Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:34, реферат
Во второй половине XIX в. начинается возникновение крупных предприятий и их объединений, которое постепенно охватывает все возрастающую долю отраслевых рынков. Происходило развитие процесса концентрации и централизации производства и капитала на основе капитализации прибыли, слияния или поглощения мелкого производства более крупным производством или объединение мелких производств в более крупные. Это приводило к созданию монополий.
Во второй половине XIX в. начинается
возникновение крупных
Первые фирмы
Первая устойчивая во временном отношении форма монополии — картель.
Картель - представляет собой
договор о ценах, объемах производства,
рынках сбыта, дележе прибыли, заключаемый
между отдельными производствами. В
условиях картелирования производители
остаются в полной производственно-хозяйственной
самостоятельности. Самостоятельно осуществляют
закупку сырья и
Второй формой монополии
является синдикат. Синдикат - централизовал
функции снабжения и сбыта
синдицированных предприятий, организовав
единую снабженческо-сбытовую контору.
Новая форма объединения не привела
к полной утрате хозяйственной
Следующей исторической формой монопольного объединения является трест. Объединенные в трест предприятия теряют не только снабженческо-сбытовую, но и производственную самостоятельность. Предприятия треста осуществляют свою деятельность на основе объединенного производственного капитала, результаты деятельности расцениваются на основе вложенного капитала. Наиболее простой способ объединения капитала - это его акционирование. Товарно-материальные ценности, объединяемые в единое производство, проще всего оценить в денежной форме. Имущественный пай, оцененный в денежной форме, лежит в основе распределения прибыли. Основным принципом распределения прибыли в тресте является «равновеликая прибыль на равновеликий капитал». Особенностью данной формы объединения является то, что это первая форма, в которой собственник капитала может выходить из дела только с денежным эквивалентом своего имущественного пая.
Трест выходит за рамки
отрасли и приобретает
Концерн является высшей формой монополистического объединения. В концерны объединяются предприятия различные по форме товарного продукта, но связанные между собой технологической цепочкой по производству конечного продукта, не требующего переработки. В концерн могут входить предприятия смежных отраслей, транспорта, торговли, сферы услуг и финансовые учреждения.
Конгломерат является концерном
особого вида, который объединяет
не связанные между собой компании
многих отраслей промышленного производства.
В концерне и в конгломерате отдельные
предприятия и компании осуществляют
свою хозяйственную деятельность как
формально независимые
Что можно понимать под монополией? Монополия - это крупное предприятие или объединение предприятий, на котором сосредоточены огромные массы средств производства, наиболее развитая часть совокупной рабочей силы, которое контролирует значительную часть производства и реализации продукции одной или многих отраслей, воздействующее на цены, обеспечивающие монопольную прибыль.
Существуют разные точки зрения на возникновение монополий. Так, неоклассики считают, что появление монополий есть следствие исключительно благоприятного положения фирмы на рынке, которое может сложиться под воздействием самых разнообразных факторов.
Институционально-социальное
направление исходит в
В результате монополии конкуренция становится недейственной (несовершенной). В литературе рассматривают три основные формы монопольной власти на рынке: «чистую (или натуральную) монополию», «монополистическую конкуренцию», «олигополию».
Термин «чистая монополия» впервые был введен Маршаллом в противоположность понятию «чистая конкуренция». Чистая монополия трактуется как такая ситуация на рынке, когда есть только один продавец определенного товара или услуги, причем этот товар или услуга не должны иметь никаких заменителей. Так как большинство товаров имеют заменители, то явление чистой монополии практически не встречается.
Т. е. монополия представляется как владение фирмой какими-то исключительными преимуществами. Проанализируем возможные причины, вызывающие появление монополий.
Фирма контролирует источники сырья, которое не может быть добыто в другом месте. При контроле фирмой уникальных источников сырья другие фирмы не в состоянии вступить на рынок ее товара. В этих условиях возможен выпуск более или менее близких заменителей, что значительного влияния на рынок оказать не может. Например, выпуск бриллиантов ограничен из-за их редкости, в ряде случаев их заменяет бижутерия, стоящая значительно дешевле, но на рынок настоящих бриллиантов это существенного влияния не оказывает.
Фирма имеет такие низкие издержки производства, транспортировки или сбыта, что полностью овладевает всем рынком данного товара, который реализуется ею по исключительно низким ценам, недопустимым для других компаний. Как правило, низкие издержки производства у фирмы могут возникать в результате использования лучших технологий, которыми не могу пользоваться другие фирмы. Устанавливая низкие цены, монополия создает естественный барьер для входа конкурентов на рынок. Такая ситуация может продолжаться довольно долго, пока у других фирм не появится более совершенных технологий. Монополия, несмотря на низкие цены, получает значительные прибыли, что создает ей потенциальные возможности более быстрого совершенствования технологий и удержания рынка.
Фирма производит и продает такой товар, спрос на который ограничен территориально. Территориальное ограничение спроса также делает фирму монополией, так как вхождение на рынок других фирм повлечет за собой значительные затраты, а так как спрос данного товара ограничен, то все фирмы рискуют получить убытки.
Фирма владеет патентом на
производство данного продукта или
на новую технологию обработки продукта,
которые отсутствуют у других.
Патентование - одна из форм существования
современных монополий. Патентованная
продукция защищена юридически, поэтому
для выхода на рынок новая фирма
должна выкупить у монополии патент
на производство. Это связано со
значительными денежными
Фирма получает от государства исключительное право на реализацию данного товара или услуги. Получение государственного разрешения на реализацию товара или услуги также делает фирму монополией на период действия государственного договора.
На основе названных причин
фирма приобретает
Рынок монополии называют рынком одного продавца, но может существовать и рынок одного покупателя. Рынок покупателя - монопсония характеризуется тем, что производителей продукта много, но продукт имеет специфическую форму потребления, поэтому количество потребителей ограничено, иногда до нескольких субъектов или даже до одного.
МОНОПОЛИЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Монополист действует на рынке в отсутствие соперников. Поэтому в противоположность совершенно конкурентному предприятию, чья экономическая прибыль в длительном периоде (благодаря увеличению числа предприятий) сводится к нулю, монополист может получать положительную экономическую прибыль и в длительном периоде. С другой стороны, как и в случае совершенной конкуренции, экономическая прибыль монополиста в длительном периоде не может быть отрицательной.
Если монополист несет убытки в коротком периоде, перед ним открыты две возможности. Первая состоит в том, что монополист может покинуть данный рынок и найти за его пределами иной способ использования своих ресурсов, который обеспечивал бы ему положительную или по крайней мере нулевую прибыль. Другая возможность связана с тем, что размеры производственной мощности монополии неоптимальны, а значит, изменив их, монополист может остаться на данном рынке, получая положительную или хотя бы нулевую экономическую прибыль. Рассмотрим процесс долгосрочного приспособления монополии, начав с ситуации, когда прибыль монополиста в коротком периоде отрицательна.
Обратимся к рис. 10.7, где D и MR ≈ кривые спроса и предельной выручки монополиста, LATC и LMC ≈ кривые его средних общих и предельных затрат длительного периода. Наличныемощности монополии характеризуют кривые средних общих и предельных затрат короткого периода SATC1 и SMC1. В этой ситуации, очевидно, оптимальный объем выпуска Q1 Однако при таком объеме производства удельные (средние) общие затраты оказываются выше ценыC1(Q1) > P1(Q1)) и монополия имеет убытки, размеру которых соответствует площадь прямоугольника P1C1E1A.
Из рисунка явствует, что наличные мощности монополии недостаточны (слишком малы) для того, чтобы обеспечить ей положительную экономическую прибыль на данном рынке. Однако у нашего монополиста есть и перспектива. Из чего это следует? Рассмотрите внимательно соотношение кривых спроса и средних общих затрат длительного периода. Обратите внимание, что на оси выпуска существует участок Q'Q", в пределах которого кривая средних общих затрат длительного периода оказывается ниже кривой спроса, являющейся и кривой средней выручки. Иначе говоря, существует участок, в пределах которого
LATC(Q) < AR(Q) ╨ P(Q), Q Î [Q',Q"].
Кривую LATC можно рассматривать
как огибающуюсемейства
кривых SATC. Следовательно,осуществимо тако
Таким образом, в длительном
периоде монополист максимизирует
прибыль, производя и продавая такой
объем продукции, который соответствует
равенству предельной выручки и
предельных затрат длительного периода.
Оптимальная мощность его предприятия
такова, что кривые средних общих
затрат короткого и длительного
периода касаются друг друга в
точке, соответствующей оптимальному
выпуску длительного периода, E
Обратите внимание, что
точка E2 лежит
на нисходящей ветви
кривой SATC2, характеризующей оптимальную
для данного монополиста производственную
мощность. Значит, его оптимальный выпуск Q2 предполагает неполно
Мы рассмотрели процесс долгосрочного приспособления монополии, предполагая, что в начальный момент монополист получает отрицательную прибыль. Очевидно, что такой же инструментарий может быть использован для анализа долгосрочного приспособления монополии и в случае, если бы ее прибыль в начальном периоде была положительна, но монополия преследовала бы цель ее увеличения.