Оценка нематериального актива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Возможность и целесообразность применения тех или иных подходов к оценке зави-сит от характера оцениваемого объекта, сути типичных мотиваций и действий потенциаль-ных продавцов и покупателей, доступности и качества необходимой исходной информации.
Каждый из использованных в работе подходов Оценщик, перед приданием весового значения, исследовал по следующим обычным критериям согласования: А — возможность подхода отразить действительные намерения потенциального покупателя и продавца; Б — тип, качество, обширность исходных данных, на основе которых проводился анализ и рас-чет; В — способность используемых подходов учитывать конъюнктурные колебания; Г — способность подходов учитывать специфические особенности объекта оценки, влияющие на его стоимость.

Содержание работы

Глава 1. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФАКТОВ И ВЫВОДОВ 2
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ДОПУЩЕНИЯ И ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ УСЛОВИЯ 3
Глава 3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4
Глава 4. СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЪЕКТЕ ОЦЕНКИ 6
Глава 5. АНАЛИЗ РЫНКА 7
5.1 Анализ рынка товарных знаков 7
5.2 Анализ рынка подсолнечного масла 7
5.3 Анализ рынка обслуживающих областей 8
5.4 Выводы из обзора рынка 8
Глава 6. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 9
6.1 Доходный подход 9
6.2 Затратный подход 9
6.3 Сравнительный подход 10
Глава 7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ В РАМКАХ ЗАТРАТНОГО ПОДХОДА 11
Глава 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ В РАМКАХ ДОХОДНОГО ПОДХОДА 13
8.1 Метод освобождения от роялти 13
8.2 Определение ставки дисконтирования 13
8.3 Определение ставки роялти 15
8.4 Определение стоимости товарного знака 16
Глава 9. СОГЛАСОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ 18
Глава 10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Файлы: 1 файл

0971557_BB057_ocenka_nematerialnogo_aktiva_tovarnyi_znak.docx

— 487.13 Кб (Скачать файл)

Рисунок 1. Графическое изображение ТЗ «Логотип «Подсолнух»

    1. АНАЛИЗ  РЫНКА

    1. Анализ рынка товарных знаков

Краткая характеристика

Человек приобретает различные  товары и услуги, чтобы удовлетворить  конкретные нужды и потребности. При этом он предпочитает покупать те товары, качество которых не вызывает особых сомнений. Нередко такой гарантией  для покупателя является знакомый ему  товарный знак, и очень может быть, что товары с таким знаком он уже  потреблял.

Товарный знак - это любое  название, знак, символ, рисунок или  их комбинация, используемые для обозначения товаров фирмы и отличающие их от товаров конкурентов.

Виды товарных знаков

В качестве товарных знаков обычно используются следующие обозначения:

  • словесное - в виде слов или сочетаний букв, имеющих словесный характер. К таким знакам относятся рекламные лозунги, фамилии, различные естественные и искусственно образованные слова, не являющиеся описательными по отношению к товару;
  • изобразительные - в виде композиций линий, пятен, фигур любых форм на плоскости. Такие знаки представляют собой различные конкретные и абстрактные изображения предметов, животных, людей, растений, небесных тел и их возможные комбинации, а также другие подобные изображения. Объект оценки является изобразительным товарным знаком;
  • объемные - в виде фигур (линий) или их композиций, изображаемых в трехмерном пространстве. Таким изображением может быть оригинальная форма изделия или его упаковка. Последняя используется наиболее часто;
  • комбинированные, представляющие собой комбинацию элементов разного характера - изобразительных, словесных, объемных и т. д. Чаще всего ими являются словесно-изобразительные композиции;
  • другие обозначения, например звуковые, световые и т. д.

С учетом указанных выше обозначений  фирма должна принять решение  о форме товарного знака, но до этого ей необходимо принять ряд других решений. На некоторых из них остановимся более подробно. Однако сначала укажем основные требования, предъявляемые к товарному знаку.

Характеристика рынка

В данное время рынок ТЗ в России развит слабо. На первичном рынке существуют компании, которые продают готовые товарные знаки. По большей части, ТЗ делают на заказ по желанию потребителя. Сделки с ТЗ на вторичном рынке являются единичными исключительными случаями. Распространена практика создания ТЗ и передачи его в пользование по лицензионному договору с уплатой роялти. Ставки роялти колеблются от 1 % до 5 %, что подтверждается общей практикой1.

    1. Анализ  рынка подсолнечного масла

Согласно исследованию рынка, проведенного Оценщиком, объем рынка  на 15.01.2011 составляет 10 000 т масла в год (доля ООО «АБВГД» – заказчика оценки – составляет 10 %). Основные конкуренты:

  • Юг Руси (торговые марки «Золотая семечка», «Злато» и др.) – 20 %;
  • ЭФКО (торговые марки «Слобода», «Олио» и др.) – 15 %;
  • Аткарский МЭЗ (торговые марки «Россиянка», «Ярко» и др.) – 10 %;
  • Другие – 45 %2.

Ситуация на рынке масла  стабильная, прогнозируется незначительный спад (0,5 – 0,3 %% в год) потребления в течение следующих лет. В то же время, на рынке возможен рост стоимости масла, связанный с аномально высокими температурами летом. Величина роста – 7% в год. Однако, по мнению некоторых экспертов, возможны и другие варианты развития событий:

а) пессимистический. Цена масла  снизится до 45 ± 3 руб./кг (соответствует сегодняшнему уровню цен масла минимального качества), спрос уменьшится на 15 ± 5 %. Связано это с угрозой новой волны кризиса.

б) оптимистический. Цена масла  возрастет до 55,5 ± 2,5 руб./кг (соответствует сегодняшнему уровню цен масла высокого качества), спрос возрастет на 25 ± 5 %. Связано это с возможностью быстрого выхода из кризиса, ростом общего благосостояния и стремлением людей к здоровому образу жизни (потреблять только натуральные продукты).

    1. Анализ  рынка обслуживающих областей

 

Прогнозируется умеренный  рост стоимости услуг маркетинговых  и рекламных агентств (на 5 % в год).

    1. Выводы  из обзора рынка

В данное время рынок товарных знаков в России развит слабо. На первичном  рынке существуют компании, которые  продают готовые товарные знаки. По большей части, товарные знаки делают на заказ по желанию потребителя. Сделки с ТЗ на вторичном рынке являются единичными исключительными случаями.

Подсолнечное масло —  жирное растительное масло, получаемое из семян подсолнечника. Это одно из важнейших растительных масел, имеющее высокое народно-хозяйственное значение.

Ситуация на рынке масла  стабильная, прогнозируется незначительный спад (0,5 – 0,3 %% в год) потребления в течение следующих лет. В то же время, на рынке возможен рост стоимости масла, связанный с аномально высокими температурами летом. Величина роста – 7% в год. Однако, по мнению некоторых экспертов, возможны и другие варианты развития событий.

Прогнозируется умеренный  рост стоимости услуг маркетинговых  и рекламных агентств (на 5 % в год).

    1. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Оценка ИС, как правило, производится в рамках трех классических подходов: доходный, сравнительный и затратный. Оставаясь в рамках того или иного подхода, оценщик может использовать один или несколько оценочных методов. Целью использования в работе более одного метода является достижение наибольшей обоснованности и очевидности выводов оценочного заключения. При оценке товарных знаков и брендов обычно предпочтение отдается доходному подходу.

6.1 Доходный подход

В рамках данной работы для  оценки ТЗ были применены методы доходного  подхода: «метод освобождения от роялти» и «метод преимущества в прибыли (стоимости услуг)».

«Метод освобождения от роялти» предполагает, что оцениваемый объект интеллектуальной собственности не принадлежит истинному владельцу, а предоставлен ему на лицензионной основе за определенные процентные отчисления от выручки - роялти. В этом методе делается допущение, что объектом ИС владеет третья сторона и, следовательно, истинный владелец должен платить роялти за право пользования ИС. В силу того, что патент на самом деле является собственностью его истинного владельца, ему не нужно платить роялти - отсюда название метода – «освобождение от роялти».

Для установления размера  роялти определяется разумный процент  отчислений, который можно было бы обосновать путем анализа рынка или исследования затрат (в мировой практике размер роялти колеблется в пределах от 3 % до 10 % от выручки за продукцию или услуги, произведенные с использованием объекта интеллектуальной собственности). Затем делается прогноз относительно объема продаж, по которому ожидается выплата роялти.

Если рассматривается  новый вид продукции, то весьма желателен  прогноз объемов продаж на каждый год в течение всего срока  ожидаемых платежей. Следующий шаг  состоит в математическом вычислении ожидаемых выплат роялти, путем расчета  процентных отчислений от прогнозного объема продаж. Из прибыли от роялти следует вычесть все расходы, связанные с обеспечением ИС или лицензии (различные организационные, экономические, административные издержки, затраты на маркетинг, на поддержку патента и т.п.). Размер роялти затем капитализируется, и полученная величина принимается за стоимость актива.

6.2 Затратный подход

Оцениваемый ТЗ относительно недавно экспонируется на рынке и еще не может претендовать на звание бренда - известного покупателям товарного знака. Поэтому затратный подход к оценке вполне допустим и применим. В рамках затратного подхода применялся метод стоимости создания.

«Метод стоимости создания» основан на определении стоимости воссоздания оцениваемого объекта. Данный метод применим в отношении тех объектов интеллектуальной собственности, для которых нет сформировавшегося рынка и которые не могут быть оценены непосредственным образом (изобретения, научно - исследовательские, проектно -технологические разработки, специализированные адресные списки и пр.). Величиной стоимости признается сумма затрат, необходимых для создания актива, с учетом разумной прибыли на вложенный капитал. Следует иметь в виду, что если вклад нематериального актива в прибыль предприятия не превышает затрат на его создание, то преимущества, обусловленного использованием данного типа актива отсутствует. Актив должен обеспечить определенную выгоду. Поэтому данный метод подходит не ко всем ситуациям и его следует применять тогда, когда нет возможности применить другие методы оценки.

Стоимость ТЗ в рамках метода стоимости создания определяется как  разница между скорректированной  величиной затрат с учетом коэффициента значимости и накопленным износом.

6.3 Сравнительный подход

Ввиду отсутствия достоверных  сведений по аналогичным сделкам, оценка ТЗ в рамках сравнительного подхода  не производилась.

Оценщик провел расчеты стоимости товарного знака – «Логотип «Подсолнух» с учетом факторов риска и вероятности наступления события.

    1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ В РАМКАХ ЗАТРАТНОГО ПОДХОДА

При использовании затратного подхода в оценке товарных знаков использовался метод стоимости создания.

Основные статьи затрат на производство и продвижение изобразительного товарного знака приведены в  таблице ниже.

Таблица 1 – Основные статьи затрат на создание и продвижение товарного знака

№ п/п

Наименование

Краткое пояснение

1.

Поиск идеи

Ставится  задача двум – трем сотрудникам компании продумать идею товарного знака. Проводятся консультации для разъяснения требований к товарному знаку, отводится несколько рабочих дней без отрыва от основной работы на обдумывание, проводится совещание по результатам (два рабочих дня).

2.

Дизайн и разработка идеи

Поиск художников, профессионально занимающихся разработкой товарных знаков, обращение, выяснение профессиональной репутации, уровня цен (один рабочий день одного сотрудника). Принятие решения, переговоры, подписание договоров: два рабочих дня двух человек. Услуги дизайнеров.

3.

Приобретение имущественных прав – регистрация ТЗ

Заявка на регистрацию товарного знака; госэкспертиза заявленного обозначения; регистрация ТЗ в Госреестре; поддержание охраноспособности ТЗ.

4.

Реклама

Несколько статей в популярной литературе для  создания устойчивой ассоциации имени  компании, название услуг и образа товарного знака в сознании возможно большего числа людей. Поиск и переговоры – три полных рабочих дня одного сотрудника. Приглашение профессионального журналиста для написания популярных статей, консультации менеджера – пять – семь дней, профессиональное рекламное сопровождение знака.

5.

Маркетинг

Сайт, промоакции.


 

В таблице ниже приведены данные по расходам. Итоговая величина пересчитывается на дату оценки.

Таблица 2 – Расчет рыночной стоимости Объекта оценки

№ пп

Наименование

Сумма, руб.

Период, лет

Регистрация ТЗ

1.

Поиск идеи

18 000

0,02

2.

Дизайн  и разработка идеи

155 000

0,05

3.

Регистрация ТЗ в государственном реестре

99 360

0,63

 

Итого затраты на регистрацию

272 360

0,70

 

Текущая стоимость затрат

328 930

 

Текущие расходы на рекламу и  маркетинг

4.

Реклама

600 000

 

5.

Маркетинг

800 000

 
 

Итого текущие расходы

1 400 000

 
 

Итого

1 728 930

 
 

ИТОГО (округленно)

1 730 000

 

 

Пояснения к таблице:

  1. Данные по поиску идеи (строка 1) были представлены Заказчиком: средний уровень зарплат АУП компании составляет 3 000 руб. в день с ЕСН.
  2. Данные по дизайну и разработке логотипа (строка 2) были получены от рекламного агентства Generation Brand (191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д.16, тел.: (812) 579-83-25). В настоящее время существует множество дизайнерских фирм, стоимость их услуг сильно варьируется (от 3 500 руб. (www.gatto.ru/grafic/logo) до 140 000 руб. (www.ragb.ru/service/style-6.php)). В курсовой работе принято значение 140 000 руб., т.к. в эту стоимость включен полный пакет услуг по созданию логотипа. Кроме того, в затраты по этой статье включены затраты на оплату труда представителей заказчика (два человека будут работать два с половиной дня, средняя заработная плата – 3 000 руб. в день с отчислениями).
  3. Данные по регистрации ТЗ (строка 3) были получены от консалтинговой группы «Wise Advice» (Москва, Рязанский проспект, д. 75, корп. 4, 1-я башня, 7-й этаж, тел.: (495) 995-82-58). На сайте компании указана стоимость полного пакета услуг по регистрации ТЗ (www.legal-support.ru/services/trademarks/afterburning.html). Текущая стоимость была получена путем капитализации затрат на дату оценки (обоснование ставки капитализации см. ниже в Главе 8 «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ В РАМКАХ ДОХОДНОГО ПОДХОДА»).
  4. Данные по расходам на рекламу и маркетинг (строки 4 – 5) были получены от рекламных агентств: «Эверест» (www.everest-ra.ru), «Idea» (www.mosidea.ru), АС медиа «Эффект» (www.asme-spb.ru). Был рассчитан бюджет рекламной и маркетинговой компаний, включающих в себя рекламу в СМИ (телевидение, печатные издания, Internet – 600 000 руб.), мероприятия стимулирования сбыта (оплата труда персонала – 150 000 руб., материалы – 200 000 руб., скидки – 150 000 руб.), создание и поддержание сайта (100 000 руб. ежегодно), скидки за местные рекламные компании (200 000 руб.). Согласно обзору рынка (см. Главу 5) расходы на маркетинг и рекламу будут расти со скоростью 5 % в год.

Информация о работе Оценка нематериального актива