Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:06, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать функцию мотивации в управлении.
Задачи исследования: Выявить понятие мотивов и мотивации.
Рассмотреть теории мотивации и потребности человека.
Проанализировать основные условия формирования мотивации персонала.
Объект исследования: функция мотивации.
Предмет исследования: процесс формирования мотивации профессиональной деятельности.
Введение
1. Мотивация профессиональной деятельности
1.1. Понятие мотивов и мотивации
1.2. Основные стадии снижения мотивации
1.3. Теории мотивации и потребности человека
2. Условия формирования мотивации персонала
2.1 Ситуационные, личностные и другие факторы, влияющие на мотивацию
2.2 Потребности в достижении, присоединении и власти как фактор поведения на работе
2.3 Факторы, влияющие на удовлетворенность работой и мотивацию
2.4 Управление продвижением по службе
2.5 Повышение качества трудовой жизни
Заключение
Список литературы
Введение
1. Мотивация профессиональной деятельности
1.1. Понятие мотивов и мотивации
1.2. Основные стадии снижения мотивации
1.3. Теории мотивации и потребности человека
2. Условия формирования мотивации персонала
2.1 Ситуационные, личностные и другие факторы, влияющие на мотивацию
2.2 Потребности в достижении, присоединении и власти как фактор поведения на работе
2.3 Факторы, влияющие на удовлетворенность работой и мотивацию
2.4 Управление продвижением по службе
2.5 Повышение качества трудовой жизни
Заключение
Список литературы
В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед промышленными предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора.
Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация. Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивации труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства. Ранее оно употреблялось, в основном, в промышленной экономической социологии, педагогике, психологии. Это объяснялось рядом причин. Во-первых, экономические науки не стремились проанализировать взаимосвязь своих предметов с названными науками, и, во-вторых, в чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирования». Такая усеченность понимания мотивационного процесса приводила к ориентации на краткосрочные экономические цели, на достижение сиюминутной прибыли. Это разрушительно действовало на потребностно-мотивационную личности работника, не вызывало заинтересованности в собственном развитии, самосовершенствовании, а ведь именно эта система сегодня наиважнейший резерв повышения эффективности производства.
Знание
мотивации необходимо в
Знание
мотивации помогает при
Однако следует помнить, что один человек - это не одна, а несколько потребностей, притом соединенных в сложную конфигурацию. При этом одни потребности и мотивы находятся между собой в гармонии, а другие отождествляют в конфликте.
Цель исследования: проанализировать функцию мотивации в управлении.
Задачи исследования:
Выявить понятие мотивов и мотивации.
Рассмотреть
теории мотивации и
Проанализировать основные условия формирования мотивации персонала.
Объект исследования: функция мотивации.
Предмет
исследования: процесс формирования
мотивации профессиональной
1. Мотивация профессиональной деятельности
Мотивация - одна из центральных категорий науки управления. В научной литературе существуют различные определения мотивации.
Мотивация - стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей.1
Мотивация занимает
одно из центральных мест в системе управления
любым социально-экономическим объектом.
Независимо от природы объекта управления
в управлении этим объектом всегда участвует
мотивация. Мотивация является одной из
функций управления наряду с другими функциями,
такими как планирование, организация,
контроль. Таким образом, мотивация присутствует
в качестве функции управления в управлении
любым объектом.
Мотивы к труду появляются,
когда в распоряжении общества (или субъекта
управления) имеется необходимый набор
благ, который соответствует потребностям
человека. При этом мотивы деятельности
человека могут быть экономическими и
неэкономическими. Первые связаны с возможностью
получить материальные выгоды, повышающие
благосостояние человека. Вторые, являясь
косвенными, облегчают получение, как
прямых материальных выгод, так и большего
свободного времени и соответствующих
духовных благ.
Критерием
в распределительных
Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде ряда последовательно сменяющихся этапов. Естественно, что такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер (является научной абстракцией), так как в реальности нет столь явного разграничения этапов и некорректно предполагать, что относительно каждого отдельно взятого работника по поводу каждого из одновременно совершаемых им действий существует обособленный процесс мотивации.
Мотивы труда различаются:
- по потребностям,
которые человек стремится
- по благам, которые
требуются человеку для
- по уровню
цены, которую работник готов
заплатить за получение
Существует определенная система мотивов к труду. В нее входят мотивы: содержательности труда, его общественной полезности; статусные, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; получения материальных благ; ориентированные на определенную интенсивность работы.
Мотивы к труду формируются до начала профессиональной трудовой деятельности. Человек усваивает ценности и нормы трудовой морали и этики, закладывающие основы его отношения к труду.
Если проанализировать мотивацию как процесс, то можно выделить в нем несколько последовательных этапов.
Первый этап - возникновение потребностей. Человек ощущает, что ему чего-то не хватает. Он решает предпринять какие-то действия.
Второй этап - поиск путей удовлетворения потребностей.
Третий этап характеризуется определением целей (направлений) действия, т. е. выясняется, что именно и какими средствами можно сделать, чтобы удовлетворить потребность.
Четвертый этап - реализация действия, т. е. затрата усилия для осуществления действия, позволяющего удовлетворить потребность.
Пятый этап связан с получением вознаграждения за реализацию действий. Выполнив определенную работу, человек получает то, что поможет удовлетворить его потребность.
Шестой этап - удовлетворение потребности.2
При этом человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности или продолжает искать новые возможности. (см. рис.1).
Менеджеру очень важно постичь логику процесса мотивации, чтобы использовать его с наибольшей эффективностью в управлении. Вместе с тем совсем не просто выявить, какие мотивы являются ведущими в мотивационном процессе конкретного человека. Здесь необходимо понять, какие потребности инициируют данную личность.
Сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, очень часто противоречат друг другу. Они способны изменяться во времени, а также в зависимости от пола, возраста, социального положения и др., меняя направленность и характер действия мотивов. Все это влечет изменения в поведении человека и неожиданные его реакции на мотивирующие воздействия. Мотивы у различных людей могут существенно отличаться друг от друга. У одних стремление к достижению результата будет очень сильным, у других оно может быть слабым. При этом один и тот же мотив будет по-разному действовать на поведение разных людей.
Так, материальное вознаграждение чаще всего предполагает денежные доходы, позволяющие иметь доступ к материальным благам и услугам, нормальную социальную защищенность.
Свободное время также очень важный мотив, особенно для творческих людей, для тех, кто совмещает работу с учебой, для семейных женщин и др. С улучшением благосостояния привлекательность свободного времени увеличивается.
Однако сокращение времени труда не всегда можно считать благом. Например, в нашей стране с переходом на пятидневную рабочую неделю увеличилась зависимость людей от алкоголя, наблюдался рост преступности и т. д., потому что организация досуга людей, не имеющих творческих интересов и не склонных к духовному совершенствованию, является довольно дорогой. Кроме того, сложная экономическая конъюнктура в мировом хозяйстве, истощение запасов природных ресурсов и другие факторы свидетельствуют о том, что в ближайшей перспективе нельзя ожидать сколько-нибудь существенного сокращения времени труда.3
Одной из основных задач управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия.
Соотношение целей, которые ставит перед собой человек, определяет его поведение. Для большинства россиян труд сегодня необходим для решения главной цели - удовлетворения потребительских нужд самого работника и его семьи. При этом мотив высокого заработка в 90-е годы приобрел большую значимость, чем в 70-х годах. Это следствие снижения жизненного уровня большинства населения страны.
В основном деятельность людей направлена на достижение таких целей, как:
1) материальные блага;
2) власть и слава;
3) знания и творчество;
4) духовное совершенствование.
Конечно, целевая ориентация индивидуальна, но большинство авторов едины в том, что материальные блага не должны быть целью, а служить предпосылкой, средством для развития творческих способностей и духовного совершенствования.
Средства достижения целей обычно выражают два аспекта - либо объемы необходимых ресурсов, либо способы достижения целей. При этом средства достижения целей человеческой деятельности могут быть:
1) любые, в том числе криминальные;
2) только законные (в рамках юридических норм);
3) соответствующие нормам религиозной морали.4
Подобная классификация целей и средств и соответствующая статистическая информация необходимы для обеспечения управления социальными процессами.
Следовательно, процесс мотивации очень сложен, многопланов и неоднозначен.
Менеджмент имеет большой выбор методов мотивации. Очевидно, что менеджер должен досконально знать, из какого разнообразия делать выбор. Он может воспользоваться мотивированием, основанным на страхе и опасении, или осуществлять мотивирование вознаграждением и доверием. В системе мотивации нужно найти правильное соотношение между поощрением, вознаграждением и наказанием, неотвратимостью санкций. Негативная реакция руководства сковывает активность работника, вызывает отрицательные эмоции, создает стрессовые ситуации, снижает степень уверенности в себе. В то же время благоприятные оценки проделанной работы повышают самооценку, мотивируют трудовую активность, усиливают творческую инициативу. Поощрение вселяет веру человека в себя, дает надежду на успех в выполнении заданий, усиливает стремление работать с наибольшей отдачей.
Положительные меры действуют эффективнее, чем отрицательные. В случае применения негативных мер воздействия лучше всего это делать наедине с подчиненным. В этом случае они, как правило, дают больший эффект, чем будучи примененными в присутствии других работников.
В последние годы в нашей стране наблюдается падение имиджа труда, особенно в общественном производстве. Это привело к тому, что большая часть населения, не имея реальной возможности приобретения благ за счет честного, добросовестного труда, предпочитает уменьшить уровень собственных притязаний, ограничить свои потребности. Результатом является трудовая пассивность, а соответственно и пассивность потребительская.