Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:06, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать функцию мотивации в управлении.
Задачи исследования: Выявить понятие мотивов и мотивации.
Рассмотреть теории мотивации и потребности человека.
Проанализировать основные условия формирования мотивации персонала.
Объект исследования: функция мотивации.
Предмет исследования: процесс формирования мотивации профессиональной деятельности.
Введение
1. Мотивация профессиональной деятельности
1.1. Понятие мотивов и мотивации
1.2. Основные стадии снижения мотивации
1.3. Теории мотивации и потребности человека
2. Условия формирования мотивации персонала
2.1 Ситуационные, личностные и другие факторы, влияющие на мотивацию
2.2 Потребности в достижении, присоединении и власти как фактор поведения на работе
2.3 Факторы, влияющие на удовлетворенность работой и мотивацию
2.4 Управление продвижением по службе
2.5 Повышение качества трудовой жизни
Заключение
Список литературы
Формой проявления трудовой пассивности стало снижение у многих интереса к повышению квалификации и профессионального мастерства.
Учеба и творчество утрачивают свои позиции. У некоторых работников повысилась неудовлетворенность трудом даже при росте заработной платы, поскольку усилилось ощущение несправедливости распределения.
Таким образом, состояние трудовой мотивации сегодня характеризуется следующими признаками:
- общей трудовой пассивностью;
- низкой значимостью общественных мотивов труда, служебного, профессионального и квалификационного роста;
- определением социального статуса личности, как правило, по нетрудовым критериям;
- желанием иметь стабильную, высокооплачиваемую работу, обеспечивающую необходимый уровень потребностей.
Согласно теории менеджмента, чтобы развить трудовую активность посредством мотивации, необходимо устранить неэквивалентность отношений «работник - общество», добиться наиболее полного удовлетворения потребностей человека за счет высокопроизводительного труда. Потребности человека достаточно исследованы и представлены несколькими теориями мотивации.
1.2. Основные стадии снижения мотивации
Выделяют шесть основных стадий
снижения мотивации:
1) растерянность;
2) раздражение;
3) двойная роль;
4) разочарование;
5) потеря готовности к сотрудничеству;
6) заключительная.
Динамика снижения мотивации может быть
растянута на многие недели и даже месяцы,
и когда сотрудник, наконец, признается,
что разочаровался в работе, для руководителя
это оказывается неожиданностью. Обыкновенно
же ситуация свидетельствует о том, что
руководитель не владеет ситуацией, не
умеет выявлять симптомы поведения сотрудников.
Стадия 1 — растерянность (продолжительность
менее недели). Отмечаются симптомы стрессового
состояния, которые являются следствием
растерянности сотрудника, перестающего
понимать, что ему нужно делать и почему
работа у него не ладится. Обычно на этом
этапе работник постоянно задает себе
вопросы: «Что происходит? С кем или с чем
это связано?». Нервные усилия, которые
он при этом прилагает, пока особенно заметно
не сказываются на производительности
труда, но увеличивается нагрузка на нервную
систему.
Стадия 2 — раздражение (продолжительность
менее недели). Работник, продолжая получать
разноречивые указания и информацию, чувствует,
что ситуация не улучшается. Он начинает
испытывать раздражение, связанное с ощущением
своего бессилия. Его поведение в этот
момент носит несколько демонстративный
характер, и суть его можно выразить следующими
словами: «Я зол и не согласен мириться
со сложившейся ситуацией!». При непосредственном
общении он склонен либо нарочито замыкаться
в себе, либо занимать подчеркнуто оборонительную
позицию. Вместе с тем производительность
его труда возрастает, поскольку он прилагает
все больше усилий в надежде на то, что
его поймут и ему удастся справиться с
мучающей его стрессовой ситуацией.
Стадия 3 — двойная роль, подсознательные
надежды (продолжительность менее четырех
недель). Видя, что руководитель не предпринимает
никаких попыток исправить сложившуюся
ситуацию, подчиненный перестает искать
виновного в возникших у него трудностях.
Он по-прежнему раздражен позицией руководителя,
но тактика меняется. Он начинает утаивать
служебную информацию, необходимую для
успешного решения задач, стоящих перед
его подразделением, надеясь на промах
начальника, после которого можно будет
вполне аргументирование доказать, что
уж он-то сам гораздо успешнее справится
с этим делом. Производительность труда
и качество его работы остаются нормальными.
Менее заметными становятся признаки
стрессового состояния.
Стадия 4 — разочарование (продолжительность
зависит от личности работника). На этой
стадии восстановить подорванный интерес
к работе гораздо труднее, поскольку время
упущено. Производительность труда снижается
до минимально допустимого уровня. Продолжительность
этой фазы сильно колеблется у отдельных
сотрудников, что зависит от их уверенности
в себе, энергичности и, наконец, системы
моральных ценностей, которой они придерживаются.
Но на этой стадии работник еще не потерял
последней надежды, а руководителю еще
не поздно сделать попытку вернуть работнику
интерес к труду. Для этого необходим личный
контакт начальника и подчиненного. Если
же руководитель не предпримет никаких
мер, то у подчиненного начинается пятая
стадия.
Стадия 5 — потеря готовности к сотрудничеству (продолжается до трех недель). Наиболее очевидный симптом этой стадии — попытка работника подчеркнуть словами или поступками, что «вот это и это — не мое дело». Работник принимается перекраивать границы своих обязанностей, пытаясь максимально сузить их. Некоторые люди ведут себя подчеркнуто вызывающе, заметно пренебрегая работой. Движет ими все та же надежда быть замеченными начальником, который поможет им восстановить нормальный ход работы и подорванный интерес к труду. Отношения с окружающими ухудшаются, потому что работник все чаще начинает вымещать свое дурное расположение духа на коллегах, находя своеобразное удовлетворение в унижении других, переносит на весь коллектив разлад, который царит в его душе. Суть этой стадии уже не в борьбе за сохранение интереса к работе, а в попытке сохранить самоуважение. Но и здесь руководитель еще может спасти положение, откровенно поговорив с сотрудником.
Стадия 6 — заключительная. Окончательно разочаровавшись в своей работе, сотрудник либо перейдет на другое место, либо будет относиться к работе как к каторге. Следует отметить, что даже один такой работник может сыграть в группе роль катализатора, привести к тому, что скрытое чувство недовольства выплеснется наружу. В этом случае руководитель уже не сможет справиться с ситуацией.
Серьезную помощь руководителю в такой ситуации может оказать опытный менеджер, социальный психолог, ибо самоанализ не всегда является достаточным для разработки эффективных мер по налаживанию психологического климата в коллективе.
1.3 Теории мотивации и потребности человека
В литературе последних лет четко выделились две группы теорий мотивации: содержательные и процессные. Первые основаны на анализе потребностей человека; вторые - на оценке ситуаций, которые возникают в процессе мотивации.
Наиболее известные содержательные теории мотивации связаны с именами: А. Маслоу, К. Альдерфера, Д. Мак-Клелланда и Ф. Герцберга. Все они основаны на классификации потребностей.
Различают потребности врожденные, первичные (естественного происхождения) и приобретенные (социальные). Так, к первым можно отнести потребности в пище, воде, жилище; ко вторым - потребности в общении, получении знаний, самосовершенствовании и самореализации. Когда человек осознает свои потребности, он ищет способы их удовлетворения. Но его интерес становится мотивом для действия только в том случае, если человек понимает, что может своими силами достичь желаемого результата.5
Содержательный подход к мотивации представлен в концепции иерархии потребностей известного американского социолога А. Маслоу, сформулированной им в 1940 году. Концепция иерархии потребностей А.Маслоу является широко известной и признаваемой теоретической схемой потребностей человека, применяемой в теории менеджмента, в психологии, в экономической теории и других науках.
Согласно этой концепции люди постоянно испытывают различные потребности, которые можно классифицировать по группам, находящимся в иерархическом отношении друг к другу. Маслоу построил пирамиду потребностей из пяти групп, составляющих ее структуру (см. рис. 2).
|
Модель А. Маслоу в форме пирамиды показывает, что чем более высокое место занимают потребности в иерархии, тем меньшее число людей может мотивироваться ими в своем поведении.
По мнению автора, неудовлетворенные потребности побуждают людей к активным действиям, в то же время удовлетворенные потребности не мотивируют людей, и их место занимают неудовлетворенные потребности.
К первому уровню потребностей относятся физиологические потребности, удовлетворение которых, как считает Маслоу, дает человеку возможность элементарного выживания. Это потребности в пище, одежде, отдыхе и пр. Они удовлетворяются минимальным уровнем заработной платы при более или менее сносных условиях труда. Без удовлетворения потребностей первого уровня не возможна нормальная жизнедеятельность практически ни одного человека.
Второй уровень объединяет потребности в безопасности и уверенности в будущем (стабильности), которые могут быть удовлетворены заработной платой, превышающей минимальный уровень и позволяющей приобрести страховой полис, сделать взносы в страховой фонд. Кроме того, эта потребность требует работы, в надежной организации, в которой сотрудникам предоставляются определенные социальные гарантии.
На более высоком, третьем, уровне находятся потребности в поддержке со стороны окружающих. Для их удовлетворения необходимо участие человека в коллективной, творческой работе, внимание и одобрение руководителя и коллектива.
Четвертый уровень образует потребности в самоутверждении, в общественном признании окружающих. Их удовлетворение связано с завоеванием авторитета, лидерства, известности, публичного признания.
И, наконец, на пятой ступени иерархии у Маслоу находятся потребности в самовыражении, реализации своих потенциальных возможностей. Для удовлетворения этих потребностей необходимо иметь свободу творчества и выбора средств решения поставленных задач.
В концепции Маслоу имеются слабые места. В частности, отсутствие учета ситуационных факторов, влияющих на потребности; жесткая последовательность при переходе от одного уровня к другому только в направлении снизу-вверх и др.
При изложении
своей теории ERG (existence, relations,
growth), Клейтон Альдерфер также исходит
из предположения, что все многообразие
человеческих потребностей можно условно
разделить на группы. В отличие от иерархии
Маслоу, он полагает, что таких групп достаточно
выделить три:6
- группа потребности существования
(existence),
- группа потребности связи (relations),
- группа потребности роста (growth).
Потребности существования как бы включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребности безопасности (за исключением групповой безопасности), физиологические потребности.
Потребности связи корреспондируют с потребностями принадлежности и причастности. Потребность связи, по Альдерферу, отражает социальную сущность человека, стремление его быть членом семьи, коллектива, общества в целом. Поэтому к данной группе можно отнести часть потребностей признания и самоутверждения в коллективе, которые связаны со стремлением человека занимать определенное положение в окружающей его социальной среде, а так же часть потребностей пирамиды Маслоу, связанную с групповой безопасностью.
Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включают в себя так же ту часть потребностей признания и самоутверждения, которая связана со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию и т.п.
Эти группы потребностей также расположены в иерархическом порядке. Однако иерархия по теории Маслоу допускает движение от потребности только снизу вверх (удовлетворил потребность нижнего уровня, перешел на более высокий), в то время как у Альдерфера допускается движение в обе стороны.
Наверх, если удовлетворены потребности низшей группы, и вниз, если не получается удовлетворить потребности более высокой группы. При этом подчеркивается, что неудача в удовлетворении потребности более высокого уровня вызывает усиление насущности потребности более низкого, и внимание человека на какое-то время полностью переключается на нее.
Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает новые возможности в мотивационном воздействии на персонал. Например, если организации не хватает возможностей для удовлетворения посредством стимулов потребностей работников более высокого уровня, менеджер имеет перспективу найти другие эффективные стимулы, соотносящиеся с более низким уровнем потребностей работников, и предложить им эти стимулы, расширив потенциал мотивирования данной группы работников.
Д. Мак-Клелланд выдвинул теорию приобретенных потребностей. В отличие от Маслоу, представил потребности без иерархичности в виде групп: успех, власть и причастность.7
Потребность, в успехе выражается стремлением человека достичь поставленных целей более эффективно, чем прежде. Цели человек ставит самостоятельно с учетом реальности их достижения и ответственности.
Потребность во власти проявляется в стремлении оказывать влияние на поведение людей и брать на себя за это ответственность. Это не просто административная власть, но власть авторитета и таланта.
Потребность в причастности достигается поиском возможности установления хороших отношений с коллективом, получения его одобрения и поддержки. В удовлетворении этой потребности немалую роль играют широкие контакты и обеспеченность информацией.
В теоретическом аспекте к числу наиболее обоснованных теорий относят двухфакторную теорию Герцберга, согласно которой гигиенические факторы (условия труда, заработная плата, взаимоотношения с руководством) могут влиять на степень удовлетворенности работника. Вместе с тем их улучшение выше определенного предела не воспринимается как мотивация. К мотивирующим факторам Герцберг относит такие факторы, как признание, содержание работы, ответственность, продвижение и др. Вывод Герцберга о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором, не соответствует условиям большинства российских предприятий и уровню жизни населения России. Да и экономисты США относят заработную плату к наиболее действенным факторам мотивации. (см. рис.3).