Направления развития менеджмента в XXI веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение задач менеджмента в XXI веке.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
Рассмотреть сущности социального менеджмента
Выяснить причины необходимости социального менеджмента
Проанализировать принципы менеджмента в XXI веке.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Специфика менеджмента в XXI веке. 5
1.1. Сущности и причины необходимости социального менеджмента. 5
1.2. Социально-психологические факторы управления. 15
Глава 2. Направления развития менеджмента в XXI веке. 22
2.1. Принципы менеджмента в XXI веке. 22
Заключение 27
Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

Курсовая теория управления.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

        Сегодня главным условием выживания  мира является ускорение темпов социального прогресса, повышение его социальной зрелости, включение коллективного разума, инновационных ресурсов в регулирование социального пространства, в том числе и средствами социального менеджмента. 

        Основными субъектами управления  в современном мире пока являются  политические институты, государственная  власть, отдельные политические  лидеры, от их социальной культуры и политического поведения во многом зависит судьба цивилизации, направления социального прогресса.

        Цивилизация достигла сегодня  такого уровня зрелости, богатства  интеллектуального опыта, инновационных средств саморегулирования, что способна предвидеть грозящие социальные катастрофы, предотвращать взрывы, смягчать острые конфликты, создавать условия для их своевременного разрешения и, следовательно, двигаться по пути социального прогресса.  

        Главные причины разбалансированности  социального пространства, создающие зону бедствия:  

    • неразвитость  экономических структур, окружающих человека;
 
    • нарушение социальных приоритетов, неадекватность средств социальной защиты;
 
    • характер  политической организации общества, политического режима, неспособных обеспечить демократические методы решения общественных проблем;
 
    • низкий  духовный потенциал, недостаточная  управленческая культура субъектов деятельности, что выключает коллективный разум, науку из нормального механизма функционирования общества.5
 

        Разбалансированность социального  пространства обусловлена двумя факторами: во-первых, неготовностью коллективного разума, научного знания обеспечить общество инновационными методами проектирования социального пространства; во-вторых, невостребованностью имеющихся инновационных методов со стороны субъектов управления, государственных структур, осуществляющих внедрение научных разработок в практику социального управления.

        Технологизация социального пространства  — главная функция социальной науки, ее основной метод познания и преобразования социальной действительности.

        В основе технологизации социального  пространства лежит методология и теория социального управления, механизмы которого отстали от требований жизни.

        В кризисных ситуациях, в период  модернизации общества и его  переходных состояний неизбежно возрастает роль стратегических по­исковых усилий выхода из кризиса, обеспечения прорыва на главных направлениях. Эту функцию выполняют социальные программы, проекты, способные определить оптимальное соотношение стратегических и тактических задач, поступательность их достижения.

        Социальный проект представляет  собой такую разновидность про­граммы, где отражены актуальные ориентиры,  общие задачи, уточнены сроки достижения подцелей, скоординированы усилия исполнителей на основе глубокого изучения исходного развития объекта и использования социальных нормативов.6

        В теорию и практику современного  социального управления в развитых  странах широко проникла марксистская  идея — ценности жизни выше  целей производства. В американской  и японской литературе обсуждается идея управления по результатам и высказывается неудовлетворенность американской системой управления по целям (доход, прибыль, капитал).

        В понятие «результат» на Западе  все в большей мере включается  человеческий фактор, творческие возможности, развитое мышление, развитие организации, самоуправление, укрепление межличностных контактов и, что особенно важно, отрабатывается механизм получения этой социальной части результата. Этот механизм включает не управление людьми, а создание условий для свободного развития умственных и физических сил человека, повышения уровня организации социальной системы, качества жизни, стимулирование труда не декретами, инструкциями, а самим трудом, его творческим содержанием, материальными и моральными факторами.

        Внедряемые на Западе системы  социального управления, в том  числе и по результатам (финский  опыт), не только направлены на  достижение социального результата, но и управленчески-организационно обеспечивают его достижения, имеют технологическую проработку, которая включает и такие факторы, как доверие к работнику, готовность к сотрудничеству, уважение к творческим способностям человека. Поэтому за социальным диагностированием логически следует необходимость применения социальных технологий, которые обеспечивают практическую реализацию социальных резервов, освоение социальных ситуаций путем принятия и осуществления социальных решений, их «подтягивания» до уровня решений «технико-технологических».

        В этом состоит суть социального  менеджмента, складывается его современная теория и практика. 

        Таким образом, речь идет о  необходимости более эффективного  управления социальными процессами, социальной сферой и социальными ресурсами с помощью современных методов.7

 

     

     1.2. Социально-психологические  факторы управления.

 

           Кроме объективных  факторов (уровень развития производственных сил, характер существующих производственных отношений, организация труда, уровень квалификации, материальное и моральное стимулирование, и тому подобное) на трудовую активность людей влияют субъективные факторы (социальная и психологическая структура трудового коллектива, взаимоотношения людей, ценностные установки, ориентация работников, индивидуальное отношение, к работе, понимание содержания и значения своего труда, а также личное настроение, желание). Все это повышает значение социально психологических методов управления. Активизация разных социально психологических качеств трудового коллектива способствует эффективной реализации потенциала каждого из исполнителей.

        Кроме объективных факторов (уровень развития производственных сил, характер существующих производственных отношений, организация труда, уровень квалификации, материальное и моральное стимулирование, и тому подобное) на трудовую активность людей влияют субъективные факторы (социальная и психологическая структура трудового коллектива, взаимоотношения людей, ценностные установки, ориентация работников, индивидуальное отношение, к работе, понимание содержания и значения своего труда, а также личное настроение, желание). Все это повышает значение социально психологических методов управления. Активизация разных социально психологических качеств трудового коллектива способствует эффективной реализации потенциала каждого из исполнителей.

       Особенное значение в настоящее  время приобретают неэкономичные способы мотивации. Неэкономичные способы стимулирования бывают организационные и моральные. К организационным способам относят мотивацию целями, привлечение, к участию в делах предприятия. Самым распространенным мотивом труда для работников является труд, нужный и достаточный для функционирования предприятия, потому что если оно прекратит свою деятельность, то работники останутся без работы и не смогут обеспечивать свои семьи. Труд ради получения заработной платы, приобретения профессионального опыта, ради реализации собственного "я" — является также мотивами труда работников. Недостатком в мотивации целями на предприятии является то, что у работников не сформированное осознание высшей цели труда — "праця во имя процветания суспильстваъ". Такое сознание наполняет жизнь и труд человека смыслом, формирует причастность к развитию будущему своей страны.

       Мотивация участия в делах  предприятия предусматривает, что  работникам предоставляется право голоса при решении ряда проблем, они привлекаются в процесс консультирования по специальным вопросам, в некоторых случаях или частично делегируются права и ответственность.

       Мотивация улучшения труда осуществляется  в предоставлении рабочим работы, которая дает возможность осуществлять  контроль над ресурсами и условиями собственного труда.8

        На предприятиях целесообразно применять такие критерии мотивирующей организации труда:

     любые действия должны быть обдумывают в  первую очередь теми, кто требует  действий от других;

     работники отвечают за свою работу, они лично причастные к результатам, их действия для других конкретно важны;

     людям предоставляется возможность почувствовать  свою значимость;

     люди, которые хорошо работают, имеют право  на моральное и материальное признание;

     решения об изменениях в работе сотрудников  принимаются за их участием и с опорой на их знание и опыт;

       на предприятии действует самоконтроль  труда.

       К моральным методам стимулирования  относятся в первую очередь  признание, которое может быть личным или публичным.

       Практика личного признания в  нашем государстве еще не получила  распространения. Личное признание оказывается только при поручении квалифицированным работникам сложных персональных заказов.

        Публичное признание на предприятии реализуется через награждение грамотами, подарками, премиями.

        В рыночных условиях при интеллектуализации всех видов труда в значительной мере растет роль социально психологических факторов управления. Рациональная техническая организация обеспечивает высокую производительность труда лишь в том случае, если эффективно используются индивидуальные и психологические особенности каждого рабочего.9

       Под воздействием социально психологических  факторов в управлении формируются  общественное сознание, психологические  связки в коллективе, отношение к труду. Психологическое состояние работника может способствовать повышению производительности и эффективности труда, и наоборот, снижает трудовую активность людей (усталость, раздражение, апатия , и тому подобное).

        Социально психологические факторы обычно выступают в виде материальных условий труда (состояние и обеспеченность техническими средствами, техника безопасности, санитарно-гигиенические условия труда, производственная эстетика) и организационных моментов (организационное нормирование и регламентирование, трудовая дисциплина).

       Рядом с объективными на трудовую  активность человека в производственном коллективе значительно влияют субъективные факторы: психологическая структура коллектива, распределение ролей, социальный статус рабочих, характер неформальных связей, индивидуальное отношение, к труду, настроение.

       Необходимость изучения субъективных  факторов обусловлена там, что  объединение людей в группы  вносит существенные коррективы  в их поведение. Группа навязывает человеку нормы поведения, корректирует индивидуальную деятельность. Человек должен считаться с существующими в группе нормами поведения, правила, традиции, а также учитывать коллективное мнение.

       Так в чем же сущность социально  психологических методов?

       Социально психологические методы управления — это совокупность конкретных приемов влияния на процессы формирования и развития трудовых коллективов, социальные процессы, которые происходят внутри них, структуру связей потребителей, интересы, стимулы, социальные задания. Социально психологические методы управления являют собой единство двух аспектов управленческого влияния на работников — социального и психологического. Социальное влияние проявляется через совокупность конкретных способов и приемов, направленных на формирование и развитие производственного коллектива, трудовую и творческую активность его работников, формирования духовных интересов людей, и их мировоззрение.

        Психологическое влияние заключается в регуляции взаимоотношений между членами производственного коллектива с целью создания в нем благоприятного психологического климата. Психологическое влияние базируется на использовании разнообразных факторов: информированность о результатах труда, моральные побуждения к творчеству, инициативе, активности качественного труда, учете психологических особенностей работников, обеспечения перспективного социального и профессионального роста, справедливости материального стимулирования, подборе работников, с учетом их психологических характеристик.10

Информация о работе Направления развития менеджмента в XXI веке