Организация стратегического управления в условиях неопределенности и риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:28, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях в экономике России происходит процесс становления рыночных отношений. В этих условиях редакционно-издательские организации (РИО), перейдя в частные руки, продолжают развивать бизнес каждая в своем секторе медиарынка. Причем при отсутствии цензуры, наличии Интернета, обилии каналов спутникового и кабельного телевидения, потока дешевого контрафактного видео рынок продукции редакционно-издательских организаций резко сузился. В борьбе за выживание, стабильное развитие в условиях обострения конкуренции, роста цен на сырьевые ресурсы предприятия редакционно-издательского комплекса начинают использовать современные методы управления.

Файлы: 1 файл

Организация стратегического управления в условиях неопределеннос.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

В первой главе  диссертационного исследования «Анализ опыта стратегического управления организациями» рассмотрена группа проблем, связанных с неустойчивым финансовым состоянием многих редакционно-издательских организаций. Для этого проанализированы основные принципы и методы стратегического управления, свойства редакционно-издательской организации (РИО) как объекта стратегического управления, а также особенности рыночной среды периодической печатной продукции, оказывающей влияние на формирование конкурентных преимуществ и выбор стратегических управленческих решений.

На основе обобщения  приведенных в литературе понятий  в диссертационном исследовании уточняется определение стратегии  применительно к теме исследования. Стратегия рассматривается как  общее направление деятельности организации в реальных рыночных условиях, на котором следует искать эффективные пути достижения целей в виде стратегических управленческих решений. При этом под риском понимается уровень неопределенности в предсказании результата, связанный с возможностью возникновения в ходе реализации стратегии неблагоприятных ситуаций, следствием которых является нанесение убытков или снижение эффективности

Анализ показал, что  большинство подходов к стратегическому  управлению организациями ориентированы  на предположение о достоверном  решении задач прогнозирования дестабилизирующих факторов, хотя реальные условия отечественного рынка периодической печатной продукции характеризуются значительной неопределенностью и риском. В проведенном диссертационном исследовании сделан акцент не на полное избежание риска, а на его предвидение и учет при формировании стратегических управленческих решений.

Для современного отечественного рынка периодической печатной продукции  предприятий редакционно-издательского  комплекса характерны следующие  основные особенности:

  • нестабильность законодательной базы (более 25% изменений в законах, регулирующих этот рынок за последние 7 лет);
  • рост конкуренции (иногда недобросовестной), сопровождающейся увеличением количества зарегистрированных печатных СМИ  и уменьшением доли  реально функционирующих (см. рис. 1);
  • снижение потребительской активности читателей, проявляющейся в уменьшении общего процента постоянных читателей периодики (см. рис. 2);
  • уменьшение возможности своевременной реализации периодики из-за снижения доли «подписки», выраженной в процентах (см. рис. 2);
  • снижение процентного роста активности рекламодателей в периодических печатных изданиях (см. рис. 2);
  • влияние макроэкономических факторов: динамики валютных курсов, роста цен на энергоносители и типографские услуги;
  • относительная монополизация рынка периодики (50 крупных РИО из более чем 582 зарегистрированных на 2005 год контролируют > 68,5% рынка);
  • определенная деформация структуры газетного и журнального рынков России (см. рис. 3, 4).

Рис. 1.   Динамика зарегистрирован-                         Рис. 2.    Динамика основных

ных и функционирующих  печатных СМИ                            показателей  рынка СМИ                                                                  

      

Рис. 3. Структура газетного  рынка                          Рис. 4. Структура журнального

                    РФ, май 2006 г., %                                             рынка РФ, май 2006 г., %

          Анализ процесса стратегического управления организацией, проведенный в различных информационных источниках у нас и за рубежом, позволяет сделать следующий вывод. При формировании альтернативных вариантов стратегий и выборе главной из них преимущественно учитываются внешние условия рыночной среды и в меньшей степени оцениваются внутренние показатели организаций, определяющие их потенциальные возможности при реализации стратегий.

В диссертационном исследовании выделены основные свойства редакционно-издательских организаций как объекта управления. К ним относятся:

  • рекремативность (РИО - открытая система, не имеющая жестко заданных границ);
  • диссипативность (объединение элементов РИО осуществляется на основании их специализации);
  • наличие горизонтальных и вертикальных отношений в структуре организации;
  • полистабильность (РИО имеет несколько состояний равновесия в ходе своего функционирования);

- определяющая роль  личностного фактора при принятии  стратегических управленческих решений;

  • высокая чувствительность к срокам создания и реализации периодического печатного продукта;
  • относительно высокая оборачиваемость капитала, высокие финансовые барьеры при выходе на рынок, зависимость от рекламного продукта;
  • недостаток необходимых типографских мощностей в РФ.

Эти свойства, учитываемые  через совокупность показателей, используются при формировании системы управления (СУ) организацией с обратной связью. При этом основными целями подавляющего большинства редакционно-издательских организаций являются:

  • обеспечение стабильности организаций в одном из устойчивых состояний;
  • создание внутренних и внешних условий для эффективного использования ресурсов в настоящем и будущем;
  • формирование предпосылок для обеспечения стратегического развития РИО, приводящих к росту потенциала и упрочению позиций организации на рынке периодической печатной продукции.

Анализ литературы показал, что при реализации принципа управления с обратной связью уровень потенциальных  возможностей СУ организации по преодолению внешних и внутренних дестабилизирующих факторов в основном определяется типом механизма адаптации (видом обратной связи). Бывает пассивная адаптация и активная, обладающая способностью опережающего влияния на предполагаемые возмущающие факторы.

Таким образом, при анализе СУ редакционно-издательской организацией необходимо оценить характер адаптации, поскольку невнимание к этому фактору при выборе главной стратегии может привести к потенциально нереализуемым управленческим решениям, а в конечном счете и к потере экономической устойчивости организации.

В последнее время  наблюдается тенденция создания систем стратегического управления (ССУ) редакционно-издательских организаций (см. рис. 5).

        

Рис. 5.   Диаграмма  развития ССУ в РИО,  2005г.,  %

             Однако систематизированного научно обоснованного методического аппарата, позволяющего свести к минимуму субъективизм лица принимающего решения (ЛПР) в условиях нестабильной рыночной среды, характеризующейся неопределенностью и риском, для РИО пока не предложено. Об этом свидетельствует анализ причин потери финансовой устойчивости РИО в 2005 году (см. рис. 6).

    

Рис. 6. Диаграмма распределения  основных причин потери

финансовой устойчивости РИО,  %

 

      Опыт последних  лет свидетельствует о том,  что большинство РИО в качестве  наиболее востребованных используют  следующие стратегии:

  • зависимую, характеризующуюся стремлением организации остаться на рынке со средними и устаревшими печатными рубриками и изданиями для экономии затрат на освоение рынка, маркетинг и высокопрофессиональные кадры;
  • избирательную, характеризующуюся концентрацией ресурсов на уже освоенных наиболее выгодных направлениях для быстрой ликвидации любого возникшего отставания;
  • традиционную, основанную на повышении качества существующих печатных продуктов при минимальных издержках для повышения уровня реализации и упрочения рыночных позиций;
  • умеренно-наступательную, нацеленную на освоение новых (пограничных) областей уже частично освоенного и сегментированного рынка периодической печатной продукции с целью получения прибыли за счет переориентации потребителей;
  • наступательную, характеризующуюся выдвижением на новый для организации рынок (сегмент рынка) при наличии конкурентоспособных продуктов;
  • стратегию создания нового рынка, характеризующуюся предложением уникального печатного издания (рубрики, приложения) для быстрой окупаемости затрат и обеспечения монопольного положения редакционно-издательской организации.

      Проведенное исследование показало, что одной из основных причин неудач современных российских редакционно-издательских организаций, функционирующих в условиях жесткой конкуренции и ограниченных ресурсов, является высокая степень субъективизма при принятии стратегических управленческих решений, обусловленная следующими обстоятельствами:

- отсутствием сбалансированного  подхода к выбору потенциально  реализуемой, наиболее предпочтительной  главной стратегии организации;

- необходимостью транспорентного  механизма формирования альтернативного набора управленческих решений, определяемых главной стратегией;

- отсутствием объективной совокупности  критериев и способа их корректного  использования при многокритериальном  анализе альтернативных стратегических  решений в условиях неопределенности и риска;

- противоречивостью условий выбора  модели организации стратегического  управления предприятием редакционно-издательского  комплекса.

Во второй главе  диссертационного исследования «Процесс формирования эффективного решения при стратегическом управлении редакционно-издательскими организациями в условиях неопределенности и риска» рассмотрена группа технологических и управленческих проблем, решение которых позволяет обеспечить условия для формирования РИО потенциально реализуемой главной стратегии развития и определить эффективный вариант ее реализации в виде стратегического управленческого решения.

Стратегическое управленческое решение РИО представляет собой  совокупность частных управленческих решений по выбору вида, тематики тиража печатного издания, источников финансирования, а также определения места печати, качества бумаги и полиграфии, примерной цены издания, способов доставки и распространения,  количества и тематики рекламного продукта при учете актуального набора риск факторов.

Концептуально весь процесс строится на определении видения миссии и целеполагания организации, выявлении конкурентных преимуществ (см. рис. 7). По своему содержанию процесс формирования эффективного стратегического решения состоит из двух последовательных взаимосвязанных этапов. На первом определяется главная стратегия РИО. На втором формируются альтернативные стратегические решения и делается выбор наиболее эффективного из них в условиях неопределенности и риска. В ходе реализации первого этапа на основе анализа внутренней и внешней среды организации по методу весовых коэффициентов с учетом метода экспертных оценок рассчитываются показатели объекта управления.

 











                 Δ1


          коррекция










        Δ3              Δ2

 коррекция       коррекция



         Δ4                                                  Л П  Р


коррекция

 

Рис. 7. Блок-схема механизма  формирования эффективных стратегических решений по управлению редакционно-издательской организацией

 

В качестве основных показателей  выступают: сложность объекта стратегического  управления, неопределенность, связность  показателей, управляемость и устойчивость системы.

 Результаты комплексной  оценки объекта управления и  полученный в ходе исследований набор наиболее востребованных стратегий РИО позволил при использовании кривых Вейбулла и Гомперца сформировать метод определения типа механизма адаптации и выбора потенциально реализуемой главной стратегии.

Процесс выбора главной стратегии носит итерационный характер. Если полученная главная стратегия не соответствует основным целям организации, то проводится коррекция либо целей, либо потенциальных возможностей (показателей) самой организации. Это может быть реализовано, например, с помощью дополнительных инвестиций или системы аутсорсинга.

В ходе реализации второго  этапа рассматриваемого процесса для  выбранной главной стратегии, соответствующей  целям организации, формируется  набор альтернативных стратегических решений на основе графов «дерево целей», «дерево решений». Наряду с этим по каждому проекту стратегического решения рассчитываются значения всех частных критериев. Эти критерии, используемые в сравнительном анализе альтернативных стратегических решений РИО, сгруппированы в три блока, представленных на рис. 8:

  • анализ финансово-хозяйственной деятельности организации при реализации альтернативных стратегических решений;
  • анализ альтернативных стратегических решений в условиях определенности;

Информация о работе Организация стратегического управления в условиях неопределенности и риска