Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:56, курсовая работа
Цель настоящей работы – определить значимость службы управления персоналом для организации и рассмотреть наиболее распространенные методы в области оценки эффективности ее деятельности.
Задачами работы является необходимость определить место службы управления персоналом в структуре организации, ее роль и функции, обосновать целесообразность применения методов оценки эффективности деятельности кадровой службы, рассмотреть основные методы (основу методологии оценки), применяемые при оценке деятельности HR-службы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………
1.1. Основные функции службы управления персоналом. Факторы, выявляющие необходимость проведения оценки деятельности кадровой службы…………………………………………………………………………..
1.2. Факторы, составляющие деятельность службы управления персоналом:
1. Полезность службы персонала…………………………………………………….
2. Результативность службы персонала……………………………………………..
3. Эффективность службы персонала………………………………………………..
1.3. Роль, критерии, процесс и функции оценки деятельности службы управления персоналом.…………………………………………………
2. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ……………………………………………......................
2.1. Обоснованность принятия решения об оценке деятельности службы управления персоналом………………………………………………
2.2. Подготовительный этап: ожидания от работы HR-службы, сбор и анализ данных, определение ответственного за проведение оценки……
2.3. Выбор метода оценки HR-службы:
Метод 1. Экспертная оценка (опрос)………………………………………………..
Метод 2. Модель Дэйва УЛЬРИХА………………………………………………….
Метод 3. Формулы Джека ФИЛЛИПСА…………………………………………….
Метод 4. Return of investment (ROI), «отдача инвестиций»………………………..
Метод 5. Бенчмаркинг…………………………………………………………….......
2.4. Отечественный подход к оценке деятельности HR-службы……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………............
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..
В рамках организации работы по оценке кадровой службы вполне применимы тестовые разработки. Так, ведущим исследователем в области управления персоналом Егоршиным А.П. предложен тест, состоящий из 10 критериев оценки и дающий представление о фактическом положении работы службы управления персоналом («как есть»), а так же его проектное, идеальное значение («как должно быть») [2, С. 303].
Критерии оценки указанного теста имеют следующий вид:
1. |
Функции службы |
2. |
Система приема на работу |
3. |
Комплектование подразделений |
4. |
Контрактная система |
5. |
Должностные инструкции |
6. |
Обучение персонала |
7. |
Должностные продвижения |
8. |
Аттестация |
9. |
Увольнение |
10. |
Политика сокращения штатов |
Каждый критерий имеет ряд возможных вариантов и позиций, которые имеют объективную оценку в зависимости от многообразия и сложности подразумеваемых функций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из рассмотренного вопроса о целях существования кадровой службы в организации, эффективности ее деятельности, можно сделать общий и закономерный вывод о том, что процедура принятия решений в системе управления персоналом должна основываться на едином и общем параметре - совпадении целей организации с целями системы управления персоналом. Данное положение оправдано ввиду того, что система управления персоналом в организации является частью самой системы управления предприятием, а ее эффективность во многом определяется конечным результатом деятельности организации.
Доказанным является утверждение о том, что оценка эффективности управления персоналом оказывает непосредственное влияние на рост результативности управленческого процесса в организации.
Сегодня персонал рассматривается как основной ресурс организации, в значительной степени определяющий успех всей ее деятельности, который требует грамотного управления и создания оптимальных условий для развития.
Кадровая служба выполняет обширный комплекс работ, связанных с кадровым составом предприятия. Она выполняет множество функций, связанных с анализом содержания труда на предприятии, подбором и адаптацией персонала, стимулированием развития работников, их обучением и урегулированием конфликтных ситуаций в коллективе организации.
Для эффективного функционирования такой службы необходимо проводить исследование, так как результаты оценки служат итоговыми индикаторами, фокусирующими внимание на основных проблемах управления персоналом. С помощью рассмотренных методов оценки эффективности деятельности службы управления персоналом, таких как:
1 Экспертная оценка;
2. Методика Дейва Ульриха;
3. Методика Джека Филлипса;
4. Метод подсчета Return of investment;
5. Метод бенчмаркинга, а также с помощью отечественных методик,
апробированных на практике, имеется возможность не только определять качество выполняемой работы и влияние кадровой службы предприятия на основные командообразующие процессы организации, но и способствовать усовершенствованию стандартных процессов, характерных для кадровой деятельности и, как следствие, развитию и благополучному существованию компании в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. 2007. – 342 с.
2. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учебное пособие для вузов. - Н.Новгород: НИМБ, 2003. – 303 с.
3. Кибанов А.Я.: Управление персоналом организации / Учебник под ред. А.Я. Кибанова, . – ИНФА-М, 1997. - 512 с.
4. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б.: Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учебное пособие для студентов вузов – 2-е издю, перераб. А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова - М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 416 с.
5. Кибанов А.Я. Служба управления персоналом: учебное пособие / А.Я. Кибанов, В.Г. Коновалова, М.В. Ушакова; под ред. А.Я.Кибанова.- М.: КНОРУС,
2010. - 416 с.
6. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б.: Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: Учебное пособие для студентов вузов - М.: ИНФА, 2005.
7. Кулыгина И.А. Управление персоналом: учебное пособие / И.А. Кулыгина,
Н.А. Каширин, Д.Ю. Пименов. – 2-е изд., испр. – Челябинск: Изд-во
ЮУрГУ, 2007. – 106 с.
8. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. – М.: Прогресс, 2006. – 355 с.
9. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. – М.: Зевс, 2007. – 456 с.
10. Организация работы службы персонала: методическое пособие. Приложение к журналу «Справочник по управлению персоналом». – 2006.
Интернет-источники:
11. Амнуэль Мария. Сапожник без сапог. Материальные стимулы для менеджера по персоналу// Kadrovik.ru. – 2007. - № 2.
12. Артюшкина О., Викентьева Е., Давидова Н., Демченко Ю., М. Елохина, И. Замуриева, Т. Зарубина, Е. Игнатьева, Т. Косякова, Л. Лебедева, М. Львовский, О. Мадудов, С. Шевцова, Н. Шилова, О. Чехова, Т. Сокольских, Н. Харитонова, А. Цейтлина, М. Шеламова (интервью). Лучшие HR-ы Москвы // Журнал "Управление персоналом". – 2008. - № 13.
14. Дэйв Ульрих. Эффективное управление персоналом: новая роль HR-менеджера в организации = Human Resource Champions: The Next Agenda for Adding Value and Delivering Results. — М.: «Вильямс», 2006. — С. 304. — ISBN 0-87584-719-6.
16. Михайлова А. Контроллинг персонала – инновационная модель управления системой управления персоналом // журнал "Управление персоналом". – 2009. – N 6.
17. Нильсен Ким Стаак Когда HR нужно выразить и измерить в цифрах // Журнал "Справочник по управлению персоналом". – 2010. - № 4.
18. Осадчая Светлана. KPI для кадровой службы // Работа.ру, (Электронный ресурс), 14 ноября 2008. Режим доступа: http://www.rabota.ru. Дата обращения – 26.02.2013.
19. Папкова Людмила . Как оценить работу менеджера по подбору персонала // Практический журнал по управлению челшовеческими ресурсами «Директор по персоналу». – 2011. - № 1.
20. Погодина Галина . Чтобы всегда знать, как работает HR-служба филиала. // Практический журнал по управлению человеческими ресурсами «Директор по персоналу». – 2012. - № 9.
22. Ряковский С.М. Как оценить деятельность службы персонала // Справочник по управлению персоналом. - 2003 - № 6.
24. Хьюзлид Марк А., Дэйв Ульрих, Брайан И. Беккер Измерение результативности работы HR-департамента. Люди, стратегия и производительность = The HR Scorecard: Linking People, Strategy, and Performance. — М.: «Вильямс», 2007. — С. 304. — ISBN 1-57851-136-4.
25. Управляешь людьми – управляешь миром:
URL: http://upravlencam.ru/org_r/