Принятие управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ процесса принятия управленческих решений в менеджменте.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
изучить сущность управленческого решения как результата управленческой деятельности;
рассмотреть существующие модели принятия управленческого решения;
рассмотреть условия, влияющие на принятие решения;
исследовать роль принятия решений в процессе управления;
рассмотреть процесс выработки и принятия управленческого решения;
рассмотреть процесс реализации управленческого решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1 УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………….5
Роль и место принятия решений в процессе управления………………………..5
Теоретические модели принятия управленческих решений…………………….9
Процесс выработки и принятия управленческого решения……………………16
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ АСПЕКТ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………………………………………………………………..21
Сущность управленческого решения как результата управленческой деятельности………………………………………………………………………21
Реализация управленческих решений: организация и контроль исполнения решения, оценка эффективности………………………………………………...27
Принятие управленческих решений в условиях неопределенности и риска…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………38

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 132.50 Кб (Скачать файл)

При оценке непосредственных результатов  деятельности управляющей системы  необходимо исходить из того, что управление может рассматриваться как своеобразное производство, продуктом труда в  котором является управленческое решение. Поэтому вполне обоснованно считать, что эффективность принимаемых  решений может служить средством  измерения эффективности деятельности всего аппарата управления. Таким образом, оценивая эффективность принимаемых решений, можно следить за эффективностью управляющей системы.

Понятие эффективности управленческого  решения не может быть рассмотрено  изолированно от его реализации. Дело в том, что эффективность решения  заключается не столько в его  абсолютной правильности, сколько в  том, что, будучи последовательно и  в срок реализовано, оно, благодаря  своей правильности, достигнет поставленной цели. Следовательно, эффективность  управленческих решений обусловливается  как качеством самих решений, так и качеством их осуществления.

Эффективность управленческих решений  определяется действием множества  факторов технического, организационного, экономического и социально-психологического характера, влияние которых неоднозначно и проявляется на разных стадиях  процесса разработки и реализации решений. Основными из них являются:

  • компетентность и опыт работы принимающего решения;
  • степень информированности ЛПР;
  • уровень коллегиальности в процессе разработки решения;
  • удельный вес контролируемых решений;
  • степень непосредственного участия руководителей и специалистов, разрабатывавших решение, в его реализации;
  • мотивация исполнителей;
  • характер и степень ответственности руководителей за результаты решения.

Поскольку одни и те же цели могут  быть достигнуты при разной величине затрат, то основным критерием эффективности  решения может служить отношение  полученного в результате его  реализации эффекта, выраженного показателем  степени достижения цели к величине затрат на разработку решения и его  осуществление. Дело, однако, осложняется  тем, что принятие многих важных решений (например, выбор инновационных проектов, объекта инвестирования, или основных направлений НИОКР) требует не однокритериальной, а многокритериальной оценки, так как эффект управленческого решения не может быть выражен единственным показателем. В таких ситуациях одним из наиболее часто применяемых на практике методов оценки эффективности решения является т.н. метод «затраты — прибыль», при котором эффективность количественно характеризуется получаемой прибылью на единицу затрат. При этом под «прибылью» понимается некоторая совокупность критериев, характеризующих то или иное решение. В качестве таких критериев могут быть использованы как объективные показатели, например, потоки платежей, срок окупаемости, рентабельность, объем производства и др., так и субъективные оценки, например, имидж фирмы, социальная значимость проекта и т.п. Иными словами, «прибыль» — составная величина, которая образуется сложением разнородных видов эффектов, значение которых неравноценно [19].

Разработка и реализация решений, обеспечивающих всегда высокую эффективность, - трудная задача и для опытных  руководителей. По разным причинам эффект может не соответствовать ожидаемому. Однако постоянным должно быть стремление к максимизации эффекта, ибо недостаточная эффективность квалифицируется как « брак » в работе менеджера. Отдельные известные экономисты неэффективную работу считают безнравственной.

Таким образом, исходя из позиции того, что процесс управления – это  целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления в  целях реализации функций управления, а все функции управления реализуются  именно посредством принятия управленческих решений, автор пришел к выводу о  том, что управленческое решение  связывает функции управления и  выступает как особая функция, которая  обеспечивает осуществление всех остальных. По существу, вся совокупность видов деятельности любого работника управления, так или иначе, связана с принятием и реализацией решений. Этим, прежде всего, определяется значимость деятельности по принятию решений и определению его роли в управлении.

Процесс принятия решений представляет собой последовательность этапов и  процедур, и направлен на разрешение проблемной ситуации. Одним из самых  важных и длительных этапов является реализация управленческого решения. она включает в себя организацию исполнения решения и контроль за ним, а также последующую оценку эффективности решения.

Эффективность управленческих решений определяется действием  множества факторов, влияние которых неоднозначно и проявляется на разных стадиях процесса разработки и реализации решений. Эффективность решения заключается в том, что при своевременной реализации оно достигнет поставленной цели.

 

    1. Принятие управленческих решений в условиях неопределенности и риска

 

В современном жестком  и быстро меняющемся мире, в условиях усиливающейся глобальной конкуренции, при принятии решений очень редко  подходит традиционная аналитическая  рациональная модель. Чтобы выжить в современном мире, особенно в  условиях постоянно меняющейся окружающей обстановки, менеджеры должны научиться  принимать решения как можно  быстрее.

В некоторых отраслях темпы конкурентных и технологических изменений настолько стремительны, что сведения о рынке оказываются либо недоступными, либо устаревшими, а платой за ошибочное решение оказывается банкротство компании.

Чтобы принять решение, необходимо следить за информацией в режиме реального времени, развить глубокое и интуитивное восприятие бизнеса: следить за газетными статьями, оперативными статистическими данными о денежных средствах.

Для успешного принятия важнейших управленческих решений важно своевременно начать разрабатывать альтернативные решения. Реализация этих решений может происходить параллельно — до того как будет сделан окончательный выбор.

Скорость является решающим оружием в конкурентной борьбе во многих развивающихся отраслях и компании должны принимать решения как можно быстрее. Менеджеры должны чувствовать пульс компании, должны стремиться к консенсусу и полезным советам, а затем быть готовыми рисковать и двигаться вперед.

В условиях определенности лица, принимающие решения, достаточно точно определяют возможные альтернативы решения. Однако на практике трудно оценить факторы, создающие условия для принятия решений, поэтому ситуации полной определенности чаще всего отсутствуют. Поэтому при принятии решений в организациях часто делаются ошибки, особенно тогда, когда управленческие решения принимаются в условиях крайней неопределенности. Менеджеры просто не в силах определить или предсказать, какая альтернатива сможет решить проблему.

Неопределенность - это свойство объекта, выражающееся в его неотчетливости, неясности, необоснованности, приводящее к недостаточной возможности  для лица, принимающего решение, осознания, понимания, определения его настоящего и будущего состояния.

Риск - это возможная опасность, действие наудачу, требующее, с одной  стороны, смелости в надежде на счастливый исход, с другой - учета математического  обоснования степени риска [12].

Источниками неопределенности ожидаемых условий в развитии предприятия могут служить поведение конкурентов, персонала организации, технические и технологические процессы и изменения конъюнктурного характера. При этом условия могут подразделяться на социально-политические, административно-законодательные, производственные, коммерческие, финансовые. Таким образом, условиями, создающими неопределенность, являются воздействия факторов внешней к внутренней среды организации. Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Это должно иметь место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что насчет них невозможно получить достаточно релевантной информации. В итоге вероятность определенного последствия невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности. Неопределенность характерна для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся обстоятельствах.

Сталкиваясь с неопределенностью, руководитель может использовать две  основные возможности. Во-первых, попытаться получить дополнительную релевантную  информацию и еще раз проанализировать проблему. Этим часто удается уменьшить  новизну и сложность проблемы. Руководитель сочетает эту дополнительную информацию и анализ с накопленным  опытом, способностью к суждению или  интуицией, чтобы придать ряду результатов  субъективную или предполагаемую вероятность.

Вторая возможность - действовать  в точном соответствии с прошлым  опытом, суждениями или интуицией  и сделать предположение о  вероятности событий. Временные  и информационные ограничения имеют  важнейшее значение при принятии управленческих решений [14].

В ситуации риска можно, используя  теорию вероятности, рассчитать вероятность  того или иного изменения среды, в ситуации неопределенности значения вероятности получить нельзя.

Неопределенность проявляется  в невозможности определения вероятности наступления различных состояний внешней среды из-за их неограниченного количества и отсутствия способов оценки. Неопределенность учитывается различными способами. Существуют общие критерии рационального выбора вариантов решений из множества возможных. Критерии основаны на анализе матрицы возможных состояний окружающей среды и альтернатив решений.

К этим критериям относятся:

    • критерий Ваальда (Правило максимин);
    • правило максимакс;
    • критерий Севиджа (правило минимакс);
    • правило Гурвица (правило оптимизма-пессимизма).

Математические формулы  расчета представлены в приложении.

На практике очень немногие управленческие решения приходится принимать в условиях полной неопределенности. Чаще всего лицо, принимающее решения, располагает какой-либо информацией, но её количество или качество обуславливают  определённую степень неопределённости. Правила и критерии принятия решений  в условиях неопределённости помогают менеджерам принять наиболее верное управленческое решение, несмотря на недостаточность  информации об окружающей среде.

Автор делает вывод, что принятие эффективных решений руководителями любого ранга - одно из наиболее важных условий успешного развития организации, ее выживания в конкурентной борьбе, успешной адаптации к изменениям внешней среды. Выделяют четыре типа решений, обычно принимаемых в организациях: подход на основе теории управления, модель Карнеги, модель инкрементального процесса принятия управленческого решения, модель мусорного ящика. На процессы принятия управленческих решений в организации влияют многие факторы, поэтому в современном жестком и быстро меняющемся мире, в условиях усиливающейся глобальной конкуренции, при принятии решений очень редко подходит традиционная аналитическая рациональная модель. Становится необходимым умение принимать решения в условиях неопределенности и риска.

Неопределенность проявляется  в невозможности определения  вероятности наступления событий, которые повлияют на деятельность организации. В связи с этим знание технологии, методов принятия решений является необходимым элементом профессиональной квалификации руководителя, так как продуктом непосредственной деятельности руководителя является принятие грамотных решений.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В рамках курсовой работы автором  изучены теоретические основы процесса принятия управленческого решения.

Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществленный лицом, принимающим решение, в рамках его полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. По своей сути управленческое решение – это продукт деятельности руководителя.

Принятие эффективных решений руководителями любого ранга - одно из наиболее важных условий успешного развития организации, ее выживания в конкурентной борьбе, успешной адаптации к изменениям внешней среды.

Выделяют четыре типа решений, обычно принимаемых в организациях: подход на основе теории управления, модель Карнеги, модель инкрементального процесса принятия управленческого решения, модель мусорного ящика. На процессы принятия управленческих решений в организации влияют многие факторы, в том числе — внутренняя структура самой организации, а также степень стабильности или нестабильности внешней среды, поэтому в современном жестком и быстро меняющемся мире редко подходит традиционная аналитическая рациональная модель. Становится необходимым умение принимать решения в условиях неопределенности и риска. В связи с этим знание технологии, методов принятия решений является необходимым элементом профессиональной квалификации руководителя, так как продуктом непосредственной деятельности руководителя является принятие грамотных решений.

Автор исследовал  роль принятия решений в процессе управления и пришел к выводу о том, что все функции управления реализуются именно посредством принятия управленческих решений, то есть управленческое решение связывает функции управления и выступает как особая функция, которая обеспечивает осуществление всех остальных. По существу, вся совокупность видов деятельности любого работника управления, так или иначе, связана с процессом принятия и реализации решений.

Непосредственно сам процесс  принятия решений представляет собой  последовательность этапов и процедур, и направлен на разрешение проблемной ситуации. Представление процесса принятия решений как логически упорядоченной совокупности неформальных и формальных процедур есть описание технологической схемы выполнения этого процесса. Такое описание позволяет структурно упорядочить процесс принятия решений и выбрать методы, на основе которых рационально проводится поиск и принятие наилучшего решения.

Информация о работе Принятие управленческих решений