Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 13:21, курсовая работа
В наше время рынок товаров и услуг переполнен однотипными фирмами-производителями. Они выпускают одинаковый товар либо предоставляют однотипные услуги и отличаются друг от друга лишь названиями. Это обуславливает высокий уровень конкуренции. Перед руководителями данных компаний встает вопрос: как же стать лидером в своем деле и не дать другим занять это место? Именно поэтому возникает необходимость в постоянном развитии, внедрении инноваций и предложении новых, оригинальных и нестандартных идей. Эти и многие другие факторы привели к возникновению креативного менеджмента. Под креативным менеджментом подразумевается деятельность по управлению творческим процессом.
Задача организации (менеджмента) создать
привлекательные условия для
человеческого капитала и
М. Тринг: «творческую сущность изобретения составляет новый конструктивный принцип, который не может быть получен из известных идей путем логического вывода» [5]. Такие инновации должны обладать следующими характеристиками [6]:
Креативной силой – высокой новизной и полезностью.
Стратегией – обеспечивать конкурентные преимущества и успешную корпоративную деятельность на рынке в долгосрочном периоде.
Реализацией – быть реализуемыми в виде конкретных процессов, товаров и услуг.
Прибыльностью – повышать до максимума ценность конечного продукта для потребителей, предприятия и общества.
В современном западном
Креативный менеджмент должен
быть направлен на всемерное
раскрытие творческих
Под креативным менеджментом
понимается управление людьми
в организациях, направленное на
максимальное раскрытие и
Целью креативного менеджмента является генерация новых идей и поиск новых решений для достижения успеха страны, фирмы и организации в различных областях. При этом управление людьми осуществляется как в самой организации (персоналом), так и вне ее (поставщиками, партнерами, посредниками, клиентами, потребителями и др. целевыми аудиториями).
Креативный в переводе с английского означает творческий, созидательный. Согласно словарю Вебстера «креативность – это способность создавать новые значимые формы». В более широком смысле креативность – это процесс выявления скрытых возможностей и творческого использования их потенциала в определенной области [8].
Креативность не тождественна интеллекту, под которым понимается способность анализировать, обрабатывать и усваивать большие объемы информации. Она предполагает способность к синтезу и созданию нового.
Результатом креативного
Креативность в обществе
В настоящее время
Креативность имеет следующие основные формы:
научную(открытия)
техническую (изобретения)
экономическую (предпринимательство)
художественную (искусство)
социальную (отношения с людьми)
политическую (государственное управление)
Применение нестандартных творческих идей и решений в бизнесе и управлении - прямой результат повышения интенсивности конкурентной борьбы, требующей новых маркетинговых идей, совершенствования рекламы, более активного использования нетрадиционных инструментов - средств ВТL, москитного и событийного маркетинга и т. п. В сфере управления стало уже традиционным использование реинжиниринга и контроллинга, предполагающих творческий подход к решению традиционных проблем управления на основе использования информационных технологий, позволяющих повысить производительность труда, и разработки новых методов прогнозирования рыночных ситуаций, необходимых для корректировки стратегии компаний.
Стратегический менеджмент
Многие специалисты утверждают,
что творческие решения
Использование таких решений
дает компаниям уникальные
При разработке управленческих
решений К. Кирсанов [11] предлагает
использовать понятия
Синонимы ли понятия "творчество" и "креативность"? Акоф и Вергара (Ackoff & Vergara, 1981) выделяют две группы подходов к определению творчества: ориентированные на поиск источников; ориентированные на процесс. К первым можно отнести: психоаналитический подход (творчество - результат внутриличностных конфликтов); гуманистический (творчество - реализация творческого потенциала при устранении внутренних и внешних препятствий); подход психометристов (творческий потенциал индивида формируется генетически и может быть определен с помощью тестов). Подходы второй группы характеризуют позицию "ассоцианистов", считающих, что творчество человека есть результат его способности находить отдаленные ассоциации в процессе поиска решения проблемы. Соответственно, существует мнение о необходимости четкого разграничения понятий "творчество" и "креативность". Так, Н.Ю. Хрящева и С.И. Макшанов под творчеством понимают процесс, приводящий к созданию нового, а креативность рассматривают как потенциал (внутренний ресурс) человека. Под креативностью можно понимать способность человека отказаться от стереотипных способов мышления (Guilford, 1967) или способность обнаруживать новые способы решения проблем (Роджерс, 1990). В этой связи Смит и Карлсон рассматривают креативность как способность принимать материал из сферы подсознания в сферу сознание[12] .
Творчество - это процесс, а креативность - это способность человека к творчеству. Г.И.Ванюрихин подчеркивает что "мышление управленца должно отвечать вызову времени и позволять творчески решать проблемы экономического развития, как на уровне страны, так и на уровне предприятия"[13] .
Вместе с тем необходимо
Такие решения в то же время
могут иметь негативные
Креативный менеджмент тесно
связан с развитием таких
В сфере научно-технического
Соответственно в креативном
менеджменте можно выделять
Для разработки и принятия
креативных решений необходим
анализ факторов, определяющих выбор
класса и вида решения в
системе управления, и использование
моделей принятия решений из
области теории
В данной модели выделены
личностные
межличностные
организационные
факторы макросреды.
При этом различаются объективные факторы, имеющие отношение к конкретной задаче, и факторы, не имеющие отношения к ней (субъективные факторы, влияющие на принятие решений.
К личностным факторам прежде всего относится квалификация сотрудников, их опыт в области решаемой проблемы. Вместе с тем необходимо принимать во внимание психологические характеристики личности: способность к использованию разных типов мышления, развитость интуиции, восприятия, отношение к риску, инновациям, ожидания, мотивации, способность к обучению и т. д.
Межличностные факторы
К организационным факторам, влияющим
на выбор управленческого
К факторам внешней среды
Концепция управления креативным потенциалом компании базируется на общей теории менеджмента, но акцентирует внимание субъектов управления на проблеме использования ее творческого потенциала, творческого потенциала всех ее сотрудников при разработке и принятии управленческих решений, на задачах повышения их квалификации, внедрения в процесс управления современных методов креативного мышления и принятия решений, создания творческой атмосферы внутри коллектива, стимулирующей развитие процесса самореализации и самосовершенствования сотрудников.
Креативный потенциал компании
можно определить как
Информация о работе Методы развития творческого потенциала менеджера