Оценка эффективности организационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование оценки эффективности и организационных систем.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучение эффективности деятельности. В частности, понятие, факторы и оценка эффективности деятельности организации и предприятия.
- рассматривается оценка организационных систем.
- изучение оценки эффективности организационной структуры управления ООО «Газпромнефть-Хантос».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретические основы оценки эффективности организационных систем…5
1.1 Содержание основных понятий……………………………………………...5
1.2 Факторы эффективности организаций……………………………………..11
1.3 Проблемы оценки эффективности организационных систем…………….15
2. Методологические основы оценки эффективности организационных систем…………………………………………………………………………….20
2.1 Методы оценки эффективности организационных систем……………….20
2.2 Этапы оценки эффективности организационных систем…………………23
3. Оценка эффективности организационной структуры управления ООО «Газпромнефть-Хантос»…………………………………………………….…..31
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Оценка эффективности организационных систем.docx

— 224.96 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки Российской  Федерации

Филиал  федерального государственного бюджетного  образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сочинский государственный университет»

в г. Нижний Новгород Нижегородской  области

 

Факультет Менеджмент организации

 

Кафедра Менеджмента

 

Дисциплина: «Теория организации»

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Тема: «Оценка эффективности организационных систем»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка ОЗФО Рябова Ю.А. _

                             

Группа МСП-61-10

 

 

Проверил

Преподаватель: Синцов А. Н.

                                   ФИО проверяющего

 

Оценка_______________________________

Дата «_____»______________20_________

Подпись преподавателя_________________

 

 

 

Дата поступления  работы «___»____20___


 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2013

 

 

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………...…3

1. Теоретические основы оценки  эффективности организационных  систем…5

1.1 Содержание основных понятий……………………………………………...5

1.2 Факторы эффективности организаций……………………………………..11

1.3 Проблемы оценки эффективности  организационных систем…………….15

2. Методологические основы оценки  эффективности организационных  систем…………………………………………………………………………….20

2.1 Методы оценки эффективности  организационных систем……………….20

2.2 Этапы оценки эффективности  организационных систем…………………23

3. Оценка эффективности организационной  структуры управления ООО «Газпромнефть-Хантос»…………………………………………………….…..31

Заключение………………………………………………………………………36

Список использованной литературы…………………………………………...38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любой управленец всегда мечтает о том, чтобы его  предприятие работало эффективно. Однако наверняка не многие задумывались о  том, что оценить экономическую  эффективность деятельности предприятия  не так-то уж просто, поскольку единого  взгляда на критерии эффективности  пока не существует. И даже само понятие  «эффективность» видоизменяется в  зависимости от выбранного подхода  к ее оценке. Поэтому неслучайно современный менеджмент выделяет «оценка  экономической эффективности» в  особый раздел.

Актуальность  данной темы обусловлена необходимостью развития теории и практики исследования, разработки, внедрения и оценки эффективности  организационных структур управления предприятием и организацией.

Появляются  все новые предприятия, организации, становится жестче законодательство. На фоне всего этого растет конкурентная борьба, которая начинает приобретать  более жесткие формы. Затрудняется разработка и реализация стратегических планов организаций, которые, в свою очередь, требуют повышения ее гибкости, способности оперативно реагировать  на постоянные меняющиеся условия деятельности, обусловленная построением и  функционированием структуры управления предприятием.

В условиях перехода к рыночной экономике и  ее становления изменяется трактовка  и иерархия критериев эффективности, их содержания и характеристики. Поскольку  основой рыночной экономики и  предпринимательства является прибыль, доход, то в качестве первичного критерия экономической эффективности выступает  максимизация прибыли на единицу  затрат и ресурсов при высоком  качестве продукции, работ и услуг, обеспечения их конкурентоспособности. Сохраняется в новых условиях и общенациональный критерий эффективности: максимизация национального дохода, валового национального продукта на единицу затрат и ресурсов при повышающемся уровне благосостояния жизни народа.

Эффективность построения организационной структуры  не может быть оценена каким-либо одним показателем.

Одним из основополагающих принципов рыночной экономики является отбор наиболее эффективных организационных  систем. Другими словами, деятельность любой системы (и входящих в нее  субъектов) должна быть эффективной.

Целью данной работы является исследование оценки эффективности и организационных  систем.

Для достижения поставленной цели решаются следующие  задачи:

- изучение  эффективности деятельности. В частности,  понятие, факторы и оценка эффективности  деятельности организации и предприятия.

- рассматривается  оценка организационных систем.

- изучение  оценки эффективности организационной  структуры управления ООО «Газпромнефть-Хантос».

Предметом данной работы является эффективность и  организационные системы.

 

1. Теоретические основы  оценки эффективности организационных  систем

1.1 Содержание основных понятийционная структура эффективность

Организация – социальный механизм для реализации целей (организационных, групповых, индивидуальных). Это гармония, или соответствие, частей между собой и целым. Любая  система развивается на основе борьбы противоположностей.

Организация – целое, которое не сводится к  простой арифметической сумме сопоставляющих его элементов. Это целое, которое  всегда больше или меньше суммы своих  частей (все зависит от эффективности  связей).

Организационная система – это определенная совокупность внутренне взаимосвязанных частей организации, формирующую некую  целостность. Хотя организации распадаются  на отдельные части или составные  элементы, они сами являются подсистемами в рамках более крупной системы. Существуют не только системы и подсистемы, но и сверхсистемы. Классификация  этих понятий зависит от особенностей предмета анализа. При этом целое  не является простой суммой частей, поскольку систему следует рассматривать  как их единство.

Основные  свойства системы:

- стремление  сохранить свою структуру (основано  на объективном законе организации  – законе самосохранения);

- потребность  в управлении (существует набор  потребностей у человека, у животного,  у общества, у стада животных, у большого социума);

- наличие  сложной зависимости от свойств  входящих в нее элементов и  подсистем (система может обладать  свойствами, не присущими ее элементами, и может не иметь свойств  этих элементов);

Каждая система  имеет входное воздействие, технологию ее обработки, конечные результаты и  обратную связь.[1, c.145]

Можно выделить несколько основных подходов к определению  эффективности деятельности организаций:

1) Понимание  эффективности как степени достижения  цели организации. В этом случае  важно признание динамичности  целей и различия между официальными  и оперативными целями организации.  Такой подход оказывается эффективным,  если организационные цели конкретны,  измеримы и охватывают широкий  спектр деятельности организации. 

2) Понимание  эффективности как способности  организаций использовать среду  для приобретения редких ресурсов. Одним из основных аспектов  данной концепции является взаимосвязанность  между организацией и внешней  средой предприятия как форма  обмена определенными продуктами. В отличие от требования «максимизации», выдвигаемого в других подходах, данная методология предполагает  «оптимизировать» использование  среды. 

3) Понимание  эффективности как способности  организаций достигать максимальные  результаты при фиксированных  затратах или способности минимизировать  затраты при достижении требуемых  результатов. 

4) Понимание  эффективности как способности  к достижению целей на основе  хороших («здоровых») внутренних  характеристик. По мнению сторонников  этого подхода, эффективная организационная  структура усиливает удовлетворенность,  чувство гарантированности и  контроль персонала над деятельностью  организации. Основной недостаток  данной концепции – чрезмерное  внимание к средствам достижения  целей в ущерб оценке результатов.

5) Понимание  эффективности как степени удовлетворенности  клиентов и заказчиков. Данный  подход применим к ситуации, когда  мощные группы лиц, вне организации  способны оказывать существенное  влияние на ее функционирование.[2, c.81]

Эффективность как степень достижения поставленных целей (иногда используется термин «результативность»). Например, эффективность автоматизированной информационной системы понимается как степень достижения целей, поставленных при ее создании (ГОСТ 34.003-90). Хочется  отметить, что этот подход можно применять выборочно и ограниченно для оценки эффективности управления предприятием по ряду причин. Во-первых, цели предприятия как сложной социотехнической системы далеко не всегда сформулированы в явном виде (например, в виде стратегических целей), что делает невозможным оценку степени их достижения. Во-вторых, если цели сформулированы, то их обычно много и они характеризуют желаемое состояние предприятия с многих сторон (рыночные, финансовые, организационные, инновационные цели), что делает процедуру «свертывания» оценок степени их достижения к единой оценке «эффективности управления» сложной и неоднозначной.

В-третьих, формирование целей деятельности предприятия  с учетом интересов заинтересованных групп и условий внешней среды  есть одна из функций управления предприятием. От качества и «правильности» их постановки во многом зависит эффективность  деятельности предприятия, то есть предприятие  может вполне успешно добиться поставленных руководством целей и погибнуть  в конкурентной борьбе.

Эффективность как соотношение «результатов деятельности»  к «затратам» (или «выходов» ко «входам» в терминах теории систем). В рамках данного подхода существуют понятия «производительность» и  «экономическая эффективность». В общем  виде показатель экономической эффективности  функционирования предприятия Е  определяется как отношение полученного  результата F к затратам, необходимым  для достижения этого результата, R.

 

E=F/R (1.1.1)

 

Данный подход наиболее широко распространен при  оценке эффективности деятельности предприятий, существует огромное количество показателей этой группы (финансовые коэффициенты, такие как оборачиваемость  основных производственных средств  и оборачиваемость оборотных производственных ресурсов, различного вида «отдачи»: фондоотдача, отдача от вложений в фонд оплаты труда и прочие). Этот подход дает возможность проводить сравнения среди хозяйствующих субъектов, функционирующих в сходных условиях (например, в рамках одной отрасли), и давать оценки «более эффективно» или «менее эффективно».

Оценка эффективности  как отношения затрат и результатов  очень сильно зависит от рассматриваемого временного интервала: предприятие, вкладывающее в развитие значительные средства, может работать в начальном периоде  экономически неэффективно, однако достигать  поставленных целей давать экономический  эффект в будущем.

Эффективность как степень соответствия эталону. Данную оценку эффективности можно  узнать из журнала Топ-Менеджер, журнал для руководителей. Этот подход сейчас, пожалуй, самый модный подход. Он известен в том числе под названием  «бенчмаркинг». При использовании  этого подхода мы сравниваем состояние  нашего предприятия с некоторым  эталоном. Сопоставление показателей  эффективности дает возможность  понять уязвимые и рациональные стороны  деятельности компании в сравнении  с конкурентами и мировыми лидерами в аналогичной области. Это позволяет  найти незаполненные рыночные ниши, выйти на вероятных партнеров  по производственно-технической кооперации и выяснить преимущества слияния  компаний. Эффективность как степень  удовлетворенности процессом его  участников. При этом удовлетворенность  зависит от степени реализации интересов  участников в процессе.[3, c.104]

По мнению авторов, системный подход – наиболее плодотворный.

Эффективность деятельности организации рассматривается  в этом случае через систему общественных ценностей, отвечающих потребностям общественного  развития, и трактуется как способность  системы к выполнению функций  целе-полагания (формулировка целей  в соответствии с потребностями), целеобеспечения (использование социально  одобренных целей), достижения цели, экономичности (достижения определенного соотношения между результатами и затратами), факторной обусловленности (учет внешних и внутренних факторов условий функционирования предприятия). Данное определение достаточно широко и охватывает как внутренние, так и внешние аспекты эффективности.

Сопоставление предложенных подходов с пониманием сущности эффективности свидетельствует  о многозначности этого понятия. Общим для всех определений является представление об эффективности  как о способности системы  к достижению целей, в качестве которых  выступают удовлетворение интересов  заказчиков, оптимальное использование  внешней среды, повышение экономичности, результативности системы и др.

В силу относительной  самостоятельности организаций  формулируемые ими цели имеют  двойственную природу.

Поскольку любая  организация является элементом  более крупной организационной  системы и действует в предписанных ей рамках, часть организационных  целей формируется сверху. Их можно  рассматривать как внешние цели-ограничения  или факторы-условия (например, изготовление изделий в соответствии с графиком поставок или организация выпуска  продукции в количестве, указанном  в заявке потребителя и др.). Внешние  цели характеризуют те свойства предприятия  и среды, которые существенно  влияют на ее деятельность и должны быть учтены при оценке эффективности.

Информация о работе Оценка эффективности организационных систем