать один из методов и добиться максимально положительного результата, необходимо четко определять задачи и цели коллектива, а так же необходимо учитывать размеры творческой группы предприятия и наличие в ней креативных лидеров. Последнее время во всем мире стали популярны программы для повышения эффективности творческой деятельности. Существуют различные виды данных программ: групповые тренинги, бизнес-игры, тестирования и т.п. По мнению 84% процентов опрошенных руководителей компаний, участвовавших в программе по повышению уровня творческого потенциала персонала, результаты программы дали не только положительный эффект и сотрудники научились с легкостью генерировать новые идеи, что повысило производительность труда, но и улучшилась работа в команде, коллективы стали более сплоченными (по данным журнала «креативная экономика» октябрь, 2005).  
Глава II: «Практическое применение способов активизации мышления личности»

Информация о работе Методы развития творческого потенциала менеджера