Принятие управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ процесса принятия управленческих решений в менеджменте.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
изучить сущность управленческого решения как результата управленческой деятельности;
рассмотреть существующие модели принятия управленческого решения;
рассмотреть условия, влияющие на принятие решения;
исследовать роль принятия решений в процессе управления;
рассмотреть процесс выработки и принятия управленческого решения;
рассмотреть процесс реализации управленческого решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1 УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………….5
Роль и место принятия решений в процессе управления………………………..5
Теоретические модели принятия управленческих решений…………………….9
Процесс выработки и принятия управленческого решения……………………16
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ АСПЕКТ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………………………………………………………………..21
Сущность управленческого решения как результата управленческой деятельности………………………………………………………………………21
Реализация управленческих решений: организация и контроль исполнения решения, оценка эффективности………………………………………………...27
Принятие управленческих решений в условиях неопределенности и риска…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………38

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 132.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3

1 УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ  РЕШЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………….5

    1. Роль и место принятия решений в процессе управления………………………..5
    2. Теоретические модели принятия управленческих решений…………………….9
    3. Процесс выработки и принятия управленческого решения……………………16
  1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ АСПЕКТ  ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………………………………………………………………..21
    1. Сущность управленческого решения как результата управленческой деятельности………………………………………………………………………21
    2. Реализация управленческих решений: организация и контроль исполнения решения, оценка эффективности………………………………………………...27
    3. Принятие управленческих решений в условиях неопределенности и риска…32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………38

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………...40

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы. Принятие решения – неотъемлемый компонент управленческой деятельности, важнейшее его звено. Каждое новое решение в управлении возникает на основе ранее сделанного решения. В современных условиях для того, чтобы быть устойчиво конкурентоспособным, получать доход и снижать возможные убытки, предпринимательские структуры должны принимать стратегические и тактические решения в условиях неустойчивого характера внешних условий.

На сегодняшний день для  руководителей весьма характерно принятие управленческих решений в условиях неопределённости. Это обусловлено  социально-политическими, финансовыми, административно-законодательными, производственными, коммерческими и другими факторами.

Принятие управленческого  решения – это выбор того, как  и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. По сути, чтобы организация могла  четко эффективно работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей.

Эффективность каждого управленческого  решения в значительной мере зависит  от выполнения и соотношения функций  управленческого решения, как в  ходе его подготовки, так и на этапе внедрения, с учетом чего управленческое решение становится реальным инструментом достижения поставленных целей.

Актуальность данной темы заключается в том, что принятие решений является неотъемлемой частью процесса управления. Ответственность  за принятие организационных решений  – тяжелое моральное бремя, от индивидуального решения в организации  может зависеть судьба самой организации  и отдельных ее членов. Поэтому  руководитель при быстро меняющихся условиях внешней и внутренней среды  организации не может принимать  непродуманных решений.

Анализ использованных источников и литературы. Исследования управленческих решений нашли своё отражение в работах  экономистов, менеджеров и психологов. В частности,  Голубкова Е.П. и Соловьев М.Ю., посвятили исследование раскрытию сущности и особенностям управленческого решения, описание проблемы оценки эффективности управленческого решения содержится в работе Щегорцова В.Е., Дафт Р.В. анализирует традиционные модели принятия управленческого решения, В.Б. Ременников посвятил работу проблеме реализации управленческого решения.

Цель работы. Целью курсовой работы является изучение теоретических основ процесса принятия управленческих решений в менеджменте.

Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:

  1. изучить сущность управленческого решения как результата управленческой деятельности;
  2. рассмотреть существующие модели принятия управленческого решения;
  3. рассмотреть условия, влияющие на принятие решения;
  4. исследовать роль принятия решений в процессе управления;
  5. рассмотреть процесс выработки и принятия управленческого решения;
  6. рассмотреть процесс реализации управленческого решения.

Объектом исследования является управленческая деятельность.

Предметом исследования является управленческие решения как результат управленческой деятельности.

Методологический аппарат  курсовой работы. Автором были использованы метод научной абстракции при выявлении сущности исследуемых категорий и формулировании понятий, методы анализа и синтеза для обобщения теоретического материала, являющегося базой исследования.

Практическая  значимость курсовой работы. В ходе написания данной курсовой работы автором был собран и систематизирован теоретический материал о процессе принятия управленческих решений, что может стать базой для разработки практических рекомендаций по совершенствованию управленческой деятельности.

 

  1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

    1. Роль и место принятия решений в процессе управления

 

Принятие решений  пронизывает всю управленческую деятельность, решения принимаются по широкому кругу задач управления. Ни одна функция управления, независимо от того, какой орган ее осуществляет, не может быть реализована иначе как посредством подготовки и исполнения управленческих решений.

Известный американский специалист по управлению Герберт Саймон назвал принятие решений «сутью управленческой деятельности». Далее он отмечал, что любая практическая деятельность состоит из «решения» и «действия» [8]. Управление, таким образом, можно рассматривать как процессы принятия решений и как процессы, содержащие действия.

Важность рассмотрения вопроса о роли принятия решения в управлении определяется также тем, что в литературе имеет место смешение понятий «решение руководителя (менеджера)» и «управленческое решение». Оба понятия объединяются единым названием «управленческое решение». Все-таки следует проводить различие между этими понятиями. Первое понятие характеризует принятие руководителем любых решений, вытекающих из характера его деятельности (управленческих, экономических, производственных и т.п.). Это расширенная трактовка понятия управленческого решения. Вторая трактовка предполагает принятие решений только в разрезе выполнения отдельных функций управления (планирования, организации, мотивации и контроля). Именно с этих позиций рассматривается управленческое решение в данной работе. Вышесказанное не означает, что при принятии управленческих решений не принимаются в расчет финансовые, экономические, производственные и другие факторы. Важное значение функции принятия решений для деятельности человека и ее особая роль в процессе управления определяют необходимость рассмотрения всех аспектов этой функции. При научном подходе к функции принятия решений все перечисленные аспекты должны рассматриваться в комплексе. Комплексный подход, предполагающий учет экономических, финансовых, правовых, производственных и других факторов, реализуется при анализе проблемной ситуации, постановке целей, определении критериев, выборе вариантов решения, выполнении других операций при принятии управленческих решений.

Характерной особенностью управления любыми объектами является достижение определенных целей. Эта общая особенность может быть положена в основу определения процесса управления. Процессом управления называют целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления в целях реализации функций управления [14].

Процесс управления состоит из циклически повторяющейся  во времени последовательности видов управленческой деятельности, которые получили название функций управления. Выделение функций в процессе управления может быть выполнено с различной степенью детализации. В качестве наиболее общих агрегированных функций управления обычно рассматриваются планирование, организация, мотивация и контроль, как это представлено на рисунке 1.

 




 





 

 

Рисунок 1 - Процесс управления

 

Выходом (конечным результатом)   планирования является утвержденный план той или иной длительности и содержания.

Организация предполагает адаптацию существующей оргструктуры управления под новые цели и задачи, сформулированные в плане, рационализацию распределения задач, ответственности и прав, решение кадровых вопросов, то есть организационное обеспечение выполнения плана.

Мотивация направлена на стимулирование эффективного труда, как руководителей, так и сотрудников организации. Здесь используется весь арсенал современных методов: экономических, социально-психологических, факторов корпоративной культуры. Таким образом обеспечивается мотивационная поддержка выполнения плановых заданий. По сути дела, функции организации и мотивации — это функции обеспечения выполнения принятого плана.

Контроль, в своей аналитической составляющей, направлен на оценку уровня выполнения плановых заданий. Данные контроля, наряду с информацией о состоянии внешней среды, являются необходимыми для разработки плана на следующий плановый период. Таким образом, функция контроля заключает данный цикл управления и в то же время дает информацию для начала следующего цикла управления.

В каждую обобщенную функцию управления можно «встроить» эти же четыре обобщенные функции управления, как это сделано на рис. 1 для функции планирования. Это означает, что необходимо планировать, организовывать, мотивировать и контролировать плановую деятельность. То же можно сказать и про остальные функции управления.

Каждая из этих функций в свою очередь может  быть представлена совокупностью более частных функций. Так, например, планирование включает функции анализа состояния объекта управления, прогнозирования тенденций его развития, определения целей и стратегий, разработки комплекса мероприятий (конкретизацию мероприятий и ресурсов по исполнителям и срокам).

В рамках каждой управленческой функции принимаются определенные решения, вытекающие из содержания этой функции. В таблице 2 представлены важнейшие решения, типичные для различных функций управления.

 

 

Таблица 2 - Решения, типичные для функций управления

Планирование

  • Выбор миссии
  • Выработка предположений о ситуации в будущем
  • Определение целей
  • Выбор стратегий по достижению поставленных целей
  • Формирование мероприятий по реализации стратегий

Организация

  • Адаптация организационной структуры под новые цели и задачи
  • Рационализация распределения задач, обязанностей и прав
  • Кадровые решения: найм и увольнения, создание резерва на выдвижение, повышение квалификации

Мотивация

  • Разработка системы оплаты труда и премирования, максимально соответствующей характеру и результатам труда, а также возможностям организации
  • Выбор социальных методов стимулирования эффективного труда
  • Создание надлежащего морального климата в организации
  • Разработка мероприятий по эффективному использованию факторов корпоративной культуры

Контроль

  • Создание системы контроля; выбор методов учета, анализа и внесения коррективов — для всех трех видов контроля: упреждающего, текущего и   заключительного

 

 

Выполнение общих  и частных функций управления требует принятия решений. Например, при планировании принимаются плановые решения, при организации — организационные решения, при мотивации — стимулирующие решения. В каждую такую функцию управления можно «встроить» процедуры принятия решений. С этой точки зрения принятие решения, как и обмен информацией, — составная часть любой управленческой функции. Принятие решений обеспечивает ответы на вопросы, что делать и как делать, возникающие при реализации всех функций управления. Выполнение различных функций управления, таким образом, можно представить как последовательность соответствующих решений.

Информация о работе Принятие управленческих решений