Особенности жестких иерархических структур управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 17:04, контрольная работа

Описание работы

Существуют следующие типы структуры управления: линейная (иерархическая), функциональная, функционально-линейная, девизиональная, адаптивная. Однако ни одна из перечисленных структур управления в чистом виде не применяется, за исключением линейной, и то лишь на малом предприятии. На подавляющем большинстве предприятий используется смешанный тип управления. В одних случаях - это простое сочетание перечисленных четырех форм, когда в нижнем звене - на уровне бригады - применяется линейная, в среднем - на уровне цеха - функциональная, а на уровне предприятия - линейно-функциональная и частично матричная форма. Чаще, однако, встречается синтез различных форм, когда они действуют солидарно на всех уровнях хозяйственной иерархии.
В условиях рыночной экономики предприятиям и организациям необходимо своевременно реагировать на изменения внешней среды и адаптировать эти организационные структуры к этим изменениям.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Сущность и принципы построения организационной структуры…………...4
1.1 Понятие жесткой структуры управления……………………………………4
1.2 Цели и функции системы управления……………………………………..4-8
1.3 Принципы построения организационной структуры управления……….8-9
2 Анализ особенностей жестких иерархических структур управления……...10
2.1 Принципы организации иерархической структуры управления….......10-11
2.2 Особенности структур, основанных на горизонтальном руководстве…………………………………………………………………...11-14
2.3 Особенности структур, основанных на вертикальном линейном руководстве…………………………………………………………………...14-17
3 Преимущества и недостатки жестких иерархических структур управления……………………………………………………………………….18
3.1 Положительные характеристики жестких иерархических структур…18-21
3.2 Отрицательные качества жестких структур управления……………...21-23
Вывод………………………………………………………………………….24-25
Литература……………………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Теория организации.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки российской федерации 

(минобрнауки  россии)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«Санкт-Петербургский  государственный политехнический  университет» (ФГБОУ ВПО «СПбГПУ»)

 

Институт менеджмента и информационных технологий

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный политехнический  университет» в г. Череповце (ИМИТ «СПбГПУ»)

Кафедра финансов


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

контрольная работа

Дисциплина: «Теория организации»

Тема: «Особенности жестких иерархических структур управления»

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы з.124в   Китов Андрей Валерьевич

№ варианта        № в списке группы 8

Руководитель     Ковалева Галина Александровна

 

 

                «_______» _________________________20___ г.

        __________   __________________

  отметка о зачете           подпись преподавателя

 

 

 

г. Череповец

2013

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Сущность и принципы построения  организационной структуры…………...4

1.1 Понятие жесткой структуры  управления……………………………………4

1.2 Цели и функции системы  управления……………………………………..4-8

1.3 Принципы построения организационной структуры управления……….8-9

2 Анализ особенностей  жестких иерархических структур  управления……...10

2.1 Принципы организации иерархической  структуры управления….......10-11

2.2 Особенности структур, основанных на горизонтальном  руководстве…………………………………………………………………...11-14

2.3 Особенности структур, основанных на вертикальном линейном  руководстве…………………………………………………………………...14-17

3 Преимущества и недостатки  жестких иерархических структур  управления……………………………………………………………………….18

3.1 Положительные характеристики жестких иерархических структур…18-21

3.2 Отрицательные качества  жестких структур управления……………...21-23

Вывод………………………………………………………………………….24-25

Литература……………………………………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная тема является актуальной для каждой организации. В условиях административно-командной экономики проблема соответствия организационной структуры управления целям и задачам организаций, а также внутренним и внешним факторам, которые влияют на неё, не изучались. Этот период характеризуется построением организационных структур бюрократического типа с жесткими иерархическими связями, высоким уровнем формализации, централизованным принятием решений. Данная структура считалась идеальной и эффективной. В то же время, совсем не учитывалось, что организационная структура и её управление не могут быть стабильными, т.к. они должны постоянно корректироваться и совершенствоваться в соответствии с условиями, которые постоянно изменяются, т.е. не являются статичными и постоянными.

Существуют следующие  типы структуры управления: линейная (иерархическая), функциональная, функционально-линейная, девизиональная, адаптивная. Однако ни одна из перечисленных структур управления в чистом виде не применяется, за исключением линейной, и то лишь на малом предприятии. На подавляющем большинстве предприятий используется смешанный тип управления. В одних случаях - это простое сочетание перечисленных четырех форм, когда в нижнем звене - на уровне бригады - применяется линейная, в среднем - на уровне цеха - функциональная, а на уровне предприятия - линейно-функциональная и частично матричная форма. Чаще, однако, встречается синтез различных форм, когда они действуют солидарно на всех уровнях хозяйственной иерархии.

В условиях рыночной экономики  предприятиям и организациям необходимо своевременно реагировать на изменения внешней среды и адаптировать эти организационные структуры к этим изменениям.

 

1 Сущность  и принципы построения организационной  структуры

 

1.1 Понятие жесткой структуры управления

 

Структура организации - это те фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Ее можно понимать как установленную схему взаимодействия и координации технологических и человеческих элементов. Структура управления характеризуется составом и информационными взаимосвязями самостоятельных подразделений или отдельных исполнителей, расположенных в последовательной соподчиненности и наделенных определенными правами и обязанностями. Число звеньев в структуре определяет ее уровни. Структуры могут быть одноуровневыми и многоуровневыми. В зависимости от их характера связи, они подразделяются на линейно-функциональные, дивизиональные и матричные. Каждое структурное подразделение характеризуется количественными и качественными параметрами.

Деятельность структурных подразделений и исполнителей регламентируется специальными положениями (инструкциями), которые определяют функции каждого органа управления, распределение прав и обязанностей между ними, а внутри подразделения - каждого исполнителя.

 

1.2 Цели и функции системы управления

 

Все множество целей  организации можно разделить  на 4 вида:

  1. Экономические - получение прибыли от реализации продукции, работ, услуг;
  2. Научно-технические - обеспечение современного научно-технического уровня продукции и разработок, совершенствование технологий и прочее;
  3. Производственно-коммерческие - производство и реализация продукции или услуг в заданном объёме и с необходимой ритмичностью;
  4. Социальные - достижение необходимой степени удовлетворения социальных потребностей работников [2, C. 47].

В современных условиях в качестве генеральной цели может  быть представлена экономическая цель. При построении системы целей  принят тот факт, что в дальнейшем типовой вариант структуры будет  формироваться по функционально- целевому признаку как наиболее распространенному.

Поскольку социальная цель является основой формирования целевой  направленности системы управления предприятием (УП), то структуризация этого  вида целей рассматривается отдельно и более подробно.

Среди целей, сформированных по факторному признаку, следует выделить целевое обеспечение общих функций управления, которые действуют на всех уровнях управления:

  1. Планирование (координация ожидаемых результатов и способов их достижения);
  2. Организация и регулирование (координация действий для достижения результата);
  3. Учёт и контроль (получение информации о достижении результатов);
  4. Стимулирование (распределение финансовых ресурсов между всеми звеньями и объектами).

Планирование - это начало и основа управления. Различают стратегическое, оперативное и текущее планирование. Любой план должен удовлетворять принципам:

  1. Быть экономически обоснованным и рациональным;
  2. Опираться на реальные возможности организации;
  3. Должен быть достаточно гибким для внесения изменений без ущерба для достижения поставленных целей [5, C. 97].

Организация - создание такой систем, в которую логично вписываются три компонента: работающий человек или группа людей, экономические отношения, технические средства.

Хороший организатор  не тот, кто хорошо работает только сам, а то у кого работают хорошо и подчинённые. Основные принципы управления:

  1. Чёткое разделение труда;
  2. Чёткая регламентация полномочий и степени ответственности каждого работника;
  3. Строгая дисциплина;
  4. Принцип единоначалия;
  5. Принцип единства направления: коллектив должен иметь единую цель, единый план, единого руководителя;
  6. Подчинённость личных интересов общим интересам;
  7. Справедливое вознаграждение работникам;
  8. Централизация в системе управления;
  9. Четкая регламентация полномочий руководителя;
  10. Принцип справедливости в разрешении конфликтных ситуаций;
  11. Принцип стабильности рабочих мест;
  12. Поощрение инициативы низовых работников.

Формы организации деятельности:

  1. Делегирование полномочий (передача части управленческих функций более низкому уровню, но с сохранением ответственности);
  2. Регламентирование прав. Обязанностей, профессиональных функций (юридическое оформление прав в должностных инструкциях, трудовых контрактах);
  3. Создание организационной структуры;
  4. Нормирование трудозатрат и норм времени;
  5. Инструктаж работников;
  6. Принятие управленческих решений.

В структуре предприятия  выделяют подсистемы:

  1. Технологическая система поведения;
  2. Формальная организационная структура (структура подчинения прав, обязанностей, зафиксированная в юридических документах);
  3. Внеформальная структура (решение деловых задач не по формальным правилам, а на основе человеческих отношений. Чем более выражена внеформальная структура, тем хуже предприятие);
  4. Неформальная межличностная структура отношений в коллективе, симпатии, антипатии [7, C. 63].

Различают три вида контроля:

- текущий по отклонениям; 

- упреждающий для недопущения  отклонений, предупреждения сбоев,  является базой для корректировки действий;

- результирующий.

Стимулирование - необходимо для того, чтобы вызвать высокую  мотивацию, желание сотрудников выполнять поставленную задачу наиболее эффективно.

Система целей для  УП рассматривается двояко. С одной  стороны она должна отвечать на вопрос: каковы конкретные потребности работников, удовлетворение которых они в  праве требовать у администрации. С другой стороны, система должна определить: какие цели ставит перед собой администрация по использованию персонала и какие для этого необходимо создать условия. Эти цели не должны быть противоречивыми.

Система целей служит базой для определения состава  функций управления. Для формирования функций необходимо выявление их объектов и носителей. Носителями функций управления выступают: руководство организации, заместители руководителей (включая линейных руководителей , которые одновременно являются и объектами управления), руководитель службы управления персоналом или заместитель директора по кадрам, специализированные подразделения по управлению персоналом и специалисты по управлению персоналом (они также одновременно являются и носителями и объектами). Объектами управления являются все сотрудники организации.

Современная концепция  УП склоняется к приоритетности передачи большого объёма управленческих функций  непосредственным руководителям того или иного коллектива. При этом они должны получать необходимую  профессиональную и методическую помощь.

 

1.3 Принципы построения организационной структуры управления

 

Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность  принципов их формирования. Прежде всего, структура должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правками и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления.

Полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними  факторами, но и факторами внешней  среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. Другими словами, структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны. Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры - с другой [8, C. 178].

Информация о работе Особенности жестких иерархических структур управления