Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 09:37, контрольная работа
Цель данной работы состоит в анализе хоторнских экспериментов, их результатов и исторического значения.
Предмет данной работы - хоторнские эксперименты.
В связи с поставленной целью, можно выдвинуть следующие задачи контрольной работы:
1. рассмотреть истоки развития хоторнских экспериментов;
2. проанализировать задачи, цели и основные этапы данной процедуры исследования;
3. Выявить результаты хоторнских исследований их актуальность в развитии современной науки и их историческое значение.
2. сокращенные рабочие дни
3. рабочие перерывы устранили монотонность в работе;
4. сдельная оплата труда
5. улучшение взаимоотношений
Одна за другой, каждая гипотеза была
проверена. Первое объяснение было отклонено,
так как выпуск продукции увеличился,
несмотря на преднамеренное ухудшение
уровня освещения. Длина рабочего дня
и перерывы также не могли объяснить
результатов исследований, т.к. производительность
труда продолжала расти, несмотря на
отмену этих привилегий. Третья гипотеза
тоже была неубедительна. Монотонность
рассматривалась скорее как чувство,
а не материальный показатель. Исследователи
пришли к выводу, что улучшение
взаимоотношений рабочих и
Гипотеза поощрительных
2. Хоторнские эксперименты:
результаты и историческое
2.1 Процедура хоторнских исследова
Многие менеджеры и ученые обнаружили
четкую зависимость между условиями
работы и самочувствием и
Исследование началось с создания двух групп рабочих (женщин), каждая из которых выполняла одни и те же задачи в одинаково освещенных комнатах.
Задача каждой группы состояла в сборке телефонных реле. У контрольной группы не было никаких изменений в освещении и прочих условиях. В экспериментальной группе с помощью изменения уровней и типов освещения могло быть научно определено влияние освещения на эффективность труда. Исследователи принимали во внимание комнатную температуру, влажность и непосредственно освещение. В процессе эксперимента результаты становились все более неожиданными и загадочными. Независимо от уровня освещения (в одном случае оно даже было уменьшено до уровня лунного света) выработка продукции в экспериментальной группе и группе контроль увеличивалась. Озадаченные, исследователи отказались от изменения освещения и начали варьировать периоды отдыха, длину рабочего дня и рабочей недели и другие причины, вызвавшие увеличение производительности.
Замена группового плана работы индивидуальным, привела к большому увеличению производительности. Введение пятиминутных пауз во время работы в 10:00 ив 14:00 также привело к увеличению производительности.
Укорачивание рабочего дня и
рабочей недели, введение бесплатных
завтраков для рабочих - все эти
изменения дали желаемые результаты.
Недовольные результатами, исследователи
решили отменить все введенные ранее
изменения и вернуться к
Эти первоначальные эксперименты Национального Исследовательского Совета продолжались с 1924 по 1927 г. г., и результаты были настолько неубедительны, что почти каждый был готов признать бесполезным весь проект. Производительность труда увеличивалась, но никто не знал почему. Гипотеза влияния освещения была отклонена; утомление не оказалось таким уж важным фактором, не была также найдена связь между часами работы и сна, влажностью и производительностью рабочего. Жорж Пеннок главный инспектор Вестерн Электрик, предположил, что ключом к разрешению этой загадки был интерес, проявленный экспериментаторами к рабочим, но это не рассматривалось как факт. Было принято решение продолжить исследования сложных человеческих реакций во время работы.
На новом этапе исследований к ним присоединился Элтон Мэйо (1880-1949), получивший подготовку по логике, философии и медицине в ряде учебных заведений Австралии и Великобритании. По переезде в США он занимался исследовательской работе в области промышленности.
Заинтригованный начальными результатами экспериментаторов, Мэйо однозначно отметил, что удивительное изменение мышления в группе было ключом к объяснению загадки Хоторна. По его мнению, девушки, участвовавшие в опыте, став социальной единицей, наслаждались возрастающим вниманием экспериментаторов. У них появилось чувство их собственного участия в проекте. Важную роль в проведении эксперимента и анализе его результатов принадлежала Ф. Ротлисбергеру, который работал в департаменте индустриальных исследований Гарварда и был включен в состав исследовательской группы. Помимо первых шагов, предпринятых Мэйо и Рослисбергом, другие ученые внесли значительный вклад в исследования группы. Основными инициаторами являлись Дж. Пеннок, Диксон и X. Райт. В группы работали представители различных специальностей: Л. Bapнep - антрополог, исследующий влияние общества на человека, Л. Хендерсон - физиолог, исследователь социальной структуры общества и др. Мэйо и его коллеги приняли участие в экспериментах Вестерн Электрик лишь на десятом этапе тринадцати этапного проекта и стали сразу искать смысл предварительно несвязанных результатов. Отсутствие взаимосвязи между изменениями в окружающей среде (рабочими перерывами) и работоспособностью служащего заставило группу Гарварда обратиться к традиционной гипотезе управления с целью нахождения новой роли управления для рабочего (6, стр. 54).
До эксперимента в цеху применялся
групповой план поощрения, но в течение
первых девяти недель эксперимента - индивидуальный.
Первоначально общая
Новый человек в промышленности должен был быть социально контролируемым.
Повышение эффективности работы было вызвано скорее улучшением взаимоотношений между рабочими, а не изменениями условий среды. Конечно, это не означало, что все предыдущие выводы были полностью ошибочными, но теперь должны были рассматриваться не только технический, но и социальный аспект работы.
В ранних экспериментах, исследователи
удалили рабочих из фабричного цеха,
поместили их в специальную комнату
и установили контроль. Эта замена
надсмотрщиков
Было бы ошибочно не учитывать результаты
исследований в Вестерн Электрик
в связи с тем, что наблюдатели
изменили эксперимент. Наоборот, целью
работы Хоторна, было создание такого
мастера, который должен был проявлять
персональную заинтересованность в
работе подчиненных. Поворотным моментом
в экспериментах явилось
Вся программа интервьюирования была достаточно объемной, поэтому мы остановимся лишь на некоторых отличительных особенностях. Целью интервью было желание наблюдателей получить ответ рабочих на соответствующие вопросы о политике программ управления, об их отношении к начальству, к условиям работы и т.д., однако эти интервью привели к появлению новых непредвиденных открытий в работе Хоторна. К своему удивлению обнаружили, что рабочие хотели говорить на те темы, которые не были включены в список вопросов наблюдателей. Для рабочих были важны те вещи, которые не были важны для исследователей и для компании. Методика проведения опроса была изменена. Репортер разрешал рабочему высказывать свое мнение по любым вопросам. Задача репортера заключалась лишь в том, чтобы внимательно выслушать рабочего, средняя продолжительность интервью возросла от 30 минут до 1.5 часа. После этого рабочие стали говорить о внезапном улучшении условий труда и о повышении зарплаты (хотя на самом деле ничего не изменилось). Таким образом, благодаря возможности открыто выплеснуть свои эмоции рабочим показалось, что их положение внезапно улучшилось, хотя в действительности все оставалось по-прежнему.
Жалобы относительно понижения зарплаты привели не к подтверждению реального факта, а лишь отразили обеспокоенность рабочего медицинскими расходами из-за болезни его жены. В сущности, некоторые жалобы рассматривались не как факты, а как следствие личных или социальных ситуаций, требующих подробного исследования. С точки зрения исследователей, озабоченность рабочего собственными проблемами тормозила производительность труда - вывод, который Мэйо назвал пессимистическими иллюзиями (14, стр. 123).
В ходе другого исследования изучалась деятельность работников, которые в изолированной комнате собирали переключатели для центрального щита управления. Монтаж изделий выполняли три группы людей, работа которых была взаимосвязана (15, стр. 89):
1 одни рабочие прокладывали электрические провода;
2 паяльщики проводили пайку соединений,
3 контролеры оценивали качество их работы.
Всего девять рабочих, укладывавших электрические
провода, три паяльщика и два
инспектора. Оплата труда была основана
на таком принципе, что каждый рабочий
получал вознаграждение исходя из общей
производительности группы. Этим самым
подчеркивалась необходимость сотрудничества.
Первым делом исследователи заметили,
что норма производительности, установленная
начальством, была выше, чем необходимый
дневной объем работы в понимании
рабочего. Если бы производительность
труда превысила эту
Три факта четко суммируют открытия исследователей Гарварда:
Правилами клики были следующими (13, стр. 145):
1. Вы не должны выполнять