Принятие управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ процесса принятия управленческих решений в менеджменте.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
изучить сущность управленческого решения как результата управленческой деятельности;
рассмотреть существующие модели принятия управленческого решения;
рассмотреть условия, влияющие на принятие решения;
исследовать роль принятия решений в процессе управления;
рассмотреть процесс выработки и принятия управленческого решения;
рассмотреть процесс реализации управленческого решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1 УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………….5
Роль и место принятия решений в процессе управления………………………..5
Теоретические модели принятия управленческих решений…………………….9
Процесс выработки и принятия управленческого решения……………………16
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ АСПЕКТ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………………………………………………………………..21
Сущность управленческого решения как результата управленческой деятельности………………………………………………………………………21
Реализация управленческих решений: организация и контроль исполнения решения, оценка эффективности………………………………………………...27
Принятие управленческих решений в условиях неопределенности и риска…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………38

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Смысл управленческой деятельности состоит  в обеспечении достижения организацией поставленных целей. Содержание же управления заключается в выработке определенных мер, направленных на реализацию этих целей. В практике управления разработка таких мер осуществляется в форме принятия и исполнения решений [7].

Дадим общую характеристику понятию  решение. Обычно в процессе какой-либо деятельности возникают ситуации, когда  человек или группа сталкиваются с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов  действия. Такая ситуация объясняется  действием двух основных факторов: наличием цели, т.е. желательным или  наиболее предпочтительным состоянием в будущем; наличием выбора, т.е. несколькими  путями или способами ее достижения. Результат этого выбора и будет  являться решением. Таким образом, решение — это выбор альтернативы.

Каждому человеку ежедневно приходится десятки раз что-то выбирать, таким  образом на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует предварительно принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Но принятие решений в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.

Отличия управленческих (организационных) решений.

Отличие по цели: субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных интересов и потребностей (хотя их влияние и играет определенную роль), а в целях решения проблем конкретной организации.

Отличие в масштабе и по последствиям: частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей; менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы и сократить поступления в городской бюджет.

Отличие, обусловленное разделением труда: если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) — реализацией уже принятых решений.

Отличие, обусловленное профессионализмом: в частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта; в управлении организацией принятие решений гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий поэтому профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями, опытом и навыками и занимающий соответствующую должность, наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения [17].

Рассмотрев эти отличительные  особенности принятия решений в  организациях, можно дать следующее  определение управленческого решения.

Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществленный лицом, принимающим решение, в рамках его полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

В теории принятия решений есть специальный  термин — лицо, принимающее решение, или, сокращенно, — ЛПР. Обычно это тот, кто подписывает документ, в котором выражено решение (указ, распоряжение, приказ, постановление и т.п.) и на ком лежит ответственность за его результаты. Например, генеральный директор или председатель правления компании, командир воинской части, губернатор области или мэр города и т.п., словом — должностное лицо. Но довольно часто встречается и коллективный ЛПР, например: собрание акционеров, совет директоров акционерного общества, Правительство Российской Федерации, городская дума и т.д. При этом проект решения, как правило, готовят специалисты и помощники — так называемый «аппарат ЛПР», возможно, при участии сотрудников иных организаций. Однако ответственность (персональная или коллективная) все равно лежит на ЛПР, а не на тех, кто участвовал в подготовке и разработке решения [7].

Управленческое решение — комплексное явление, и для понимания его сущности необходимо рассмотреть все его основные аспекты.

Психологический. Его особенность заключается в том, что он рассматривает решение, прежде всего, как логико-мыслительный акт, т.е. под управленческим решением понимается внутренняя мыслительная деятельность субъекта управления, направленная на разрешение определенной проблемы.

Информационный. Этот подход подчеркивает информационную природу принятия решений. Процесс принятия решения в этом случае рассматривается как процесс преобразования исходной информации в информацию управленческого решения, а само решение трактуется как информация, специально собранная, проанализированная и переработанная субъектом управления. Основная роль при этом отводится информационным технологиям и системам поддержки принятия решений.

Юридический. В этом аспекте главное внимание уделяется правовой стороне принятия решения - его правомочности, полномочности и юридическим последствиям. Управленческое решение при этом рассматривается, прежде всего, как организационно-правовой акт, принятый субъектом управления в установленном порядке и соответствующим образом оформленный. Важное значение при этом придается вопросам юридической ответственности лиц, принимающих решения.

Организационный. Этот подход подчеркивает особенность управленческого решения как акта организационных изменений. В этом случае управленческое решение определяется как один из моментов волевого действия руководителя, состоящий в выборе цели действия и средств ее достижения и организующий практическую деятельность субъектов управления. Наиболее существенная роль при этом отводится проблемам организации и контроля исполнения решений [4].

Эти различные подходы концентрируют  внимание на каком-то одном, пусть и  важном, аспекте управленческого решения, но не дают полного представления о нем. И только их объединение позволяет понять сущность такого сложного процесса как принятие решений.

Решения можно классифицировать, руководствуясь различными классификационными признаками, как представлено в таблице 1.

Таблица 1 – Классификация решений

Классификационный признак

Тип решения

Содержание

Социальные, экономические, технические, политические, военные и др.

Содержательно-функциональный

Решения относительно финансов, производства, снабжения, персонала, маркетинга и  др.

Лица, принимающие решение

Индивидуальное, групповое

Управленческая ситуация

Принятие решения как процесс, как выбор

Степень неопределенности

Решения в условиях определенности, в условиях риска, в условиях неопределенности

Направленность

На решение внешних проблем, на решение внутренних проблем

Число целей

Одноцелевые, многоцелевые

Степень охвата и влияния

Стратегические, тактические, оперативные

По возможности программирования

Программируемые, непрограммируемые

Возможность формализации

Полностью формализуемые, частично формализуемые, неформализуемые

Обязательность выполнения

Директивные, рекомендательные

Важность

Важные, маловажные

Уровень творчества

Рутинные, творческие

Уровень управления

Государственные, региональные, на уровне организации, внутри организации

Степень повторяемости

Периодически повторяющиеся, не периодические, уникальные

Функции управления

Плановые, организационные, мотивационные, контрольные

Форма

Письменные, устные, на электронных носителях

Срочность

Срочные, несрочные

Подход к принятию решения

Интуитивные, основанные на суждении, рациональные


 

Классификация видов решений по перечисленным признакам приводит к различным комбинациям видов  решений. Например, некоторое конкретное решение может быть классифицировано как решение в условиях неопределенности, стратегическое плановое, групповое и многоцелевое. Возможны другие комбинации. Вид решения определяет выбор рациональной технологии его принятия.

 

    1. Реализация управленческих решений: организация и контроль исполнения решения, оценка эффективности

 

Для успешной реализации принимаемых решений организация должна иметь механизм их осуществления. Сложность организации осуществления решений заключается в необходимости координировать множество взаимосвязанных, одновременно выполняемых управленческих решений, находящихся на различных стадиях реализации. Стадия реализации управленческого решения состоит из следующих процедур:

  • разработка плана реализации решения;
  • управление реализацией;
  • контроль выполнения решения;
  • оценка результатов реализации.

Рассматривая содержание каждой из вышеперечисленных процедур, можно  определить следующие основные задачи организационного механизма реализации управленческих решений.

  • Разработка плана реализации решения.
    • Определение комплекса необходимых работ.
    • Определение необходимого объема ресурсов.
    • Определение числа исполнителей.
    • Распределение работ, ресурсов и исполнителей по объектам, задачам и срокам.
  • Управление реализацией решения.
    • Проведение инструктивно-методических мероприятий с исполнителями.
    • Личное распорядительство в ходе выполнения решений.
    • Оказание помощи исполнителям в случае возникновения трудностей.
  • Контроль выполнения решения.
    • Контроль за соблюдением основных характеристик реализуемого решения.
    • Контроль за соблюдением сроков реализации
    • Контроль за состоянием проблемной ситуации.
    • Выявление причин отклонений в ходе реализации решения.
    • Внесение (в случае необходимости) изменений в программу реализации решения.
  • Оценка результатов реализации.
    • Периодическая оценка фактической эффективности решения.
    • Прогнозирование окончания срока эффективного действия решения.
    • Определение необходимости в корректировке действующего или принятии нового решения.
    • Накопление, систематизация опыта и разработка алгоритмов реализации стандартных решений [15].

Один из главных вопросов при  принятии управленческих решений — это вопрос об ответственности руководителя, которая возникает в случае причинения вреда организации или элементам ее внешней среды. Ответственность за результаты принятого решения и его исполнения (или неисполнения) — весьма важный фактор управленческой деятельности, поэтому менеджер в процессе разработки управленческого решения должен оценить возможную меру ответственности в случае выбора каждой из возможных альтернатив. Для этого необходимо, прежде всего, определить вид ответственности и степень, в которой менеджеры ответственны перед другими людьми или группами как внутри организаций, так и вне.

Ответственность — принуждение к соблюдению и исполнению определенных требований, норм и правил. Основными видами ответственности руководителя являются юридическая, административная, социальная и моральная ответственность, каждой из которых соответствует свой механизм контроля: юридической — судебная система; административной — иерархия; социальной — общественное мнение; моральной — корпоративная культура [14].

Завершающим этапом процесса реализации управленческого решения  является оценка эффективности решений. Повышение эффективности управления практически тождественно росту эффективности управленческих решений на всех уровнях иерархии, а задача определения эффективности управленческих решений относится к числу наиболее сложных и спорных проблем управления.

Обычно эффективность  системы управления определяется через  результаты функционирования управляемого объекта, а они, в свою очередь, по степени достижения поставленной цели. При таких условиях оценка уровня управления организацией осуществляется на основе таких показателей, как  объем производства товаров или  услуг, объем продаж, полученная прибыль, производительность труда, уровень  рентабельности и т.п. Но данный подход имеет серьезные недостатки, во-первых, эффективность управления отождествляется с эффективностью производства, а во-вторых, при таком подходе не принимается во внимание фактор времени.

Что же касается эффективности управленческого  труда, то трудности точного определения  его непосредственных результатов  привели к появлению оценок его  эффективности, основанных на использовании  преимущественно косвенных характеристик. В этом случае система оценок содержит такие показатели, как: количество обрабатываемых документов в единицу времени, объем  информации и скорость передачи данных, удельный вес управленческого персонала, масштаб контроля и т.п. Такие показатели характеризуют, скорее, уровень организации труда в аппарате управления, нежели его эффективность.

Информация о работе Принятие управленческих решений