Предприятие как организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Вхождение в бизнес зачастую начинается с личных стремлений и влечений к предпринимательству, а настоящее дело (бизнес) начинается с организации. Любая организация - прежде всего люди и работа, которую они выполняют. Однако просто набор людей и работ, не представляет собой организацию. Для того чтобы создать настоящую организацию, необходимо определенным образом соединить работы (виды деятельности) и работников (людей) между собой. Данное взаимодействие выражается, прежде всего, в форме организации и организационной структуре

Файлы: 1 файл

Predprijatie_kak_organizacija_Kursovaja_rabota.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

Влияние среды  на личность. Сегодня многие психологи говорят о том, что поведение человека зависит от ситуации. Было замечено, что в одной ситуации человек ведет себя честно, а в другой - нет. Эти факты указывают на важность создания такой окружающей обстановки па работе, которая поддерживала бы желательный для организации тип поведения.

Кроме перечисленных  факторов на человека в организации  влияют группы и управленческое лидерство. Любой человек стремится принадлежать к какой-либо группе. Он принимает нормы поведения этой группы в зависимости от того, насколько ценит свою принадлежность к ней. Организация может рассматриваться как некая формальная группа людей, и в то же время в любой организации есть много неформальных групп, формирующихся не только по профессиональному признаку. В любой формальной или неформальной группе есть лидеры. Лидерство - это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей и заставляет их вести себя определенным образом.

Внешняя среда  организации.

Организации в существенной мере зависят от изменений во внешней среде. Организация не понимающая своего окружения и своих границ, обречена. Во внешней среде бизнеса, подобно дарвиновским теориям, происходит жесточайший естественный отбор: выживают только те, кто обладают достаточной гибкостью и способны научаться - закреплять в своей генетической структуре необходимые для выживания черты.

Организация способна выжить и стать эффективной только в том случае, если сумеет приспособиться к внешней среде. С точки зрения интенсивности взаимодействия организации и её окружения можно условно выделить три группы:

Локальная среда (среда прямого воздействия) - это факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации. К объектам локальной среды традиционно относят потребителей, поставщиков, конкурентов, законы и государственные органы, и профсоюзы.

Глобальная  среда (среда косвенного воздействия) - наиболее общие силы, события и тенденции, непосредственно не связанные с операционной деятельностью организации, однако в целом, формирующие контекст бизнеса: социокультурные, технологические, силы торговли, экономические, экологические, политические и правовые.

Международная среда (среда бизнеса многонациональных компаний) - когда компания выходит за пределы страны своего происхождения и начинает осваивать зарубежные рынки, в действие вступают факторы международного бизнеса, к которым чаще всего относят уникальные особенности культуры, экономики, государственного и иного регулирования, а также политической обстановки.

Анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые используются в стратегическом управлении. Применяемый для анализа среды метод СВОТ (англ. SWOT) — сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) — является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод СВОТ, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология СВОТ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

Принципы управления предприятием.

Принцип — это  основное правило, требование, идея управления, основа.

Принципы управления производством, обществом и личностью  опираются на диалектический закон  развития, обобщающий опыт человеческой цивилизации. При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления.

Принципы управления универсальны, т.е. применимы для  воздействия на личность и для  оптимального управления любым социумом – официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным) или неофициальным (семейным, дружеским, бытовым). Трудно сказать, где роль этих принципов особенно актуальна и важна, несомненно, только, что социальные объекты управления наиболее сложные и ответственные.

Принципы управления как фундамент сложнейшего из видов искусств - искусства управления не претендует на роль панацеи на все  случаи жизни, но во всех случаях не оставят человека без обоснованных, продуманных специалистами-профессионалами рекомендаций.

В руководстве персоналом необходим не только "технократический" административный подход (понятие "экономический  человек"), но и социально- этический  подход, учитывающий социальный - человеческий фактор, который ставится на одно из первых мест в японской системе управления.

Вот, например, философские  принципы управления японских компаний:

1. Постановка крупной  цели, понятной всем, плоть до  рабочих.

2. Патернализм - воспитание  у людей чувства, что они  члены одной семьи.

3. Пожизненный наем  служащих, когда им гарантируется  рабочее место до ухода на  пенсию.

4. Уважение к старшему  по возрасту и по должности,  беспрекословное подчинение ему.

5. Отсутствие привилегий  для отдельных категорий персонала:  одинаковые куртки, общие столовые, отсутствие отдельных кабинетов для управляющих.

6. Создание атмосферы  свободы дискуссий, поощрение  энтузиастов и талантливых людей,  уважение и поощрение способностей  каждого.

На основе проведённых  теоретических изысканий и обобщения  опыта функционирования наиболее успешных производственных предприятий, а также прогноза и анализа тенденций развития рынка России, мы сформулировали следующие принципы управления коммерческими процессами в производственной организации:

    • принцип ориентации на рынок;
    • принцип федерализма;
    • принцип межфункциональной интеграции;
    • принцип организационной гибкости;
    • принцип профессионализации коммерческой деятельности;
    • принципы эффективного организационного сжатия;
    • принципы сокращения логистического сжатия;
    • принцип обеспечения аккумулирования коммерческого опыта и потенциала;
    • принцип укрепления стратегических партнёрских связей;

принцип обеспечения  информационной прозрачности внешней  и внутренней среды.

На международном  уровне постоянно происходит поиск  наиболее эффективных путей управления. Для выполнения этого нужны государственные и коммерческие предприятия, которые должны в своей работе использовать эффективные методы и принципы управления.

Также, не менее  важным моментом в организации предприятия  является, к какой именно организационной структуре она относится. Для различных организаций  характерны  различные виды  структур управления.

Механистическая и органическая организационные  структуры.

 

В отечественной  и зарубежной практике используются два уровня организационных структур:

  • механистический (бюрократический);
  • органический (адаптивный).

Своё название бюрократической структуры связано с тем что первый подход разработал М.Вебер, который предложил нормативную модель названную рациональная бюрократия, т.е. идеальная структура. По этой модели все работники организации должны действовать строго по инструкциям и не отклоняется от них. Второе название механистическая структура она получила от машинного механизма.

Характеристика  механистической структуры:

    • системность;
    • большое число подразделений по горизонтали;
    • высокая степень формализации процессов управления;
    • высокий уровень централизации управления, следовательно низкий уровень участия рядовых работников в принимаемых решениях.

Это жесткие  структуры, т.е. они не поддаются  изменениям. С помощью этой структуры невозможно управлять процессами изменений.

Разновидности механистических структур:

  • линейные структуры (Достоинства – четкость распределения и простота управления. Недостатки – высокие требования к руководителю, т.к. должны быть подготовлены всесторонне. Применение – применяется мелкими и средними фирмами, которые осуществляют несложное производство при отсутствии операционных связей между предприятиями. Эти структуры могут применяться только мелкими предприятиями, поэтому возникли другие структуры.);
  • функциональные (Достоинства – компетентность специалистов и освобождение менеджеров от выполнения специальных вопросов. Недостатки – нарушение принципа единства, распорядительство. Применение- применяется в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом, которые производят ограниченную номенклатуру продукции, предприятие действует в стабильных условиях);
  • линейно-функциональные (Достоинство – универсальный характер. Недостаток – отсутствие единства действия звеньев. Применение – в различных производственных хозяйствах.);
  • диффузиональные (продуктовые) (применяются в крупных и крупнейших компаниях. Особенности – усиление ориентации деятельности на конечный результат и возможность организовать центры прибыли).

    В чистом виде эти структуры используются редко, чаще применяются смешанные структуры.

Органические структуры получили своё название из-за того, что имеют сходство с организмом и способны изменяться.

Характеристика:

  • высокая гибкость;
  • умеренное использование формальных правил и процедур;
  • децентрализация управления следовательно участие рядовых работников в принимаемых решениях;
  • небольшое количество уровней управления;
  • широкая ответственность работников.

Каждая их этих видов структур имеют несколько  разновидностей.

Разновидности органических структур:

  • проектные (основа – проект – это группа видов деятельности направленной на решение разовой задачи, образуется внутри раздела. Достоинства – гибкость и целевая ориентация.);
  • матричные (Достоинство – лучшее использование высококвалифицированного труда. Недостаток – нарушение принципа единоначалия. Применяется в наукоёмких отраслях.);
  • программно-целевые (В них объединяются в единое целое отдельные виды деятельности и сами подразделения которые выполняют эти виды деятельности. Применяются в организациях с изменяющимися целями.)

Структура управления - совокупность звеньев управления, находящихся во взаимосвязи и соподчиненности и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. В самом общем смысле этого слова структура системы — это совокупность связей и отношений между ее элементами. Организационная система управления представляет собой совокупность подразделений и должностей, связанных отношениями и подчинением.

Процесс создания организационной структуры управления обычно включает три основных этапа:

  • определение типа организационной структуры (прямого подчинения, функциональная, матричная и др.);
  • выделение структурных подразделений (аппарат управления, самостоятельные подразделения, целевые программы и др.);
  • делегирование и передача на нижестоящие уровни полномочий и ответственности (отношения руководства—подчинения, отношения централизации—децентрализации, организационные механизмы координации и контроля, регламентация деятельности подразделений, разработка положений о структурных подразделениях и должностях).

С точки зрения качества и эффективности управления выделяют следующие основные типы структур управления предприятием:

  • иерархический тип, к которому относятся линейная организационная структура, функциональная структура, линейно-функциональная структура управления, штабная структура, линейно-штабная организационная структура, дивизиональная структура управления;
  • органический тип, включающий бригадную, или кросс-функциональную, структуру управления; проектную структуру управления; матричную структуру управления.

Характеристика компании ООО «Рельеф-Центр»

Информация о работе Предприятие как организация