Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 08:37, реферат
Организации создают структуры для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций отличаются друг от друга сложностью (т.е. степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией (т.е. степенью использования заранее установленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации (т.е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения).
К параметрам качества управленческого решения относятся:
1) показатель энтропии, т. е. количественной неупорядоченности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без 18 количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количественно, показатель энтропии приближается к единице;
2) степень риска инвестиций;
3) вероятность реализации
затрат и сроков;
4) степень адекватности (или степень точности прогноза, коэффициент аппроксимации) теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была разработана.
После предварительной регламентации параметров качества управленческого решения и его эффективности (устанавливается предел, минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы) анализируются факторы внешней среды, оказывающие влияние на качество и эффективность решения. Затем анализируются параметры входа системы и принимаются меры по их улучшению и повышению качества входящей информации. [3, С. 19]
После уточнения требований выхода, уточнения факторов внешней среды, влияющих на качество и эффективность решения, отработки входа системы следует смоделировать технологию принятия решения, проанализировать параметры процесса, принять меры по их улучшению и приступить непосредственно к разработке решения. Если качество входа оценивается на "удовлетворительно", то при любом уровне качества процесса в системе качество выхода, т. е. качество решения, будет удовлетворительным.
К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся:
1) применение к разработке
подходов менеджмента;
2) изучение влияния
управленческого решения;
3) обеспечение лица, принимающего
решение, качественной ин
формацией, характеризующей параметры
выхода, входа, внешней
среды и процесса системы разработки решения;
4) применение методов
прогнозирования, моделирования и экономического
обоснования
каждого решения;
5) структуризация проблемы и построение дерева целей;
6) обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;
7) обеспечение многовариантности решений;
8) правовая обоснованность
9) автоматизация процесса сбора
и обработки информации, процесса
разработки и реализации
10) разработка и функционирование
системы ответственности и
мотивации качественного и эффективного
решения;
11) наличие механизма реализации решения. [3, С. 20]
Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управленческого решения довольно трудно, и это требует значительных затрат. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих решений по капиталоемким объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа учитываемых условий повышения качества и эффективности решений на основе автоматизации системы менеджмента.
2. Методы оценки эффективности решения
Оценочная система принимаемого решения, используемая при многокритериальном экспертном оценивании, включает такие важные составляющие, как:
- перечень критериев, характеризующих
объект принятия
- оценка сравнительной важности критериев;
- шкала для оценки проектов по критериям;
- формирование принципа выбора.
Формирование составляющих оценочной системы в различной степени трудоемко. Однако отсутствие какой-либо из перечисленных выше составляющих либо недостаточное качество какой-либо из них делают невозможным получение адекватной оценки проекта и как следствие затрудняют процесс выработки и принятия эффективных решений.
Критерий - признак, основание для чего-либо.
Понятие "критерий" тесно связано с таким понятием, как "цель". Лицо, принимающее решение привычно рассуждает в терминах, стоящих перед ним целей. Например, целью может быть повышение доходности предприятия.
Степень достижения цели может быть измерена с помощью специальных критериев, сгруппированных по признакам:
1) экономические критерии: поток платежей, прибыль, срок окупаемости, внутренняя норма окупаемости и т. д.
2) технические возможности
продукции, выпуск которой становится
осуществимым благодаря
3) экологическую безопасность производства;
4) характеризующие степень риска при реализации проекта.
Основная цель использования многокритериальной оценки состоит в переходе от таких понятий, как "полезность объекта принятия управленческого решения", "ценность", "важность", которые, как правило, достаточно сложны при практической работе с ними, к более понятным критериям, характеризующим указанные понятия и гораздо более пригодным для оценки экспертами.
Сформулированная цель принятия решения может оказаться неоцениваемой количественно.
Цель, стоящая перед организацией, заменяется совокупностью критериев.
К совокупности критериев предъявляется ряд требований. Совокупность критериев, удовлетворяющая необходимым требованиям, может входить в состав оценочной системы.
К числу требований относится полнота совокупности критериев, иными словами, совокупность критериев должна всесторонне характеризовать цель. В частности, при выборе проекта должны оцениваться такие критерии, как возможность успешной реализации проекта, полезность проекта и т. д., т. е. должен адекватно характеризоваться объект экспертизы.
Этапы планирования проекта |
|||||||||||||||||||||||
1. Определить цели проекта |
|||||||||||||||||||||||
2. Задать уровень детализации |
|||||||||||||||||||||||
3.Установить структуру процесса (этапы жизненного цикла |
4. Изучить организационную структуру проекта (в т.ч. окружение, участники, ответственность |
5. Проанализировать структуру продукции проекта |
6. Проанализировать систему бухгалтерских счетов компании | ||||||||||||||||||||
7. Объединить схему разбивки проекта (от подпроектов до пакетов работ) |
|||||||||||||||||||||||
8. Подготовить сводный (укрупненный) план проекта |
9. Подготовить матрицу распределения ответственности |
10. Разработать систему разбивки, соответствующую принятому в компании плану счетов | |||||||||||||||||||||
11. Подготовить детальный
сетевой график и план |
12. Запустить систему наряд- |
13. Установить систему отчетности и контроля |
|||||||||||||||||||||
Рис. 10 Процесс планирования проекта.
Следует обратить внимание на то, что содержание и количество этапов могут изменяться в зависимости от типа проекта, его масштаба и стоимости.
4.4. Организация выполнения
В организации выполнения проекта мы выделим три ключевых процесса:
контроль выполнения планов и использования ресурсов
оценка состояния работ
регулирование хода реализации проекта.
4.4.1. Контроль выполнения
планов и использования
Контроль - это процесс, в ходе которого руководитель проекта устанавливает, достигаются ли поставленные цели, определяет - правильны ли его решения, выявляет причины, вызывающие отклонения, и обосновывает решения по необходимым коррективам в выполнении заданий участниками, чтобы не допустить ущерба реализации проекта (срыв сроков, превышение в использовании ресурсов, низкое качество и т.д.).
Процесс контроля включает в себя:
мониторинг ( систематическое наблюдение за всеми процессами проекта)
выявление отклонений от целей реализации проекта с помощью ряда критериев и ограничений, которые фиксируются в календарных планах, бюджетах, расчетных потребностях в трудовых и материальных ресурсах и т.д.
прогнозирование последствий сложившейся ситуации
обоснование необходимости принятия корректирующего воздействия.
Различают три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.
Оценка - этот процесс, сутью которого является периодическое подведение промежуточных итогов и также итогов по завершению проекта лицами, которые, как правило, не работают непосредственно на проекте (для объективности).
Обращаем ваше внимание на то, что общим для контроля и оценки является то, что оба процесса выполняют функцию обратной связи. При этом различия между этими процессами заключаются в том, что:
контроль осуществляет руководитель проекта , а оценку проводят внешние специалисты;
контроль осуществляется на постоянной основе и детально, а оценка - периодически и в общем по проекту.
4.4.2. Регулирование хода реализации проекта
Процесс регулирования состоит из следующих процедур, повторяющихся с принятой в проекте периодичностью (сутки, неделя, декада, месяц):
сбор и подготовка оперативной информации о состоянии комплекса работ и предоставлении ее в проектную команду;
обновление моделей и подготовка данных для их расчета (пересчета);
расчет (пересчет) сетевых моделей и актуализация календарных планов;
анализ фактического состояния комплекса работ и подготовка решений по его дальнейшей реализации;
обсуждение и принятие решений по дальнейшей реализации комплекса работ;
разработка оперативно-календарных планов (квартальных, месячных, недельных, суточных и т.д.) и доведение их до участников проекта.
4.5. Анализ
В методологии управления проектами выделяют проектный анализ, целью которого является определение результатов (ценности) проекта.
Различают следующие виды проектного анализа:
технический,
финансовый,
коммерческий,
экологический,
организационный,
социальный,
экономический.
В практике руководитель проекта использует данные виды анализа с учетом сложности самого проекта и в соответствии со здравым смыслом.
4.6. Управление изменениями
Управление изменениями относится к ключевым интеграционным процессам в УП, который охватывает весь жизненный цикл проекта.
Под изменениями в проекте понимается замена одного решения другим при разработке и реализации проекта в связи с воздействием внешних и внутренних факторов. Соответственно и источники изменений делятся на внешние и внутренние.
К внешним источникам изменений относят: политические, законодательные, экономические, социальные, технологические, экологические, международные и другие факторы. Команда проекта имеет весьма ограниченные возможности по влиянию и управлению этими источниками изменений. Их необходимо учитывать и гибко на них реагировать на протяжении всех этапов проекта.
Внутренние источники изменений происходят из среды самого проекта, из взаимоотношений участников в ходе реализации проекта. Любой из участников оказывает свое влияние на ход проекта и может вызвать значительные изменения в предметной области, в календарных сроках, в финансировании проекта, в графиках поставок материалов и оборудования и т.д. Значительную часть внутренних изменений невозможно предвидеть на стадии разработки, так как они связаны с появлением новых проектных решений, более эффективных материалов, конструкций, технологий и др.
Другая часть изменений связана с отставанием от запланированных сроков, объемов в результате влияния факторов самого различного рода - не только внутренних, но и внешних (социальных, природно-климатических и т.д.). На проект, который реализуется внутри компании, может оказать радикальное воздействие изменение приоритетов в стратегии организации и, в свою очередь, приоритетов среди выполняемых этой организацией проектов. А это, как правило, влечет за собой и конкуренцию среди проектов за ресурсы, и кадровые перестановки внутри проектных команд, и осложнение межличностных отношений.
Таким образом первоначальный план проекта может быть подвержен существенной корректировке или вообще оказаться несостоятельным из-за:
изменения сроков выполнения проекта;
необходимости пересмотра стоимости;
изменения технических условий проекта;
изменения стратегии организации;
изменении методов и технологий выполнения работ;
Информация о работе Понятие структуры управления организацией. Виды организационных структур