Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 16:11, курсовая работа
Цель данного исследования – выявить особенности проектирования организационной структуры МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» г. Челябинска.
Задачи исследования:
- изучить понятие и принципы построения организационной структуры;
- выявить современные тенденции реформирования организационной структуры;
- описать методы проектирования организационных структур;
- дать общую характеристику МУП «ПОВВ»;
- провести анализ миссии и целей МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» г. Челябинска;
- оценить организационную структуру МУП «ПОВВ»;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проектирования организационной структуры компании 5
1.1 Понятие и принципы построения организационной структуры 5
1.2 Современные тенденции реформирования организационной структуры 9
1.3 Методы проектирования организационных структур управления 11
Глава 2. Совершенствование организационной структуры МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» г. Челябинска 19
2.1 Общая характеристика МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» г. Челябинска 19
2.2 Анализ миссии и целей МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» г. Челябинска 21
2.3 Оценка организационной структуры МУП «ПОВВ» 25
Глава 3. Предложения по совершенствованию организационной структуры МУП «ПОВВ» 35
Заключение 40
Список литературы 41
Проектирование организационной структуры
Оглавление
Приложения……………………………………………………
Введение
Создание любой организации или подразделения начинается с организационного проектирования. Суть последнего состоит в определении их будущей структуры, системы управления, технологических, административных, информационных взаимосвязей между элементами, правил и процедур выполнения тех или иных действий и пр. Оно исходит из наиболее рационального варианта разделения труда, его последующей кооперации, и отражается в организационном проекте.
Если организация уже
существует, то в соответствии с
изменениями внешней и
Проектирование и совершенствов
Стратегический подход к организационной структуре определяет структуру, которая наиболее соответствует стратегии предприятия по достижению поставленной перед ним цели. При этом структура в первую очередь определяется исходя из миссии и видения предприятия, из того, как оно должно исполнять свою миссию в обществе, как должно создавать и продвигать продукцию, наилучшим образом удовлетворяющую потребности потребителя, как обеспечить требуемые потребительские свойства и качество продукции при заданной стоимости.
Из того, как предприятию лучше реализовать видение и выполнить намеченную для этого программу действий.
Поэтому проектирование организационной структуры компании является актуальной темой для исследования.
Цель данного исследования – выявить особенности проектирования организационной структуры МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» г. Челябинска.
Задачи исследования:
- изучить понятие и принципы построения организационной структуры;
- выявить современные тенденции реформирования организационной структуры;
- описать методы проектирования организационных структур;
- дать общую характеристику МУП «ПОВВ»;
- провести анализ миссии и целей МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» г. Челябинска;
- оценить организационную структуру МУП «ПОВВ»;
- разработать предложения по совершенствованию организационной структуры МУП «ПОВВ».
Объект исследования – МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» г. Челябинска.
Предметом исследования является организационная структура МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» г. Челябинска.
Глава 1. Теоретические основы проектирования организационной структуры компании
1.1 Понятие
и принципы построения
Организационная структура – один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. [11, c. 25]
Организационная структура управления — это совокупность всех элементов и звеньев системы управления и установленных между ними постоянных связей (рис. 1). Она выражает определенную технологию управленческой деятельности, процессы разделения и кооперации труда в сфере управления, последовательность реализации управленческих процедур. Она также связывает структуру и функции управления. [17, c. 12]
Организационная структура управления определяет субординацию и координацию производственных подразделений и управленческих служб организации. Организационная структура управления (оргструктура управления) представляет собой сочетание отдельных звеньев в их взаимосвязи и соподчиненное, выполняющих различные функции управления организации, и характеризует собой один из базовых элементов системы управления.
Оргструктура управления, ее типы и параметры зависят от многих факторов и определяются размером организации, характером и типом производства, видом деятельности, уровнем внутрипроизводственной специализации и кооперации, характером и сложностью продукции. В первую очередь оргструктура управления определяется производственной структурой организации. Вместе с тем она оказывает существенное влияние на изменение производственной структуры, поскольку усложнение первой приводит к созданию излишних цехов, участков и служб. [15, c. 32]
Организационная структура органа (аппарата) управления представляет собой единство подразделений, каждый из которых предназначен для выполнения определенных функций по управлению организацией и находится во взаимосвязи и соподчиненности другими подразделениями.
Аппарат управления организационно строится таким образом, чтобы в его структуре можно было выделить звенья и ступени. [10, c. 50]
Рисунок 1 - Организационная структура управления [14, с. 23]
Звено аппарата управления
— это структурное
Организационная структура управления может быть двух- и многоступенчатой (рисунки 2 и 3).
Рисунок 2 - Двухступенчатая организационная структура управления предприятием [18, c. 41]
Рисунок 3 - Многоступенчатая организационная структура управления предприятием [18, с. 41]
Количество звеньев и ступеней в аппарате управления организации определяется следующими факторами:
- производственной структурой;
- характером, номенклатурой и объемом выпускаемой продукции (оказываемых услуг);
- численностью работников;
- уровнем механизации и автоматизации (компьютеризации) труда менеджеров и специалистов;
- сложностью технологического процесса производства;
- уровнем специализации производства и степенью развития кооперирования.
При формировании аппарата управления следует иметь в виду, что его структура во многом определяет содержание, обоснованность и быстроту доведения до исполнителей принимаемых решений, достоверность и оперативность получаемой информации, содержание работы руководителей и исполнителей и структурных подразделений.
Это означает, что аппарат управления организацией должен быть:
- во-первых, оперативен, т.е. в установленные сроки выполнять возложенные на него функции;
- во-вторых, надежен, обеспечивая однозначное достоверное отображение фактического состояния производства и результатов принимаемых решений;
- в-третьих, оптимален, что означает обеспечение нахождения наилучших решений технико-технологических, организационно-экономических, социальных и экологических аспектов производственно-хозяйственной деятельности организации путем многовариантной их проработки;
- в-четвертых, экономичен, т.е. качественно выполнять возложенные на него функции с наименьшими затратами, обеспечивая одновременно снижение административно-управленческих затрат на производство и реализацию продукции (услуг). [16, c. 111-112]
1.2 Современные
тенденции реформирования
В настоящее время многие фирмы выбирают функциональный тип структуры, что дает возможность учитывать специализацию каждого хозяйственного звена, а в конечном итоге организации приходят к дивизиональному типу структуры (региональной или продуктной).
Такие структуры характеризуются наличием:
- оперативных подразделений с широкими полномочиями;
- многоуровневой организационной структуры;
- делегированием полномочий;
- выделением функций стратегического управления и центральных функциональных служб. [20]
Однако дивизиональная структура обладает рядом параметров, способных снизить ее эффективность в современной ситуации:
- явным различием мировоззрений специалистов разных подразделений, что приводит к трудностям функционирования организации как единого целого;
- различием, а иногда и взаимоисключительностью целей различных подразделений, что может приводить к конфликтам между подразделениями (например, в интересах производственного звена выпуск продукции одного типа в течение более длительного периода, что приводит к снижению издержек на переналадку оборудования, а в интересах отдела сбыта, работающего с разными покупателями, — быстрый переход с одного типа продукции на другой);
- ограничением в освоении новых областей деятельности, продуктов, технологий (в связи с уменьшением темпов роста, наличием излишков капитала и производственных мощностей, тенденцией к мелкосерийному производству под воздействием запросов потребителей);
- независимостью отдельных подразделений, производств, рынков, препятствующей интеграции различных направлений, исследовательской, конструкторской, производственной и сбытовой деятельности;
- неспособностью стимулировать внутреннее предпринимательство, которое в силу раздробленности организации доступно только высшему эшелону управления. [20]
Таким образом, дивизиональная организационная структура не дает возможности подразделениям сконцентрировать и объединить свои усилия.
Направления развития. Большее внимание уделяется горизонтальным процессам, пересекающим рамки структурных подразделений, объединяющих отдельные задачи в целое.
Примером такого подхода является комплексное управление, которое не требует разработки новой организационной структуры, а представляет собой новый набор управленческих процессов и управленческих структур, связанных с ним функций и задач менеджеров на различных уровнях управления.
Способы реформирования
организационной структуры
- введением матричных структур, требующих не столько подчинения формальной структуре, сколько достижение эффективности управления;
- переходом от исполнительской позиции к участию в выработке стимулирующих корпоративных целей;
- переходом от контроля за работниками к развитию их способностей и расширению перспектив. [13, с. 15]
Ключевые процессы в рамках новой управленческой концепции:
- предпринимательский — поощрение инициатив, обеспечение творчества и предпринимательство в первичном звене управления;
- интеграционный — сбалансированное развитие и объединение потенциала, компетенции в рамках организационной структуры;
- инновационный — стимулирование и управление изменением и нововведением.
Одно из основных отличий нового подхода — порядок выработки организационных целей и задач. Ранее стратегические задачи формулировало высшее руководство, но стратегии эффективны лишь тогда, когда вписываются в масштабные организационные задачи. [9, с. 81]
Это означает, что необходимо создание такой организации, в которой персонал способен стать приверженцем стратегических целей, быть ориентированным на изменение и на участие в развитии фирмы.
1.3 Методы проектирования организационных структур управления
Содержание процесса формирования организационной структуры в значительной степени универсально.
Оно включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы которые осуществляются в организационной системе управления.
Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:
1) формирование общей структурной схемы аппарата управления;
2) разработка состава
основных подразделений и
3) регламентация организационной структуры.
Согласно классической
теории организации структура
Последовательность разработки
организационной структуры
Информация о работе Проектирование организационной структуры