Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 01:33, курсовая работа
Цель работы: изучить организацию управления как функцию управления.
Задачи исследования:
• определить понятие "организация как функция управления"
• обозначить этапы осуществления функции организации;
• рассмотреть принципы и методы осуществления функции организации;
• изучить делегирование полномочий в процессе реализации организационной функции;
Введение…………………………………………………………………….3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ……………...5
1.1 Определение понятия «организация как функция управления»…5
1.2 Этапы и методы осуществления функции организации…………..9
2. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ……………………………17
2.1 Определение понятия делегирования…………………………….17
2.2 Концепции и этапы делегирования полномочий………………..18
2.3 Типы полномочий…………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………...24
Литература…………………………………………………………………28
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский психолого-
Кафедра общегуманитарных и социально-экономических наук
Курсовая работа
по дисциплине: «Теория управления»
на тему: «Организация как функция управления»
Выполнила:
Рощина Е. Г.
Студентка 3 курса
гр. 10 СУЗ-3,5
Оценка:________________
___________/к.соц.н. Мешкова И.В./
Черняховск 2012 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1 Определение понятия «организация как функция управления»…5
1.2 Этапы и методы осуществления функции организации…………..9
2. Делегирование полномочий……………………………17
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Реализуя функцию организации (т. е. организовывая деятельность коллектива), менеджер должен решить ряд задач, которые и составляют сущность понятия организации как функции управления. В первую очередь, он должен сформировать структуру организации. Это осуществляется посредством разделения ее на блоки, которые в случае крупного предприятия носят название департаментов, а сам такой процесс разделения называется департаментализацией. Актуальность выбранной темы определятся теоретической и практической важностью для теории организации в целом.
Большое
влияние на структуру
Осуществляя такую деятельность, на протяжении всех этапов менеджер должен руководствоваться рядом принципов, методов. Так, созданная структура должна соответствовать целям предприятия, а цели отдельных подразделений не должны противоречить друг другу и общим целям организации. Так же важно обеспечить согласованность работы на всех уровнях, и помнить о том, что менеджер может эффективно управлять лишь ограниченным количеством людей. Поэтому необходимо внедрять разделение труда и обеспечивать соблюдение норм управляемости, то есть не превышать такого количества подчиненных, которым может эффективно управлять один менеджер.
Теоретическую базу исследования составили труды следующих авторов: Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко, В.Б. Акулов, М.Н. Рудаков, П. Друкер, В.И. Кнорринг, М. Милнер, К.Н. Нарибаев, С. Джумамбаев, Ю.В. Васильев, В.Н. Парахина, Л.И. Ушвицкий и др.
Цель работы: изучить организацию управления как функцию управления.
Задачи исследования:
Объектом исследования выступают функции управления, предмет исследования - функция организации. Структура работы включает в себя: введение, основную часть из двух глав и пяти параграфов, заключения, списка литературы.
1 ОРГАНИЗАЦИЯ как функция управления
1.1 Определение понятия «
Организация – это одна из основных функций менеджера, то есть та деятельность, которую он обязан выполнять. Ее сущность заключается в решении следующих задач:
Управление – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов деятельности. Управление может быть единовластным или соучастным. Особенностью последнего является то, что решающая роль в принятии стратегических решений принадлежит персоналу.[5,143-145с.]
Значение
функции организации
Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.
Можно выделить следующие функции:
Позволяет оптимальным
образом согласовать
- краткосрочные (до года), долгосрочные (1- 3г.), долгосрочные (3 года и свыше)
- планирование
качественных изменений и
- планирование
взаимодействия с внешней
- общеорганизационное планирование
- планирование производственной деятельности;
2. Функция организации (функциональное разделение и координация деятельности подчиненных)
Необходимость в этой функции организации связано с совместной деятельностью людей, так как необходимо разделить эту совместную деятельность между людьми, для того, чтобы каждый вносил свой вклад в эту деятельность, а так же необходимо согласовать эти индивидуальные вклады.
Мотивация- это побуждение к действию при помощи внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы называются мотивами, а внешние- стимулами.
Контроль- это компонент деятельности всех подразделений и членов организации, обеспечивающий ее эффективность и согласованность с общими целями организации. Существует три вида контроля:
- опережающий
- текущий
- заключительный
Структуру организации можно изобразить в виде схемы, которая отображает подразделения, их группировку и координацию и показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц организации. Структура должна соответствовать целям предприятия, и если такого соответствия нет, то ее необходимо реорганизовать, либо заменить на новую. При формировании структуры учитываются размеры предприятия, имеющиеся в его распоряжении технологии (поскольку от этого зависит то, каким образом служащие связываются друг с другом, обмениваются информацией и сотрудничают в процессе своей деятельности) и персонал (очевидно, что крупные компании будут иметь иную структуру, нежели небольшие). Необходимо стремиться к тому, чтобы организационная структура позволяла обеспечить эффективное взаимодействие как между сотрудниками и подразделениями внутри организации, так и взаимодействие с внешней средой. В конечном счете, структура организации должна способствовать выпуску продукции (предоставлению услуг), которая удовлетворяла бы требованиям потребителей.[13,112-118с.]
Формирование
структуры организации
Департаментализация – это процесс разделения организации на блоки. Различают функциональную, продуктовую, географическую департаментализацию, а также командную департаментализацию (формирование команд с перекрестными функциями) и департаментализацию по клиентам. [13,120-125с.]
Вообще, делить организацию на блоки можно различными способами. Во-первых, по выполняемым функциям, когда за каждым блоком четко определены его задачи и обязанности – такой процесс будет называться функциональной департаментализацией.
Во-вторых, можно выстраивать блоки организации вокруг видов выпускаемой продукции – продуктовая департаментализация. Как правило, необходимость в этом возникает, когда ассортимент производимой продукции значительно увеличивается.
В-третьих, с ростом организации неизбежно образование департаментов в других городах, областях, странах. Тут уместно формировать структуру организации по территориальному признаку – географическая департаментализация.
В-четвертых, формирование блоков организации может осуществляться, ориентируясь на определенные группы потребителей. Например, магазины, торгующие канцелярскими принадлежностями, можно объединить в группы: обслуживающие или розничных покупателей, или только оптовиков и государственные учреждения – департаментализация по клиентам.
В-пятых, способ
деления может состоять в формировании
команд людей, специалистов в различных
отраслях. Цели данных команд могут быть
различными – от разработки нового вида
продукции до формирования долгосрочной
стратегии развития организации
– командная департаментализация.[16,213-
Большое влияние
на структуру организации
- Единовластие означает, что управление производится без учета мнения коллектива. Отсюда возникает жесткая вертикаль власти.
- Соучастие (партисипативное управление) призвано вовлечь работников в управление предприятием. При таком способе управления каждый член коллектива имеет право знать цели организации, ее финансовое состояние, высказывать свое мнение и свои предложения. Решающая роль в принятии стратегических решений также принадлежит коллективу. Соучастное управление является сильным мотивирующим фактором.[17,201-210с.]
В созданной структуре организации следует задать режимы работы подразделений, а также регламентировать взаимоотношения между ними.
Для нормального функционирования созданной структуры необходимо обеспечить ее деятельность ресурсами.
Поскольку организация – это, прежде всего, люди, то для ее работы необходим персонал, а также материалы, оборудование, здания, денежные средства и др., в том числе информационные и временные ресурсы. Заметим, что организационная структура должна обеспечивать условия для наиболее рационального использования каждого ресурса.[18,287-295с.]
Особо следует выделить необходимость формирования внутренней культуры предприятия, которая представляет собой систему ценностей, убеждений и норм поведения, сложившихся в организации, и проявляется в отношениях между работающими, с организацией и с внешней средой. Такая культура должна отличаться высокой чувствительностью к изменениям внешней среды, научно-техническому прогрессу и единым для организации ценностям (честность, участие, диалог, открытость, делегирование и доверие).