Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 00:10, курсовая работа
Эффективность реализации предприятием своей функциональной роли в рыночной экономике во многом (при прочих равных условиях) зависит от специфики его прав собственности. С институциональной точки зрения последняя означает определение, установленное в различных формах режима и степени обладания тем или иным благом и меры использования его полезных свойств. Иными словами, право собственности - это четкое закрепление за каждым определенным правомочием (правомочиями, их комбинациями) своего конкретного собственника (носителя).
Введение
1. Теоретические основы функционирования акционерных обществ
1.1 Основные аспекты организации акционерных обществ в РФ
1.2 Виды и формы организации акционерных обществ в России
1.3 Эффективность деятельности как результат управления акционерным обществом
2. Основные аспекты организации деятельности акционерного общества на примере ОАО «Бэлс»
2.1 Характеристика организационно-правовой формы предприятия и основные положения деятельности
2.2 Анализ деятельности ОАО «Бэлс»
2.3 Совершенствование деятельности ОАО «Бэлс»
Заключение
Открытые и закрытые общества
Общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.
Открытые акционерные общества (ОАО). Открытым акционерным обществом (ОАО) является общество, учредители которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
Открытое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований Федерального закона "Об акционерных обществах" и иных правовых актов Российской Федерации. Открытое общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации.
Число акционеров открытого общества не ограничено. В открытом обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества.
Закрытые акционерные общества (ЗАО). Закрытым акционерным обществом (ЗАО) является общество, акции которого распределяются только среди его акционеров или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
Федеральным законом "Об акционерных обществах" определяется правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества. Отдельными федеральными законами определяются особенности создания и правового положения акционерных обществ в таких сферах, как банковская, инвестиционная и страховая.
Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти.
В случае, если число акционеров закрытого общества превысит установленный ФЗ "Об акционерных обществах" предел, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое. Если число его акционеров не уменьшится до установленного ФЗ "Об акционерных обществах" предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке.
Акционеры закрытого общества пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. Уставом закрытого общества может быть предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций.
Акционер общества, намеренный продать свои акции третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных акционеров общества и само общество с указанием цены и других условий продажи акций. Извещение акционеров общества осуществляется через общество. Если иное не предусмотрено уставом общества, извещение акционеров общества осуществляется за счет акционера, намеренного продать свои акции. В случае, если акционеры общества и (или) общество не воспользуются преимущественным правом приобретения всех акций, предлагаемых для продажи, в течение двух месяцев со дня такого извещения, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества, акции могут быть проданы третьему лицу по цене и на условиях, которые сообщены обществу и его акционерам. Срок осуществления преимущественного права, предусмотренный уставом общества, должен быть не менее 10 дней со дня извещения акционером, намеренным продать свои акции третьему лицу, остальных акционеров и общества. Срок осуществления преимущественного права прекращается, если до его истечения от всех акционеров общества получены письменные заявления об использовании или отказе от использования преимущественного права.
При продаже акций с нарушением преимущественного права приобретения любой акционер общества и (или) общество, если уставом общества предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, вправе в течение трех месяцев с момента, когда акционер или общество узнали либо должны были узнать о таком нарушении, потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя. Уступка указанного преимущественного права не допускается.
Общества, учредителями которых выступают в случаях, установленных федеральными законами, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий), могут быть только открытыми.
1.3 Эффективность
деятельности как результат
Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.
Управление включает три аспекта:
- "Кто" управляет "кем" (институциональный аспект);
- "Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект);
- "Чем" осуществляется управление (инструментальный аспект).
В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении:
- сопоставление существующего состояния с желаемым ("где мы?" и "куда идем?");
- руководящие требования к действиям ("что надо сделать?");
- критерии принятия решений ("какой путь лучший?");
- инструменты контроля ("куда мы в действительности пришли и что из этого следует?". Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Таганрог: ТРТУ, 2005. Стр. 24.
В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
- общее управление (установление
нормативных требований и
- управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
- конкретные области управления
(маркетинг, НИОКР,
Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные.
Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.
Функции управления и установление
объема работ по каждой функции являются
основой для формирования структуры
управляющей системы и
На сегодняшний день процедура оценки и управления эффективностью деятельности является одной из самых проблемных в большинстве компаний, которые ее используют, а это ни много ни мало порядка 95% компаний мира (варьируется по оценкам разных исследований, по некоторым из них, та или иная процедура присутствует во всех компаниях).
Рассмотрим основные задачи, которые стоят перед данной процедурой, с точки зрения все той же экономической эффективности, т.е. интересов компании. Компанию интересует, прежде всего, исполняется ли принятая стратегия сейчас, и будет ли она выполнять далее, следовательно, компанию в большей степени интересует процесс управления текущей деятельности (каскад вниз от стратегии) сотрудника. Компании требуются гарантии в том, что каждый сотрудник на своем месте выполнит стоящие перед ним цели и задачи в полном объеме и в строгом соответствии с принятыми планами.
Для того, чтобы иметь возможность управлять, необходимо получать адекватную информацию о происходящем. Следовательно, можно описать реализацию процедуры оценки и управления эффективностью деятельности следующим образом:
- планирование деятельности, постановка целей и задач деятельности;
- мониторинг текущий деятельности;
- получение информации от сотрудника (самое осведомленное лицо о том, что происходит в его работе, какие проблемы и успехи имеют место быть!) о текущей деятельности;
- анализ информации, выявление причин отклонения от заданных параметров, планов и обязательств, если такое отклонение существует;
- определение способов
корректировки текущих
- мониторинг текущий деятельности, сбор информации от сотрудника, и цикл замкнулся.
Исходя из вышеперечисленного, можно определить следующие критерии реализации процедуры:
- в фокусе процедуры
находится текущая, как
- в фокусе процедуры находится будущее, результаты, которых сотруднику предстоит достичь, а не прошлое, которое служит лишь источником информации;
- процедура представляет
собой постоянный процесс,
- процедура представляет
собой совместную работу
Эффект и эффективность с одной стороны различаются между собой; с другой, они близки, у них общий латинский корень (efficere: «делать так, чтобы...»).
По сути своей, эффект - операциональное измерение эффективности, то, к чему ведет эффективность и от чего зависит ее наличие; эффект - это осуществленная эффективность. Эффективность всегда носит в себе зародыш эффекта, эффект периодически возникает, обусловленный ходом процесса, в прямой зависимости от логики поступательного развития, а не от логики создания. Следовательно, эффективность в ее полноте и насыщенности дает эффект, и как таковая, во многом определяется им; эффект же, напротив, предполагает эффективность как нечто пустое и пребывающее в процессе развертывания, становления, и в силу этого никогда открыто не проявленное, как бы не существующее, но и неисчерпаемое. Традиционно, в практике финансового менеджмента показатели эффективности работы предприятия основываются на сопоставлении полученных результатов и затрат. При этом получаемые результаты и затраты измеряются в денежных и натуральных единицах. Несмотря на широкую распространенность, такой подход имеет как сильные, так и слабые стороны. Представляется естественным, что такой показатель, как «эффективность работы предприятия» по своему характеру является системной величиной, зависящей от множества различных параметров, характеризующих различные составляющие деятельности предприятия. Изменение любого из этих параметров в той или иной степени приводит к изменению эффективности работы предприятия. В большинстве случаев изменения этих параметров сказываются на финансовых показателях через какой-то, иногда весьма значительный, промежуток времени. Таким образом, если при оценке эффективности работы предприятия руководитель предприятия ориентируется только на величину, определяемую исключительно финансовыми показателями, то он имеет в распоряжении «картину с запаздыванием» и поэтому лишен возможности оперативно реагировать на изменение ситуации в предприятии. И наоборот, имея возможность непосредственно отслеживать изменения всех параметров и анализировать их влияние на системную оценку эффективности работы предприятия, руководитель получает возможность для принятия необходимых управленческих решений в режиме «реального времени», что позволяет сократить возможные потери. Для практической реализации данного подхода к оценке эффективности работы предприятия необходимо построить математическую модель, описывающую зависимость системной величины «эффективность работы предприятия» от набора оцениваемых параметров. Масленников М. Какую организационно-правовую форму выбрать? // Налоговый вестник - 2001. № 5.