Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 16:40, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы не вызывает сомнений. Один из важнейших факторов прогресса любого общества — его всесторонняя, всеобъемлющая информированность. Особое, центральное место в данном процессе принадлежит средствам массовой информации. У них — важнейшая роль в деле внесения в сознание людей определенных идей, побуждающих их к соответствующему поведению, действиям. Недаром прессу характеризуют как четвертую власть. В связи с этим не случайно столь пристально внимание к вопросам правовой регламентации статуса СМИ как на уровне всего мирового сообщества, так и каждого отдельно взятого государства.
конституционно-правового регулирования организации и деятельности средств массовой информации, рассмотреть роль и функции СМИ в современном обществе
Актуальность выбранной темы курсовой работы не вызывает сомнений. Один из важнейших факторов прогресса любого об
Введение………………………………………………………………………
І. История правового регулирования СМИ………………………………………..
1.2Роль СМИ в правовом обществе………………………………………………
ІІ. Механизмы правового регулирования СМИ……………………………………
2.2Анализ Закона о СМИ………………………………………………………….
-Право на доступ к информации………………………………………………..
-Правовой порядок распространения информации. Государственные и иные вещатели………………………………………………………………………………
-Свобода слова и печати в СМИ………………………………………………
ІІІ. Проблема соблюдения свободы слова, прав человека и общественных интересов в СМИ…………………………………………………………………………………….
3.1Правовые и социальные основания предупреждения злоупотребления свободой СМИ……………………………………………………………………………………..
3.2Ограничения распространения СМИ в правовом отношении……………….
Заключение …………………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………………………
Красноярск, 2012
Введение…………………………………………………………
І. История правового регулирования СМИ………………………………………..
1.2Роль СМИ в правовом обществе………………………………………………
ІІ. Механизмы правового регулирования СМИ……………………………………
2.2Анализ Закона о СМИ………………………………………………………….
-Право на доступ к информации………………………………………………..
-Правовой порядок распространения информации.
Государственные и иные
вещатели…………………………………………………………
-Свобода слова и печати в СМИ………………………………………………
ІІІ. Проблема соблюдения свободы
слова, прав человека и общественных интересов
в СМИ………………………………………………………………………
3.1Правовые и
социальные основания предупреждения
злоупотребления свободой СМИ………………………………………………………………………
3.2Ограничения распространения СМИ в правовом отношении……………….
Заключение …………………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………………………
конституционно-правового
регулирования организации и
деятельности средств массовой
Актуальность выбранной темы курсовой работы не вызывает сомнений. Один из важнейших факторов прогресса любого общества — его всесторонняя, всеобъемлющая информированность. Особое, центральное место в данном процессе принадлежит средствам массовой информации. У них — важнейшая роль в деле внесения в сознание людей определенных идей, побуждающих их к соответствующему поведению, действиям. Недаром прессу характеризуют как четвертую власть. В связи с этим не случайно столь пристально внимание к вопросам правовой регламентации статуса СМИ как на уровне всего мирового сообщества, так и каждого отдельно взятого государства.
Закон РФ "О средствах массовой информации" занимает основное место в регулировании деятельности СМИ. Он регламентирует правовое положение учредителей, редакций, журналистов, дает определение основных понятий в сфере медиа, описывает права и обязанности журналистов, закладывает основы свободы массовой информации, устанавливает недопустимость цензуры. Средства массовой информации играют важную роль в обеспечении законных прав граждан на получение и распространение информации, сохранение и развитие Российского государства, его многонациональных культурных традиций. Характер, содержание, сферы взаимоотношения государства и СМИ в правовом демократическом государстве определяет, прежде всего, та законодательная база, которая регулирует положение и роль СМИ в обществе. Это в равной мере касается как специальных законов о СМИ, так и других законодательных актов, Конституции – в первую очередь. По сути законодательство определяет ту роль, которую играют СМИ в определенном обществе, объем их полномочий, те рамки и пределы, в которых государство в лице тех или иных своих органов может оказывать воздействие на СМИ. С другой стороны – те обязанности, которые берут на себя СМИ перед обществом и государством. Баланс прав и обязанностей и отличает законодательство одной страны, в которой свобода слова представляется и гарантируется, от другой в которой ее нет или она лишь декларируется.
СМИ- канал информирования общества о деятельности власти, а также информирования власти и общества о жизни общества и его реакции на действия власти. Они не только оперативно отражают мировые события, но в значительной степени осуществляют анализ поступающей информации. Кроме того, средства массовой информации играют существенную роль в выявлении и формировании общественного мнения, являются мощным средством воздействия на сознание людей. Их роль проявляется, практически, во всех значимых сферах нашей жизни. Они выступают как инструмент политической борьбы, как элемент рынка, как субъект правоотношений, как носитель культурных ценностей и результат творческой деятельности.
Свободный обмен информацией – один из важнейших факторов эволюционного развития общества. Обеспечение граждан, государственных и общественных структур необходимыми сведениями об окружающем мире и происходящих в нем событиях осуществляется путем постоянного совершенствования систем, технологий и средств информации. Важное значение ,при этом имеет принятие законодательных актов, устанавливающих надежные гарантии и обеспечивающих правовое регулирование условий данного процесса.
Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации является результатом закрепления и развития конституционных норм, декларирующих модель демократического государства, выработанную на протяжении длительной истории социально-политической практикой, как России, так и зарубежных стран.
Конституционно-правовое обеспечение деятельности средств массовой информации призвано упорядочить движение информационных потоков, создать условия для развития гражданского общества, цивилизованного диалога власти, общества, граждан, обеспечить нормальные условия для профессиональной деятельности журналистов и перевести социальные конфликты в плоскость конструктивных дискуссий.
Вместе с тем, в Российской Федерации недостаточно отрегулированы многие вопросы функционирования средств массовой информации.
Несмотря на принятие в Российской Федерации ряда нормативных правовых актов, регулирующих деятельность средств массовой информации, вряд ли можно утверждать, что в достаточной степени четко и полно определены границы правового регулирования деятельности средств массовой информации.
Законодательство о средствах массовой информации в настоящее время находится в состоянии разработки, становления, и, пока не получило должного теоретического анализа и обоснования. Идет количественное накопление материала как по проблеме, в целом, так и по отдельным ее составляющим.
Объектом курсовой работы является конституционно-правовое регулирование организаций и деятельности средств массовой информации.
Предметом работы являются законодательство
Российской Федерации о средствах
массовой информации, а также правовые
аспекты регулирования
Цель данной работы состоит в рассмотрении конституционно-правового регулирования организации и деятельности средств массовой информации, рассмотреть роль и функции СМИ в современном обществе
Курсовая работа включает в себя : введение, две главы, заключение, список использованных источников.
В первой главе рассматривается
история правового
Вторая глава призвана выявить особенности отечественного законодательства о СМИ, провести анализ возможностей Закона о СМИ в области правового регулирования, рассмотреть с точки зрения права порядок распространения информации, а также попытаться определить области совместного применения возможностей СМИ.
В заключении будут отражены общие выводы, сделанные на основе проведенного исследования.
І.1 История правового регулирования СМИ
. Еще задолго до того, как
люди овладели простыми формами письменности,
они уже использовали слова для выражения
своих мыслей, чувств и описания объектов.
Но культура, которая держится только
на устной речи, не может оставить про
себя, ни одного упоминания. Межличностное
общение в такой культуре требует личного
контакта собеседника, а передать информацию
отдаленному адресату можно только надеясь
на (часто ненадежную) память других людей.
Зарождение письменности, красной письменности
и появление первого печатного станка
(в начале XVI в.) необычайно расширились
возможности человеческого общения во
времени и пространстве.
В результате таких изменений возникла
пресса, создавши массовые аудитории –
большие собрания людей, которые получали
печатные сообщения, которые им посылали
не как индивидуумам, а как членам группы
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», принятый 27 декабря 1991 года (далее – Закон о СМИ), устанавливает гарантии и границы свободы массовой информации в стране, формулирует основные понятия для последующих законодательных актов, регулирующих сферу СМИ, являясь для них базовым. Закон определяет средство массовой информации как «периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, иную форму периодического распространения массовой информации». Главными достижениями Закона о СМИ стали запрет цензуры и создание юридических возможностей для учреждения и регистрации не зависящих от партийно-государственной машины газет, журналов, теле- и радиопрограмм, агентств новостей. Этот закон определил процедуру создания и прекращения деятельности СМИ, круг прав и обязанностей журналистов, характер взаимоотношений редакций с гражданами и организациями.
В годы, прошедшие после принятия этой своего рода «конституции» для СМИ, Государственная Дума, Президент и Правительство РФ издали целый ряд других законодательных актов, составивших ткань российского права о средствах массовой информации. Речь идёт о примерно двадцати законах и десятках указов и постановлений, имеющих отношение к журналистской деятельности. Они охватывают сферы авторского права, проведения предвыборных кампаний, рекламы, государственной тайны и др. Процесс законотворчества в области масс-медиа не завершён, в законодательстве остаются незаполненные лакуны, наиболее явными из которых являются регулирование отношений в сфере телерадиовещания, а также доступа к информации.
Появление отечественного законодательства о СМИ породило ряд проблем, связанных с отсутствием традиций и опыта его применения, низкой правовой культурой как журналистов, так и общества в целом. Знание права, механизма его применения в журналистике, его особенностей, процедуры, тенденций, наконец, собственных прав и обязанностей значительно облегчает профессиональную деятельность работника СМИ, предотвращает нарушения законодательства, которые наносят ущерб не только журналисту и редакции, героям статей и репортажей, но и тысячам читателей и зрителей. В основе массово-информационного права нашей страны лежит Закон «О средствах массовой информации». Он был принят Верховным Советом России 27 декабря 1991 года, в тот же день подписан Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным, а в силу вступил с момента опубликования, т.е. с 14 февраля 1992 года. Но так как законы в нашей стране по традиции датируются со дня принятия, он называется Закон «О средствах массовой информации» 1991 года.
Этот закон во многом повторяет концепцию и основные положения закона, который существовал до него (правда, недолго – всего год с небольшим) и назывался Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации».До Октябрьской революции в нашей стране действовали различные акты о печати, о цензуре и т.д., в результате смены режима в 1917 г. все существовавшие ранее законы, касающиеся журналистской деятельности, были отменены. Одним из первых декретов Совета Народных Комиссаров стал Декрет о печати от 27 октября (9 ноября) 1917 года, в котором говорилось: «Когда новый порядок упрочится, всякие административные воздействия на печать будут прекращены; для неё будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону». Вслед за этим большевики ввели цензуру и до конца 1917 года закрыли 92 газеты. Ждать принятия «прогрессивного закона» пришлось слишком долго: до 1990 года деятельность средств массовой информации не регулировалась специальным законом. Вся сфера :печати, радио и телевидения управлялась, решениями Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС) и Совета Министров СССР, причем постановления принимались абсолютно по всем проблемам, начиная от того, кто будет редактором той или иной центральной газеты, и кончая вопросами строительства типографий, организации новых газет, ликвидации старых, разделения газеты на две новые или, наоборот, их слияния. Все эти вопросы решались исключительно на заседаниях ЦК, его Секретариата и Политбюро, а также на заседаниях Совета Министров. Если же возникал вопрос о мелких местных средствах массовой информации, то его решали партийно-советские структуры в регионах.
В результате такой сложившейся практики к 1990 году, когда уже широко развивалась политика гласности, редакции, которые получили в стране гигантский вес как рупор общественного мнения и как органы, способные формировать его, юридически оставались абсолютно бессильными. Они, как правило, существовали на правах подразделения того или иного издательства. У них ничего не было из материальных ценностей, не было собственного счёта, были только авторучки, письменные столы, печатные машинки и, собственно, всё. Вся прибыль от многомиллионных тиражей направлялась в издательства или в те общественные и государственные организации, чьим «органом» являлась та или иная газета или журнал. Создание частной газеты было чем-то совершенно немыслимым. Практически такая же ситуация складывалась и в телерадиовещании. Существовал Государственный комитет по телевидению и радиовещанию при Совете Министров СССР, который единолично управлял всеми республиканскими и областными теле- и радиокомпаниями, сами компании большой юридической самостоятельностью не обладали. У журналистов был гигантский авторитет, но не было никаких юридически закреплённых прав и обязанностей. Поэтому было принято решение подготовить законы о печати, о телерадиовещании и о гласности. В законе СССР было, однако, сказано, что учредителем может быть Совет народных депутатов, другой государственный орган, политическая партия, общественная организация, массовое движение, творческий союз, кооперативное, религиозное, иное объединение граждан, трудовой коллектив, а также гражданин СССР, достигший 18-летнего возраста.
Учредитель был призван
Информация о работе Проблема соблюдения свободы слова, прав человека и общественных интересов в СМИ