Организация как функция управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 01:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить организацию управления как функцию управления.
Задачи исследования:
• определить понятие "организация как функция управления"
• обозначить этапы осуществления функции организации;
• рассмотреть принципы и методы осуществления функции организации;
• изучить делегирование полномочий в процессе реализации организационной функции;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ……………...5
1.1 Определение понятия «организация как функция управления»…5
1.2 Этапы и методы осуществления функции организации…………..9
2. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ……………………………17
2.1 Определение понятия делегирования…………………………….17
2.2 Концепции и этапы делегирования полномочий………………..18
2.3 Типы полномочий…………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………...24
Литература…………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Курсовая теория управления.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

Московский психолого-социальный университет

 

 

Кафедра общегуманитарных и социально-экономических наук

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Теория управления»

на тему: «Организация как функция управления»

 

 

Выполнила:

Рощина Е. Г.

Студентка 3 курса

 гр. 10 СУЗ-3,5

 

 

Оценка:________________

                                                               Преподаватель

___________/к.соц.н. Мешкова И.В./

                                                                     (Подпись)                   

                                                                                 «______»_____________2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Черняховск  2012 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

  1.      Организация как функция управления……………...5

1.1     Определение понятия «организация как функция управления»…5

1.2      Этапы и методы осуществления функции организации…………..9

2.       Делегирование полномочий……………………………17

    1.       Определение понятия делегирования…………………………….17
    2.       Концепции и этапы делегирования полномочий………………..18
    3.       Типы полномочий…………………………………………………21

Заключение………………………………………………………………...24

Литература…………………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Реализуя функцию организации (т. е. организовывая деятельность коллектива), менеджер должен решить ряд задач, которые и составляют сущность понятия организации как функции управления. В первую очередь, он должен сформировать структуру организации. Это осуществляется посредством разделения ее на блоки, которые в случае крупного предприятия носят название департаментов, а сам такой процесс разделения называется департаментализацией. Актуальность выбранной темы определятся теоретической и практической важностью для теории организации в целом.

 Большое  влияние на структуру организации  оказывает избранный способ управления. Так, единовластное управление ведет к строгой централизации; соучастное же управление, напротив, характерно для слабо централизованной - распределенной структуры. В созданных подразделениях менеджер задает режимы функционирования и определяет взаимоотношения, а затем обеспечивает деятельность подразделений ресурсами. Помимо этого, перед менеджером стоит задача формирования внутренней культуры, которая определяет атмосферу взаимоотношений внутри коллектива. Данные задачи выполняются на различных этапах осуществления функции "организовывания", основными из которых являются: формирование структуры и установление взаимосвязей, обеспечение функционирования сформированной структуры распорядительством и контролем.

Осуществляя такую деятельность, на протяжении всех этапов менеджер должен руководствоваться  рядом принципов, методов. Так, созданная  структура должна соответствовать  целям предприятия, а цели отдельных  подразделений не должны противоречить друг другу и общим целям организации. Так же важно обеспечить согласованность работы на всех уровнях, и помнить о том, что менеджер может эффективно управлять лишь ограниченным количеством людей. Поэтому необходимо внедрять разделение труда и обеспечивать соблюдение норм управляемости, то есть не превышать такого количества подчиненных, которым может эффективно управлять один менеджер.

Теоретическую базу исследования составили труды  следующих авторов:   Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко, В.Б. Акулов, М.Н. Рудаков, П. Друкер, В.И. Кнорринг, М. Милнер, К.Н. Нарибаев, С. Джумамбаев, Ю.В. Васильев, В.Н. Парахина, Л.И. Ушвицкий и др.

Цель  работы: изучить организацию управления как функцию управления.

Задачи исследования:

  • определить понятие "организация как функция управления"
  • обозначить этапы осуществления функции организации;
  • рассмотреть принципы и методы осуществления функции организации;
  • изучить делегирование полномочий в процессе реализации организационной функции;

Объектом  исследования выступают функции управления, предмет исследования - функция организации. Структура работы включает в себя: введение, основную часть из двух глав и пяти параграфов, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          1 ОРГАНИЗАЦИЯ как функция управления

          1.1 Определение понятия «Организация  как функция управления»

Организация – это одна из основных функций менеджера, то есть та деятельность, которую он обязан выполнять. Ее сущность заключается в решении следующих задач:

  • формирование структуры предприятия;
  • определение способов управления;
  • установление режимов работы подразделений и отношений между ними;
  • обеспечение организации всем необходимым;
  • создание внутренней культуры. [3, 57- 69с.]

Управление – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов деятельности. Управление может быть единовластным или соучастным. Особенностью последнего является то, что решающая роль в принятии стратегических решений принадлежит персоналу.[5,143-145с.]

Значение  функции организации заключается  в создании необходимых условий  для реализации поставленных целей. Функция организации – это  те задачи, которые должен выполнять менеджер в процессе организации работы, то есть:

  • формирование, или уточнение структуры организации;
  • определение способов управления;
    • установление параметров организации, режимов работы ее подразделений и отношений между ними;
  • обеспечение организации необходимыми ресурсами;
  • создание внутренней культуры.[14,132-138с.]

 

Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

Можно выделить следующие функции:

  1. Функция планирования (прогнозирования или программирования).

Позволяет оптимальным  образом согласовать индивидуальные усилия членов организации для достижения ее целей. Виды планирования:

-  краткосрочные  (до года), долгосрочные (1- 3г.), долгосрочные (3 года и свыше)

- планирование  качественных изменений и количественных показателей

- планирование  взаимодействия с внешней средой  и внутриорганизационное планирование

- общеорганизационное  планирование

- планирование  производственной деятельности;

     2.  Функция организации (функциональное разделение и координация деятельности подчиненных)

Необходимость в этой функции организации связано  с совместной деятельностью людей, так как  необходимо разделить  эту совместную деятельность между  людьми, для того, чтобы каждый вносил свой вклад в эту деятельность, а так же необходимо согласовать эти индивидуальные вклады.

  1. Функция мотивации.

Мотивация- это  побуждение к действию при помощи внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы называются мотивами, а внешние- стимулами.

  1. Функция контроля.

Контроль- это  компонент деятельности всех подразделений и членов организации, обеспечивающий ее эффективность и согласованность с общими целями организации. Существует три вида контроля:

             - опережающий

             - текущий

             - заключительный

         Структуру организации можно изобразить в виде схемы, которая отображает подразделения, их группировку и координацию и показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц организации. Структура должна соответствовать целям предприятия, и если такого соответствия нет, то ее необходимо реорганизовать, либо заменить на новую. При формировании структуры учитываются размеры предприятия, имеющиеся в его распоряжении технологии (поскольку от этого зависит то, каким образом служащие связываются друг с другом, обмениваются информацией и сотрудничают в процессе своей деятельности) и персонал (очевидно, что крупные компании будут иметь иную структуру, нежели небольшие). Необходимо стремиться к тому, чтобы организационная структура позволяла обеспечить эффективное взаимодействие как между сотрудниками и подразделениями внутри организации, так и взаимодействие с внешней средой. В конечном счете, структура организации должна способствовать выпуску продукции (предоставлению услуг), которая удовлетворяла бы требованиям потребителей.[13,112-118с.]

Формирование  структуры организации осуществляется посредством разделения ее на производственные единицы – блоки. Блоки, в свою очередь, могут объединяться в более  крупные единицы. Такой процесс  называется департаментализацией.

Департаментализация – это процесс разделения организации на блоки. Различают функциональную, продуктовую, географическую департаментализацию, а также командную департаментализацию (формирование команд с перекрестными функциями) и департаментализацию по клиентам. [13,120-125с.]

Вообще, делить организацию на блоки можно различными способами. Во-первых, по выполняемым функциям, когда за каждым блоком четко определены его задачи и обязанности – такой процесс будет называться функциональной департаментализацией.

Во-вторых, можно  выстраивать блоки организации  вокруг видов выпускаемой продукции – продуктовая департаментализация. Как правило, необходимость в этом возникает, когда ассортимент производимой продукции значительно увеличивается.

В-третьих, с ростом организации неизбежно образование департаментов в других городах, областях, странах. Тут уместно формировать структуру организации по территориальному признаку – географическая департаментализация.

В-четвертых, формирование блоков организации может осуществляться, ориентируясь на определенные группы потребителей. Например, магазины, торгующие канцелярскими принадлежностями, можно объединить в группы: обслуживающие или розничных покупателей, или только оптовиков и государственные учреждения  – департаментализация по клиентам.

В-пятых, способ деления может состоять в формировании команд людей, специалистов в различных отраслях. Цели данных команд могут быть различными – от разработки нового вида продукции до формирования долгосрочной стратегии развития организации – командная департаментализация.[16,213-245с.]

Большое влияние  на структуру организации оказывает  избранный способ управления. Именно он определяет ее топологию. Способы управления подразделяются на единовластный и соучастный.

- Единовластие означает, что управление производится без учета мнения коллектива. Отсюда возникает жесткая вертикаль власти.

- Соучастие (партисипативное управление) призвано вовлечь работников в управление предприятием. При таком способе управления каждый член коллектива имеет право знать цели организации, ее финансовое состояние, высказывать свое мнение и свои предложения. Решающая роль в принятии стратегических решений также принадлежит коллективу. Соучастное управление является сильным мотивирующим фактором.[17,201-210с.]

В созданной  структуре организации следует  задать режимы работы подразделений, а  также регламентировать взаимоотношения между ними.

Для нормального  функционирования созданной структуры  необходимо обеспечить ее деятельность ресурсами.

Поскольку организация – это, прежде всего, люди, то для ее работы необходим персонал, а также материалы, оборудование, здания, денежные средства и др., в том числе информационные и временные ресурсы. Заметим, что организационная структура должна обеспечивать условия для наиболее рационального использования каждого ресурса.[18,287-295с.]

Особо следует  выделить необходимость формирования внутренней культуры предприятия, которая представляет собой систему ценностей, убеждений и норм поведения, сложившихся в организации, и проявляется в отношениях между работающими, с организацией и с внешней средой. Такая культура должна отличаться высокой чувствительностью к изменениям внешней среды, научно-техническому прогрессу и единым для организации ценностям (честность, участие, диалог, открытость, делегирование и доверие).

Информация о работе Организация как функция управления