Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 08:37, реферат
Организации создают структуры для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций отличаются друг от друга сложностью (т.е. степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией (т.е. степенью использования заранее установленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации (т.е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения).
изменения потребностей , для удовлетворения которых разрабатывался проект;
пересмотра первоначальных оценок длительности работ;
неточностей в планировании связей между работами;
срыва сроков поставок;
невозможности использовать ресурсы согласно первоначальному плану;
изменения в потребностях в ресурсах для выполнения отдельных операций;
изменений рыночной конъюнктуры и т.д.
Руководитель проекта должен постоянно отслеживать все возникающие изменения и оценивать их возможное влияние на сроки, затраты, качество и конечные результаты проекта и предпринимать необходимые корректирующие меры.
Мировая практика УП показывает, что изменения, возникающие по ходу проекта, нередко приводят либо к неудачному завершению, либо провалу проекта в целом. Так, по данным организации «General Accounting Office», по 940 проанализированным военным и гражданским проектам увеличение стоимости в результате изменений и инфляции составило 75% от первоначальной стоимости ( с 340 млрд. долларов - до 607 млрд. долл.).
В российской практике к изменениям в проектах сложилось довольно формальное отношение - менеджеры чаще всего достаточно поверхностно анализируют и оценивают возможные последствия, что в дальнейшем неизбежно приводит к очень серьезным проблемам и, нередко, к отказу от проекта либо смене его менеджера.
Каким же образом можно управлять изменениями?
Процесс управления изменениями включает в себя прогнозирование и планирование будущих изменений, регистрацию всех потенциальных изменений ( в содержании проекта, спецификации, стоимости, сетевом графике и т.д.) для детального изучения, оценку последствий, одобрение или отклонение, организацию мониторинга и координацию исполнителей, реализующих изменения в проекте.
Менеджеру проекта целесообразно формировать исходное описание системы для внесения последующих изменений. Такой документ называется описанием конфигурации текущего состояния проекта и включает в себя комплекс технической документации, характеризующей состояние проекта в определенный момент времени.
Один из подходов к управлению изменениями состоит в том, что менеджер проекта периодически на протяжении всего жизненного цикла проекта запрашивает все документы об изменениях для контроля, перепроверки и оценки.
Для регламентирования и протоколирования прохождения изменений при этом используются следующие документы:
«Отчет о проблеме» (Problem report) - описание проблемы, возникающей в ходе реализации проекта. Формируется на начальной стадии;
«Запрос на осуществление изменения» ( Change request
proposal form) Формируется на начальной стадии;
«Описание предлагаемого изменения» ( Change proposal form) - информация об изменении, его текущем статусе, инициаторах и ответственных за выполнение и контроль. Формируется на начальной стадии и корректируется на последующих стадиях;
«Заявка на изменение» (Change order) - оформляется в виде письменного приказа и подписывается должностным лицом подрядчика; разрешает и указывает, какие проводить изменения по проекту. Формируется на стадии принятия решения.
Следует отметить, что если необходимые расходы на непредвиденные изменения показателей превышают 15-20 %, то проект обычно рекомендуют усовершенствовать, с тем, чтобы снизить уровень неопределенности при его планировании и разработке.
4.7. Завершение
В фазу завершения проекта могут входить следующие этапы:
Проведение эксплутационных испытаний;
Сдача проекта;
Закрытие контракта.
Завершение проекта может быть осуществлено:
после выполнения всех работ по проекту;
в результате решения о прекращении работы по незавершенному проекту.
4.8. Резюме
В данной главе мы рассмотрели основные проектные процессы такие как: инициация, планирование, организация выполнения, проектный анализ, управление изменениями, завершение. Определение рамок, содержания и особенностей данных процессов имеет очень серьезные различия в подходах, предлагаемых как отечественными, так и зарубежными специалистами. Наборы ключевых процессов, выделяемых даже в рамках однотипных проектов часто также не совпадают. И это естественно для методологии управления проектами, так как приоритет в ней скорее отдается процессному мышлению менеджера и отношению к проекту, как к процессу, чем унифицированным и единым формам и стандартам. Поэтому определение и выделение проектных процессов, а также методов управления данными процессами, в конечном счете - прерогатива руководителя проекта или другого менеджера, на которого возложена ответственность за результаты проекта.
Ввиду тяжелых общеэкономических условий в нашем государстве на современном этапе развития, вызванных, помимо всего прочего, последствиями негативного влияния мирового финансового кризиса, достаточно большая часть отечественных предприятий имеют проблемы с платежеспособностью, некоторые из них стоят на грани банкротства, а значительное количество уже обанкротилось. Поэтому именно сегодня растет актуальность данной темы, а именно исследование диагностики финансового кризиса на предприятии.
Под финансовым кризисом понимают фазу разбалансированной деятельности предприятия и ограниченных возможностей влияния его руководства на финансовые отношения, которые возникают на этом предприятии. На практике с кризисом, к правило, идентифицируется угроза неплатежеспособности и банкротства предприятия, деятельность его в неприбыльной зоне или отсутствие у этого предприятия потенциала для успешного функционирования.[1]
К основным факторам, которые могут повлечь финансовый кризис на предприятии относят: внешние, или экзогенные (не зависящие от деятельности предприятия), и внутренние, или эндогенные (зависящие от предприятия). Главными экзогенными факторами финансового кризиса на предприятии чаще всего являются:
- спад конъюнктуры в экономике в целом;
- высокий уровень инфляции;
- нестабильность хозяйственного и налогового законодательства;
- нестабильность финансового и валютного рынков;
- усиление конкуренции в отрасли;
- усиление уровня монополизма на рынке;
- дискриминация предприятия органами власти и управления;
- политическая нестабильность в стране.
Среди основных эндогенных факторов развития кризисных явлений следует назвать:
- отсутствие четко
- недостатки организационной структуры;
- низкий профессиональный уровень менеджмента;
- низкое качество маркетинговой работы;
- неудовлетворительное
- непродуктивное содержание лишних рабочих мест.
Финансовый кризис на предприятии характеризуют тремя параметрами: источниками (факторами) возникновения; видом кризиса; стадией его развития.
Выделяют такие виды кризиса [2]:
- стратегический кризис,
когда на предприятии разрушен
производственный потенциал и
ощущается нехватка
- кризис прибыльности, когда
перманентные убытки попросту
«съедают» собственный капитал,
и это приводит к
- кризис ликвидности, когда
предприятие является
Различают три фазы кризиса:
а) фаза кризиса, который непосредственно не угрожает функционированию предприятия (при условии перевода его в режим антикризисного управления);
б) фаза, которая угрожает дальнейшему существованию предприятия и нуждается в немедленном проведении финансовой санации;
в) кризисное состояние, не совместимое с дальнейшим существованием предприятия и приводит к его ликвидации.
Диагностика финансового кризиса предприятия является обобщением всех составляющих экономической стратегии. Ее главным заданием является определение потенциальных возможностей кризисных ситуаций и банкротства, и формирование мероприятий по их предотвращению.
Реализация на практике системы раннего выявления и преодоления финансового кризиса предусматривает разработку теоретически обоснованной методологической базы, которая отображает современные требования.
Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в котором выживают сильнейшие. Предприятие же, которое не соответствует сложившейся ситуации на рынке должно либо приспособиться и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть. Можно сказать, что разработка теории антикризисного управления вытекает из практики, причем потребность в антикризисном управлении возникает не только в экономике переходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран.[3]
Кризисы в деятельности конкретного предприятия могут совпадать и не совпадать с ритмами общего экономического развития. Они зависят от него, но могут иметь и свой цикл. Интенсивные, масштабные экономические явления могут лишь незначительно влиять на экономическую ситуацию предприятия, и наоборот незначительные сдвиги могут вызывать существенные и даже критические для фирмы экономические последствия. Ясное понимание причин кризиса помогает наметить адекватные меры его предупреждения и преодоления.
В экономической литературе имеется немало определений кризиса, экономического кризиса, финансового кризиса. В целом:
Кризис - это перемена экономического состояния предприятия, т.е. резкий переход от стабильности к разбалансированности всей цепочки воспроизводства.
Диагностика финансового кризиса предприятия является обобщением всех составляющих экономической стратегии. Ее главным заданием является определение потенциальных возможностей кризисных ситуаций и банкротства, и формирование мероприятий по их предотвращению.
Фундаментальная диагностика банкротства предприятий характеризует систему оценки параметров кризисного финансового развития предприятия, которая осуществляется на основе методов факторного анализа и прогнозирования.
Основные цели фундаментальной диагностики банкротства можно сформулировать следующим образом:[4]
- углубление результатов
оценки кризисных параметров
финансового развития
- подтверждение полученной
априорной оценки масштабов
- прогнозирование развития
отдельных факторов, которые влекут
угрозу банкротства
- оценка и прогнозирование
способности предприятия к
Особенное значение для предприятий, которые находятся в кризисном состоянии, имеет формирование и реализация направлений антикризисного управления. Направление антикризисного управления должно учитывать положение предприятия в матрице кризисных состояний и должно быть направлено на устранение негативного влияния наиболее значимых дестабилизирующих факторов.
В программу, стабилизирующую работу предприятия, прежде всего, должен входить комплекс мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия. Сроки ее осуществления для предприятия, которое находится в зоне банкротства, крайне ограничены, поскольку резервных фондов у него уже, как правило, нет, а финансовые вливания извне исключены. Именно здесь начинают проявляться принципиальные отличия антикризисного управления от обычного. Эти отличия заключаются в изменении критериев принятия решений.
На сегодняшний день мы наблюдаем, как многие предприятия объявляют себя банкротами. Часто причиной этого явления становится мировой финансовый кризис. Те компании, которые останутся функционировать на рынке после кризиса, будут сильно изменены. Кризис - это проверка бизнеса на прочность. И от того, как осуществляется антикризисное управление зависит будущее деятельности всей фирмы.
1.2 Понятие антикризисного управления
Антикризисное управление -- процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, предприятия, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния. Основными кризисами, которым подвержена финансово-хозяйственная деятельность субъектов экономики, считаются стратегический кризис, тактический кризис и кризис платежеспособности. Причиной всех кризисов является управление (неадекватное, непрофессиональное, злоупотребление или откровенное мошенничество в результате воровства или рейдерства, манипуляций, действий по сговору, коррупция) направленное на преследование целей за пределами задач проекта (государство, министерства, корпорация, фирма, учреждение). [6]
Целями антикризисного управления являются предотвращение кризисных режимов работы и разработка мер по организации деятельности в этих режимах.
То есть антикризисный менеджмент - это формирование такой системы управления предприятием, которая обеспечивает его эффективную работу при определенном уровне риска. Профессионализм управляющих проявляется не только в использовании всего комплекса известных инструментов менеджмента (в том числе методов организации бизнес-процессов), но и в умении предвидеть развитие событий во внешней для предприятия среде.
В развитии любой организации существует вероятность наступления кризиса. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Следовательно, любое управление должно быть антикризисным, т. е. построенным на учете возможности и опасности кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления.
Формирование экономических стратегий антикризисного управления производится в несколько этапов:[7]
- анализ внешних факторов
с целью выявления причин
- анализ состояния предприятия,
находящегося в кризисной
- пересмотр миссии и системы целей предприятия.
Антикризисное управление в первую очередь связано с регулированием потоков денежных средств и затрат, формирующих кредиторскую задолженность. Антикризисный менеджмент в значительной части решаемых проблем является рисковым. Управленческий риск как многофакторная категория менеджмента исследуется в динамике целенаправленного циклического процесса управления, имеющего информационные, временные, организационные, экономические, социальные и правовые параметры.
Информация о работе Понятие структуры управления организацией. Виды организационных структур