Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 14:09, курсовая работа
Социотехническая система – это рабочая система, состоящая из технической подсистемы, подсистемы персонала, внешней среды, взаимодействующей с организацией, и организационного дизайна.
В настоящее время понятие социотехническая система активно используется при макроэкономическом анализе и проектировании эффективных рабочих систем.
3 Внутренняя и внешняя среда организации
Каждая социальная система
управления имеет свою внутреннюю среду
и связана с внешней средой,
в которой она существует. Основными
внутренними переменными
Цели - это желаемый результат, который стремится достигнуть человек или организация. В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться.
Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Задачи - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.
Технология есть любое средство, с помощью которого входящие в производство элементы преобразуются в выходящие; она охватывает машины, механизмы, инструменты, инфраструктуру, квалификационные навыки и знания.
Люди – центральный фактор любой модели управления. От их деятельности в конечном счете зависят результаты работы организации, количество и качество производимой продукции (или оказываемых услуг)..
Все внутренние переменные
взаимосвязаны. В своей совокупности
они рассматриваются как
Инфopмaция o внyтpeннeй cpeдe фиpмы нeoбxoдимa мeнeджepy, чтoбы oпpeдeлить внyтpeнниe вoзмoжнocти, пoтeнциaл, нa кoтopыe фиpмa мoжeт paccчитывaть в кoнкypeнтнoй бopьбe для дocтижeния пocтaвлeнныx цeлeй. Анaлиз внyтpeннeй cpeды пoзвoляeт тaкжe лyчшe yяcнить цeли и зaдaчи opгaнизaции. Вaжнo тo, чтo пoмимo пpoизвoдcтвa пpoдyкции, oкaзaния ycлyг opгaнизaция oбecпeчивaeт вoзмoжнocть cyщecтвoвaния cвoим paбoтникaм, coздaeт oпpeдeлeнныe coциaльныe ycлoвия для иx жизнeдeятeльнocти.
Анaлиз внyтpeннeй cpeды пpoвoдят пo cлeдyющим нaпpaвлeниям:
Успех организации решающим образом зависит также от сил, внешних по отношению к ней и действующих в глобальном внешнем окружении. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.
Внешние факторы принято разделять на две большие группы: силы прямого и косвенного воздействия на организацию извне (рис. 1.1).
Международные
события
Научно
-
технический
прогресс
Социокуль
-
турные факторы
Состояние
экономики
Организация
Политические
факторы
Рис. 1.1. Элементы среды прямого и косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. К ним относят поставщиков, акционеров, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, профсоюзы, потребителей и конкурентов.
Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются на ее функционировании. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.
Выделяют следующие основные характеристики внешней среды:
4 Человек и организация, их взаимодействие
Системно поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций: 1) с позиции взаимодействия человека с организационным окружением (в этом случае человек находится в центре модели) и 2) с позиции организации, включающей в себя индивидов (в этом случае организация как целое является исходной точкой рассмотрения).
В случае если исходным в рассмотрении взаимодействия человека и организационного окружения выступает человек, модель этого взаимодействия может быть описана следующим образом (рис. 1.2).
• Человек, взаимодействуя с организационным окружением, получает от него побуждающие к действию стимулирующие воздействия.
• Человек под воздействием стимулирующих сигналов со стороны организационного окружения осуществляет определенные действия.
• Действия, осуществляемые человеком, приводят к выполнению им определенных работ и одновременно оказывают определенное воздействие на организационное окружение.
Рис 1.2. Модель включения человека в организационное окружение
В данной модели организационное окружение включает те элементы организационной среды, которые взаимодействуют с человеком. Стимулирующие воздействия охватывают весь спектр возможных стимулов, которые могут включать в себя речевые и письменные сигналы, действия других людей, световые сигналы и т.п.. В модели человек предстает как биологическое и социальное существо с определенными физиологическими и другого рода потребностями, опытом, знанием, навыками, моралью, ценностями и т.п.. Результаты работы состоят из двух частей. Первая — это то, чего человек добился для себя, реагируя на стимулы, какие собственные проблемы, вызванные стимулирующими воздействиями, он решил. Вторая — что он сделал для организационного окружения, для организации в ответ на стимулирующие воздействия, которые организация применила по отношению к человеку. В случае рассмотрения взаимодействия человека с организационным окружением с позиции организации в целом системная модель этого взаимодействия имеет следующий вид (рис. 1.3).
Окружающая среда
ОРГАНИЗАЦИЯ
Вход
Преобразователь
• Человек • Поведение • Продукт
• Цели
• Действия • Услуга
• Структура
• Процессы
• Техника
и т. п.
Рис. 1.3. Модель включения человека в организационное окружение с позиций организации
Организация как единый организм,
имеющий вход, преобразователь и
выход, взаимодействуя с внешним
окружением определенным образом, соответствующим
характеру и содержанию этого
взаимодействия, включает человека как
элемент организации в процесс
организационного и материального
обмена между организацией и средой.
В данной модели человек рассматривается
как составная часть входа
и выступает в роли ресурса
организации, который она, наряду с
другими ресурсами, использует в
своей деятельности. В данной работе
рассмотрение взаимодействия человека
с организационным окружением будет
дано с позиций первой модели. Работа
человека в организации представляет
собой процесс постоянного его
взаимодействия с организационным
окружением. Это очень сложный
и многоплановый процесс, являющийся
исключительно важным для обеих
сторон. Зачастую этот процесс является
болезненным для обеих сторон.
Отладить его очень нелегко. Каждый
человек, входя в новую организацию,
сталкивается с множеством проблем
взаимодействия с организационным
окружением. Многие коллизии возникают
и в организационном окружении,
так как оно обязательно
• ожидания и представления индивида об организационном окружении и его месте в нем;
• ожидания организации в отношении индивида и его роли в ней.
Имея определенное представление
о себе самом и своих возможностях,
обладая определенными знаниями
об организации, имея определенные намерения
в отношении организации и, наконец,
исходя из своих целей и текущих
возможностей, индивид вступает во
взаимодействие с организацией, предполагая
занять в ней определенное место,
выполнять определенную работу и
получать определенное вознаграждение.
Организация в соответствии со своими
целями, организационной структурой,
спецификацией и содержанием
работы предполагает взять работника,
обладающего соответствующими квалификационными
и личностными
Рис. 1.4. Основа конфликта во взаимодействии индивида и организации.
Очень часто именно несоответствие роли, которую предлагает организация человеку, его претензиям занимать определенное место в организации, является основой конфликта между человеком и организационным окружением.
Возможны два подхода
к установлению соответствия роли и
места. Первый подход состоит из того,
что роль является основополагающей
в установлении этого соответствия,
при втором подходе исходной точкой
является место, на которое претендует
человек, и его потенциал исполнения
ролей. При первом подходе человек
подбирается для выполнения определенной
работы, осуществления определенной
функции, т.е. для исполнения определенной
роли в организации. При втором подходе
работа подбирается человеку таким
образом, чтобы она лучше всего
соответствовала его
Человек подбирается для выполнения определенной работы или функции |
Работа или функция подбирается для человека |
изучение работы описание работы определение квалификационных требований отбор кандидатов по квалификационным требованиям назначение человека на определенную работу |
изучение возможностей и стремлений человека закрепление за человеком
определенного места в подбор работы, наиболее соответствующей возможностям и месту человека закрепление работы за человеком |
Информация о работе Организация как социотехническая система