Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 01:33, курсовая работа
Цель работы: изучить организацию управления как функцию управления.
Задачи исследования:
• определить понятие "организация как функция управления"
• обозначить этапы осуществления функции организации;
• рассмотреть принципы и методы осуществления функции организации;
• изучить делегирование полномочий в процессе реализации организационной функции;
Введение…………………………………………………………………….3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ……………...5
1.1 Определение понятия «организация как функция управления»…5
1.2 Этапы и методы осуществления функции организации…………..9
2. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ……………………………17
2.1 Определение понятия делегирования…………………………….17
2.2 Концепции и этапы делегирования полномочий………………..18
2.3 Типы полномочий…………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………...24
Литература…………………………………………………………………28
Итак, функция организации- это
функциональное разделение и
координация деятельности
1.2 Этапы и методы осуществления функции организации
Поскольку выполнение функции организации включает в себя решение несколько различных задач, действия менеджера целесообразно разделить на следующие этапы:
На первом этапе в организации следует выделить подразделения и определить их состав. Деление происходит в соответствии с общими целями и стратегией организации. Каждое подразделение должно иметь четко определенные задачи и функции. Таким образом, под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность звеньев управления и связей между ними.[14,123-125с] В ней выделяют такие понятия, как элементы (звенья), связи и уровни. Элементами организационной структуры являются службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции. В свою очередь, между подразделениями существуют определённые связи, среди которых выделяют горизонтальные, вертикальные, линейные и функциональные связи:
Таблица 1.
Соотношение линейных и функциональных связей
с отдельными аспектами деятельности строительных организаций
Аспекты деятельности организации |
Линейные связи |
Функциональные связи |
Подразделения, ассоциируемые со связями |
Снабжение Производство Сбыт Продажи |
НИОКР Кадры Бухгалтерия Финансы |
Задачи, решаемые посредством связей |
Достижение организационных целей |
Поддержка, помощь руководству в достижении организационных целей |
Формы осуществления связей |
Приказ, указание, распоряжение, задание |
Совет, рекомендация, информация для решения, альтернативное решение |
Основа прав, реализуемых в связи |
Иерархическая власть |
Применение «ноу-хау» |
Этапы решения, реализуемые в связи |
Принятие и выполнение решения |
Разработка и подготовка решения, оценка решения |
Таким образом, на сегодняшний день выделяют следующие виды организационных структур (ОС):
1. Линейная организационная структура.
Является наиболее приемлемой для простых форм производства. Отличительными чертами этой структуры является прямое воздействие на производство и сосредоточение в одних руках всех функций руководства. Линейная ОС характеризуется совмещением в звеньях функций и полномочий, состоит из одних линейных звеньев и обладает тем преимуществом, что здесь соблюдается принцип единоначалия, простота и чёткость связей в уровнях иерархии.
2. Функциональная организационная структура.
Используется так же, как и линейная ОС, в композиции крупных систем управления и в тех ситуациях, когда особенно важным является профессиональный анализ проблем и разработка вариантов управленческих решений.
3. Линейно-функциональная организационная структура.
Линейно-функциональная ОС характеризуется разделением деятельности линейных и функциональных звеньев при усилении координации их функционирования в процессах управления. В современных условиях линейно-функциональная ОС наиболее часто применяется в организациях.
4. Штабная организационная структура.
Штабная ОС – ее особенностью является выделение всех или большинства функциональных звеньев в штаб с собственным руководством – звеном функционально-линейного типа. Полномочия этого звена, как правило, ограничены только условиями управления функциональными звеньями, но не распространяются на нижестоящие линейные звенья.
5. Сложная линейно-функциональная система менеджмента, или линейно-функциональная система с блочной дифференциацией функциональных звеньев.
В этой системе вводятся звенья линейно-функционального типа (заместители руководителя по комплексу функций), и по этим блокам проводится дифференциация функциональных звеньев.
6. Матричная организационная структура.
Ее особенность заключается в дифференциации связей линейной и функциональной подчиненности, что делает структуру адаптивной к изменениям окружающей среды, гибкой в использовании потенциала профессионализма и во временной организации ее функционирования.[3, 67- 90с.]
На втором этапе необходимо установить взаимосвязи в организации – это значит определить права, обязанности и ответственность как подразделений, так и каждого исполнителя, позволяющие им осуществлять взаимосвязанную деятельность, направленную на достижение целей организации. То есть каждый работник должен знать, что ему разрешено делать, что он должен делать и чем могут обернуться последствия его деятельности для него лично, подразделения и организации в целом. Для этого разрабатываются положения о структурных подразделениях и инструкции, определяющие внутренний порядок и границы деятельности каждого подразделения и работника организации.[7, 256- 260с.]
К задачам инструктирования относят: знакомство с условиями производства, обстановкой, консультации по выполнению отдельных видов работ, обеспечение информацией. На этом этапе вырабатываются нормы, правила действия и взаимодействия подразделений и служб.[ 2,120-123c.]
Третий этап – этап распорядительства и контроля – является частным по отношению к функции контроля и регулирования и включает в себя предупреждение отклонений и восстановление установленных параметров процессов, происходящих в рамках заданной организационной структуры.
Распорядительное воздействие осуществляется посредством приказов, распоряжений и устных указаний. Опыт показывает, что чем больше внимания уделяется регламентированию, нормированию и инструктированию (второй этап функции организации), тем меньше возникает потребности в распорядительном воздействии и меньше приходится решать частные вопросы.[1, 345- 351с.]
Давая общую характеристику методов управления организацией, следует вспомнить отмеченное А. Богдановым: "Человеческая деятельность от простейших до наиболее сложных ее форм, сводится к организационным процессам". Он выявил действительное единство организационных методов, единство их повсюду - в психических и физических компонентах, в живой и неживой природе, в работе стихийных сил и созидательной деятельности людей.[12,567- 573с.]
Методами управления организациями являются:
1. Методы организационно-
2. Методы организационно-
3. Методы организационно-
И психологические методы управления:
1. Социально-психологические методы управления
2. Психологические методы управления
Рассмотрим их подробнее:
1. Методы организационно-
Данные методы используются для создания организационной основы совместной деятельности людей в организации. Это - распределение функций, обязанностей, полномочий и ответственности, установление порядка служебных взаимоотношений.
К этим методам можно отнести: регламентирование (четкое закрепление функций и работ); нормирование (установление нормативов выполнения работ, допустимых границ деятельности); инструктирование (уточнение задач и ознакомление с обстоятельствами и особенностями деятельности).
2. Методы организационно-
Данные методы применяются для установления рациональной технологии взаимодействия отделов, служб, функциональных подразделений, переработки ими управленческой информации.
Содержание и
3. Методы организационно-
Методы предназначены
для дополнительного
Существует еще одна группа методов управления:
1. Социально-психологические методы управления:
Данные методы используются менеджерами для управления социально-психологическими процессами, происходящими в организациях.
Управляющее
воздействие социологических
2. Психологические методы управления:
Организм человека обладает исключительно важной способностью к автоматической регуляции в ответ на психические и физические воздействия. Деятельность внутренних органов управляется автономно, самостоятельно, без сознательного вмешательства. Однако известно, что можно преднамеренно управлять человеком, оказывая психофизиологическое влияние (внушение, самовнушение, вызывая определенные мысленные образы).[11, 214- 219с.]
Итак, чтобы осуществить функцию организации, необходимо выполнить три этапа: на первом этапе в организации следует выделить подразделения и определить их состав; на втором этапе необходимо установить взаимосвязи в организации – это значит определить права, обязанности и ответственность, как подразделений, так и каждого исполнителя; третий этап – этап распорядительства и контроля. Так же, для того, чтобы осуществить функцию организации, необходимо придерживаться следующих методов:
1. Методы организационно-
2. Методы организационно-
3. Методы организационно-
И психологические методы управления:
1. Социально-психологические методы управления
2. Психологические методы управления
2. Делегирование полномочий
2.1. Определение понятия делегирования
Делегирование полномочий означает передачу ответственности за выполнение части работы, за которую в целом, тем не менее, продолжает нести ответственность руководитель. Таким образом, понятие делегирование полномочий включает в себя такие понятия как полномочия и ответственность, без которых оно немыслимо.[15, 314-320с.]