Оценка нематериального актива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Возможность и целесообразность применения тех или иных подходов к оценке зави-сит от характера оцениваемого объекта, сути типичных мотиваций и действий потенциаль-ных продавцов и покупателей, доступности и качества необходимой исходной информации.
Каждый из использованных в работе подходов Оценщик, перед приданием весового значения, исследовал по следующим обычным критериям согласования: А — возможность подхода отразить действительные намерения потенциального покупателя и продавца; Б — тип, качество, обширность исходных данных, на основе которых проводился анализ и рас-чет; В — способность используемых подходов учитывать конъюнктурные колебания; Г — способность подходов учитывать специфические особенности объекта оценки, влияющие на его стоимость.

Содержание работы

Глава 1. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФАКТОВ И ВЫВОДОВ 2
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ДОПУЩЕНИЯ И ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ УСЛОВИЯ 3
Глава 3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4
Глава 4. СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЪЕКТЕ ОЦЕНКИ 6
Глава 5. АНАЛИЗ РЫНКА 7
5.1 Анализ рынка товарных знаков 7
5.2 Анализ рынка подсолнечного масла 7
5.3 Анализ рынка обслуживающих областей 8
5.4 Выводы из обзора рынка 8
Глава 6. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 9
6.1 Доходный подход 9
6.2 Затратный подход 9
6.3 Сравнительный подход 10
Глава 7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ В РАМКАХ ЗАТРАТНОГО ПОДХОДА 11
Глава 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ В РАМКАХ ДОХОДНОГО ПОДХОДА 13
8.1 Метод освобождения от роялти 13
8.2 Определение ставки дисконтирования 13
8.3 Определение ставки роялти 15
8.4 Определение стоимости товарного знака 16
Глава 9. СОГЛАСОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ 18
Глава 10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Файлы: 1 файл

0971557_BB057_ocenka_nematerialnogo_aktiva_tovarnyi_znak.docx

— 487.13 Кб (Скачать файл)

Для ТЗ коэффициент значимости может быть найден как произведение коэффициента известности и коэффициента масштабности. Коэффициент известности  равен 1, т.к. ТЗ используется менее одного года. По данным заказчика ежемесячный товарооборот составляет около $140 000, следовательно, величина коэффициента масштабности составляет 1,6. Т.о. коэффициент значимости равен 1,6.

Установление порядка  начисления износа по нематериальным активам – процедура, не регламентируемая государством, организации сами определяют перечень нематериальных активов, подлежащих и не подлежащих начислению износа. В оценочной практике принято  не производить начисления износа по объектам, стоимость которых в  течение времени не уменьшается, и даже вероятно будет возрастать, а также по объектам, приносящим постоянную или возрастающую прибыль. Именно к таким объектам оценщик относит ТЗ, поэтому в рамках данной работы износ ТЗ не определялся.

Таким образом, стоимость  исключительного права на ТЗ – «Логотип «Подсолнух», рассчитанная затратным подходом, на дату оценки 15.01.2011, округленно составляет:

2 770 000 (два миллиона семьсот семьдесят тысяч) рублей

    1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ В РАМКАХ ДОХОДНОГО ПОДХОДА

В рамках данного подхода  оценка ТЗ производится методом освобождения от роялти.

    1. Метод освобождения от роялти

Исходные данные для оценки ТЗ доходным подходом представлены в  таблице ниже:

Таблица 3 – Данные для определения стоимости ТЗ доходным подходом

Наименование

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Среднегодовой объем продаж, кг

1 000 000

995 000

991 020

987 056

984 095

981 142

Средняя цена, руб.

50,0

53,5

57,2

61,3

65,5

70,1

Расходы на рекламу и поддержание ТЗ, руб.

1 400 000

1 470 000

1 543 500

1 620 675

1 701 709

1 786 794


 

Среднегодовой объем продаж получен на основе актуальных данных заказчика и обзора рынка. Средняя цена реализации получена умножение средней цены реализации на дату оценки (50 руб./кг) на скорость роста цены на масло (7 %, см. раздел 5.2 «Анализ рынка подсолнечного масла»). Бюджет расходов на рекламу и поддержание ТЗ получены от рекламных и маркетинговых агентств (см. пояснения к табл. 2) и прогнозированием роста расходов (скорость роста – 5 % в год, см. раздел 5.3 «Анализ рынка обслуживающих областей»).

    1. Определение ставки дисконтирования

Определение ставки дисконтирования  при использовании доходного  подхода является одной из наиболее сложных и ответственных задач  процедуры оценки.

Для определения ставки дисконтирования  необходимо понимать, что инвестор, приобретая объект, отдает свои деньги в обмен на право вернуть их в будущем с соответствующей прибылью. Вкладывая свой капитал в объект инвестор рискует не получить эту прибыль и, в силу этого, он вправе требовать в качестве компенсации соответствующую премию за риск в виде процентных надбавок к норме прибыли, которую он мог бы получить, положив свои деньги в банк.

При определении ставки дисконтирования  Оценщик применял метод модели оценки финансовых активов (САРМ).

Данный метод основан  на следующей посылке: инвестору  необходим дополнительный доход, превышающий  возможный доход от полностью  застрахованных от риска ценных бумаг, например, таких как долгосрочные правительственные облигации. Дополнительный доход является компенсацией инвестору за вложения в рисковые активы.

Определение ставки дисконтирования  проводилось по формуле:

где: Ye – ставка дисконтирования, %; Yrf – безрисковая ставка, %; β – коэффициент учитывающий премию за риск; Ym – рыночная норма доходности, %; Y1 – премия за малость компании, %; Y2 – премия за неликвидность, %;.

В качестве безрисковой ставки принята эффективная доходность к погашению облигаций федерального займа со сроком погашения в 2036 г. — 7,9962 %3.

Норма дохода по общему диверсифицированному портфелю вложений на дату оценки составляет 27,6 %. (см. таблицу 44). Премия за малый размер компании и премия за неликвидность составляют по 1,5 % каждая. Размер премий определен Оценщиком экспертно.

Таблица 4 – Расчет рыночной нормы доходности

Дата

Индекс RTS к закрытию

Yi

15.01.2001

163,554

 

15.01.2002

283,8

1,74

15.01.2003

360,88

1,27

15.01.2004

589,6

1,63

14.01.2005

611,74

1,04

16.01.2006

1276,9

2,09

15.01.2007

1850,21

1,45

15.01.2008

2330,87

1,26

15.01.2009

569,12

0,24

15.01.2010

1559,25

2,74

14.01.2011

1870,09

1,20

 

средний

1,28

 

Ym

27,6%


 

При определении коэффициента бета Оценщик исходил из того, что ставка дисконтирования варьируется в определенном диапазоне в зависимости от ценообразующих факторов оцениваемого объекта. Расчет коэффициента бета представлен в нижеприведенной таблице.

Таблица 5 – Расчет коэффициента β

№ пп

Фактор риска

Низкий риск

Средний риск

Высокий риск

0

0,25

0,5

0,75

1

1,25

1,5

1,75

2

Макроэкономические факторы

1

Инфляция

             

1

 

2

Изменение темпов экономического роста

       

1

       

3

Изменение среднего дохода на душу населения

         

1

     

4

Изменения уровня безработицы

         

1

     

5

Изменение законодательной базы

           

1

   

Отраслевые факторы

6

Изменение нормативно правовой базы

           

1

   

7

Уровень конкуренции

       

1

       

8

Динамика емкости рынка и капиталоемкости

   

1

           

9

Изменение соотношения спроса и предложения

     

1

         

10

Изменение уровня капиталоемкости

     

1

         

Внутрифирменные факторы

11

Финансовая состоятельность

         

1

     

12

Качество и доступность финансовой информации

       

1

       

13

Эффективность использования оборудования

           

1

   

14

Уровень диверсификации продукции

1

               

15

Уровень диверсификации покупателей

1

               

16

Качество управления

           

1

   

17

Надежность оборудования

         

1

     

18

Соответствие активов требованиям  государственных органов

     

1

         

Сумма всех наблюдений

2

0

1

3

3

4

4

1

0

Взвешенная сумма

0

0

0,5

2,25

3

5

6

5,25

0

Количество факторов

18

Сумма весов

18,5

Коэффициент β

1,03


 

Подставляя в формулу  полученные значения, находим величину ставки дисконтирования:

    1. Определение ставки роялти

Ставка роялти в данной работе определялась экспертно-эмпирическим методом (метод Янишевского).

В таблице 6 даны исходные данные, необходимые для определения средних значений выручки по различным сценариям методом Монте-Карло. Интервальные значения цены и объема реализации определены из обзора рынка (см. раздел 5.2 «Анализ рынка подсолнечного масла»).

 

Таблица 6 – Исходные данные и результаты реализации метода Монте-Карло

Сценарии

Пессимистический

Наиболее вероятный

Оптимистический

Показатель

от

до

от

до

от

до

Цена, руб./кг

42

48

48

53

53

58

Объем реализации, кг

800 000

900 000

950 000

1 050 000

1 200 000

1 300 000

Среднее значение выручки, руб.

38 323 728

50 488 337

69 396 650


 

Рисунок 2. Гистограмма распределения выручки по вариантам

 

В нижеследующей таблице  приведены вероятности заключения соглашений при соответствующих среднегодовых объемах продаж и ставках роялти. Ставка роялти может колебаться от 2 % до 5 % (см. обзор рынка, стр. 10). Для определения наиболее вероятного значения ставки роялти была привлечена группа экспертов (группа оценщиков в составе пяти человек), результаты опроса сравнивались с существующей рыночной практикой. По результатам опроса экспертов и обработки результатов была построена следующая таблица:

 

Таблица 7 – Расчет критерия Янишевского

Прогноз

Пессимистический

Наиболее вероятный

Оптимистический

Критерий Янишевского

Объем производства и реализации

38 323 728

50 488 337

69 396 650

Ставка роялти

Вероятность заключения соглашения

1%

12%

17%

23%

291 431

2%

10%

15%

20%

505 699

3%

5%

10%

15%

521 236

4%

8%

15%

20%

980 739

5%

5%

10%

15%

868 726

Максимальное значение

     

980 739


 

Расчет критерия Янишевского  производится по следующей формуле:

где j – номер ставки роялти, ; Kj – критерий Янишевского для j-й ставки роялти, руб.; Rj – величина j-й ставки роялти, %; i – номер сценария, , 1 – пессимистический, 2 – наиболее вероятный, 3 – оптимистический; Vi – фиксированный объем продаж по i-му сценарию, руб.; Рij – вероятность заключения соглашения (договора) при j-й ставке роялти и фиксированном объеме продаж, соответствующем i-му сценарию, %.

В результате выбирается ставка роялти, которой соответствует максимальное значение критерия Янишевского: максимальный Критерий Янишевского получился равным 980 739 руб. при ставке роялти 4 %.

    1. Определение стоимости товарного знака

По прогнозам Оценщика к 2015 году загрузка производственных мощностей  достигнет оптимального стабильного уровня, следовательно, на стабильном уровне зафиксируется и экономия на роялти. Это позволяет, во-первых, назначить конец прогнозного периода на 2015 год и, во-вторых, считать стоимость реверсии на конец 2015 года по модели Гордона, отталкиваясь от суммы экономии на роялти 2016 года в предположении, что эта экономия в будущем будет расти с постоянным темпом, равным темпу инфляции в 5,5 % годовых5.

Расчет по терминальной стоимости  проводился следующим образом: рассчитан  прогнозируемый чистый денежный поток в 2016 году (составил 965 412 руб.), методом прямой капитализации определена стоимость продажи (в 2016 году): полученный доход делится на коэффициент капитализации, рассчитанный по модели Гордона, как разность ставки дисконтирования (31,14 %) и ожидаемого темпа роста (5,5 %); затем стоимость продажи (3 765 943 руб.) в 2016 году методом дисконтирования приведена к дате оценки.

Оценка стоимости ТЗ производится методом освобождения от роялти по формуле:

где С — стоимость ТЗ, руб.; k — период реализации, лет; Vk — объем продаж в k-том году, кг; Pk — цена в k-том году, руб.; Rk — ставка роялти в k-том году, %; E— затраты на поддержание ТЗ в k-том году, руб.; i — ставка дисконтирования, %.

Результат расчета представлен  в таблице ниже.

Таблица 8 – Определение стоимости товарного знака методом освобождения от роялти

Год

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Период

0

1

2

3

4

5

Рост производства (const)

1

1

1

1

1

1

Спад потребления

0,5%

0,5%

0,4%

0,4%

0,3%

0,3%

Рост/спад производства и реализации

99,5%

99,5%

99,6%

99,6%

99,7%

99,7%

Выручка от производства и реализации продукции, руб.

50 000 000

53 232 500

56 730 940

60 459 297

64 497 374

68 805 153

Объем продаж, кг

1 000 000

995 000

991 020

987 056

984 095

981 142

Цена реализации, руб./кг

50,0

53,5

57,2

61,3

65,5

70,1

Роялти

4%

4%

4%

4%

4%

4%

Доход от использования ТЗ, руб.

2 000 000

2 129 300

2 269 238

2 418 372

2 579 895

2 752 206

Расходы, связанные с поддержанием в силе ТЗ, руб.

1 400 000

1 470 000

1 543 500

1 620 675

1 701 709

1 786 794

Денежный поток, руб.

600 000

659 300

725 738

797 697

878 186

965 412

Коэффициент текущей стоимости

1,000

0,763

0,582

0,443

0,338

0,258

Текущая стоимость денежного потока, руб.

600 000

502 763

422 027

353 736

296 967

971 125 

Стоимость ТЗ в рамках доходного подхода, руб.

3 146 618

         

Информация о работе Оценка нематериального актива