Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:46, курсовая работа
Целью данной работы является исследование оценки эффективности и организационных систем.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучение эффективности деятельности. В частности, понятие, факторы и оценка эффективности деятельности организации и предприятия.
- рассматривается оценка организационных систем.
- изучение оценки эффективности организационной структуры управления ООО «Газпромнефть-Хантос».
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретические основы оценки эффективности организационных систем…5
1.1 Содержание основных понятий……………………………………………...5
1.2 Факторы эффективности организаций……………………………………..11
1.3 Проблемы оценки эффективности организационных систем…………….15
2. Методологические основы оценки эффективности организационных систем…………………………………………………………………………….20
2.1 Методы оценки эффективности организационных систем……………….20
2.2 Этапы оценки эффективности организационных систем…………………23
3. Оценка эффективности организационной структуры управления ООО «Газпромнефть-Хантос»…………………………………………………….…..31
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………
- Своевременность;
- Количество;
- Качество.
Чтобы ее измерить, сравнивают намеченные результаты с фактическими (используемые ресурсы не учитываются, если они не фигурировали в качестве цели). Наиболее распространенный метод измерения - расчет индексов действенности, показывающих степень достижения цели в одном периоде по сравнению с другим.
Экономичность - степень использования системой «нужных» вещей; показатель, характеризующий результативность организационной системы в отношении затрат.
Экономичность определяют путем сопоставления ресурсов, которые предполагалось израсходовать для достижения определенных целей и выполнения конкретных работ (услуг), с ресурсами, которые были фактически потреблены.
Практически, задача определения меры экономичности сводиться к наиболее полному поэтапному учету затрат на управление. Так должны быть учтены капитальные единовременные и эксплуатационные (текущие) затраты, неизбежные накладные расходы. Одновременно следует учесть затраты на разработку системы управления, включая экспериментальные расходы на ее внедрение и эксплуатацию, на возможную коррекцию и последующий демонтаж. Только такой всеохватывающий учет позволит оценить действительную экономичность системы управления.
Качество - степень
соответствия системы требованиям,
спецификации и ожиданиям клиентов.
Традиционные методы определения качества
предоставляемых работ (услуг) включают
установление соответствия спецификациям
и своевременности
Оценка качества
связана с понятием качественных
признаков или конкретных свойств,
которые закладываются при
Качественными признаками продукта/услуги являются следующие условия:
1. Произведен ли и доставлен продукт так как требовалось?
2. Удовлетворен ли покупатель продуктом?
3. Будет ли продукт выполнять то, для чего он предназначен?
Прибыльность - соотношение между валовыми доходами (или сметными показателями) и суммарными издержками (или фактическими расходами). Конкретными показателями прибыльности являются:
- уровень прибыли, отнесенный к объему продаж;
- соотношение прибыли и совокупных активов;
- отношение
прибыли к собственному
Производительность - соотношение количества работ (услуг) и затрат на их реализацию.
Качество условий трудовой жизни - престижность работы, чувство безопасности, уверенности, удовлетворенности работников организации, включая управленческий персонал. Методы измерения направлены на определение степени соответствия личных представлений работников о социально-психологических условиях в трудовом коллективе и фактического состояния условий труда.
Внедрение новшеств - реальное использование новых достижений в области современной техники и управления в организации для достижения поставленных целей. [5, с.23]
2. Методологические основы
оценки эффективности
2.1 Методы оценки эффективности организационных систем
Для управления эффективностью организации необходима разработка единых принципов и подходов к управлению, измерению и оценке развития и работы организации в условиях постоянных изменений с учетом современных складывающихся представлений об успешной организации.
Рассматривая организацию как открытую систему, следует выделить два направления оценки ее эффективности: оценка эффективности всех ее подсистем и оценка эффективности развития организации во внешней среде.
Назовем принципиальные
для анализа положения
а) Выявление
сильных и слабых сторон организации
(внутренние факторы) и их сравнение
с возможностями и опасностями
рынка (внешние факторы) позволяет
оценить реальные предпосылки ее
приспособления к внутренней структуре,
определить потенциал адаптационного
управления и направления его
реализации. Компоненты адаптационного
потенциала (организационные, кадровые,
технологические и
б) При оценке
и измерении эффективности
в) Общее
состояние организации
г) Изменения, происходящие во внешней среде, предопределяют необходимость стратегического подхода к развитию и работе организации (есть ли у организации стратегия?).
д) Работа организации в реальном масштабе времени должна быть подчинена целевым установкам стратегии развития организации.
е) Связь между стратегическим, текущим и оперативным управлением должна базироваться на использовании методического инструментария, обеспечивающего единство подходов, оценок, измерений.
Выделяют
согласование кадрового (
- развитой
системой управленческого и
- развитой
прогнозно-аналитической
- хорошими профессиональными знаниями;
- эффективной
системой электронной
Использование методического инструментария, обеспечивающего единство подходов, оценок, измерения, основано на принципах установления обратной связи между видами управления. Среди наиболее популярных методов, обеспечивающих связь стратегического и оперативного управления и используемых организациями в качестве инструментов, можно назвать:
1) метод дерева
целей и проведение
2) сетевые
графики, логические методы, методы
прогнозирования (при
3) метод дерева
решений (при выборе
Рассмотрим
для примера единство подхода
организации к формированию системы
экономических показателей и
организационных форм, которая переводит
содержательно сформулированные цели
в область реального
Одними из главных показателей являются:
- прибыль (рентабельность) продукта;
- объем продаж;
- масштабы деятельности организации;
- наличие
надежных партнерских
- наличие клиентской базы (постоянная клиентура);
- количество оборотов оборотных средств;
- принадлежность
к ассоциациям, поскольку,
- наличие
собственной инфраструктуры (собственная
принимающая сторона,
- участие в государственных программах;
- репутация организации;
- текучесть кадров в организации.
ж) Использование интегрированных систем планирования, отчетности и информационного обеспечения как базы для взаимосвязанного управления развитием и работы организации.[6, c.170]
2.2
Этапы оценки эффективности
Любая система (организационная структура) произвольной формы имеет свой жизненный цикл, состоящий из пяти этапов.
На первом
этапе формируются цели и концепция
построения организации на базе использования
типовой организационной
Второй, переходный,
этап заключается в развитии предыдущей
формы организации и
Третий этап
завершает переход от предыдущей
организационной системы к
На четвертом этапе, продолжительность которого зависит от устойчивости сложившихся тенденций и неизменности окружающей среды, полностью определяется концепция новой организации. Наступает период ее стабильного функционирования за счет адекватного соответствия формы и методов управления целям и задачам организации. Продукция, производимая предприятием, завоевала прочное положение на рынке сбыта, спрос на продукцию стабильный, предприятие получает значительную прибыль от реализации продукции, обеспечивая свое эффективное функционирование.
Пятый этап
обусловлен структурными и иными
сдвигами в окружающей среде, вызван
изменением цели организации, в результате
которого возникает потребность
новой реорганизации, поиска более
совершенных форм организации и
управления. Например, у предприятия
появился конкурент, который предложил
потребителю более качественный
аналог данного вида продукции, либо
просто произошло насыщение
Внешняя среда
в современных обновленных
Все это предполагает необходимость не только формирования новых структур, но и совершенствования (реорганизации) существующих организационных структур и систем управления организацией.
Экономическая
стабильность организации, ее выживаемость
и эффективность деятельности в
условиях рыночных отношений неразрывно
связаны с непрерывным
К основным факторам, обусловливающим необходимость постоянного совершенствования организации, можно отнести оценку состояния следующих сфер:
- состояние рынка сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг;
- состояние рынка поставщика (рынок потребителя) исходных материалов, энергии, товаров и услуг;
- состояние финансового рынка;
- состояние рынка труда;
- состояние окружающей природной среды.
Без учета
этих факторов невозможно планировать
стратегию развития организации. Успех
любого предприятия или организации
и возможность их выживания зависят
от способности быстро адаптироваться
к внешним изменениям. В постоянном
стремлении поддерживать соответствие
организации условиям внешней среды
заключается принцип
Выстраиваемая система управления предприятиями должна отвечать современным рыночным условиям:
а) обладать высокой гибкостью производства, позволяющей быстро менять ассортимент изделий (услуг). Это обусловлено тем, что жизненный цикл продукции (услуг) стал короче, а разнообразие изделий и объем выпуска разовых партий - больше;
б) быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;
в) учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг), в корне изменившую отношение к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;
Информация о работе Оценка эффективности организационных систем