Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 12:46, курсовая работа
Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношение друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.
Под организационной структурой управления предприятием понимается:
- состав отделов, служб и подразделений в аппарате управления;
-системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы;
- набор координационных и информационных связей;
Введение 3
1 Содержание организационных структур и их характеристика 5
2 Проектирование организационных структур и его этапы 11
3 Требования к организационной структуре 18
Заключение 24
Список использованных источников и литературы 26
Содержание
Введение
1 Содержание организационных структур и их характеристика 5
2 Проектирование организационных структур и его этапы 11
3 Требования к организационной
структуре
Заключение 24
Список использованных источников и литературы 26
Приложение А 27
Приложение Б 28
Приложение В 29
Введение
В условиях становления рыночной
экономики в нашей стране особое
актуальное значение приобретают вопросы
совершенствования организации
и управления, позволяющие повысить
социально-экономическую
В системе мер реализации экономической реформы особое значение придается повышению уровня работы с кадрами, постановке этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.
Одной из важнейших проблем
на современном этапе развития экономики
является проблема в области работы
с персоналом. Результаты деятельности
многих предприятий и накопленный
опыт их работы с кадрами показывают,
что формирование производственных
коллективов, обеспечение высокого
качества кадрового потенциала являются
решающими факторами
Функции управления деятельностью
предприятия реализуются
Под организационной структурой управления предприятием понимается:
- состав отделов, служб и подразделений в аппарате управления;
-системная их организация,
- набор координационных и информационных связей;
-порядок распределения
Базой для построения организационной
структуры управления предприятием
является организационная структура
производства. Многообразие функциональных
связей и возможных способов их распределения
между подразделениями и
Актуальность данной темы подтверждается тем, что организационная структура управления организацией является очень важным элементом любой современной организации. От того, насколько организационная структура управления соответствует целям и задачам фирмы, насколько она удовлетворяет потребности организации, зависит положение организации, ее успешное функционирование, финансовые результаты и возможности роста в дальнейшем.
Объектом исследования в данной работе является: содержание и характеристика организационных структур.
Предметом исследования – закономерности проектирования организационных структур.
Целью работы является: выявление требований к организационной структуре в современной организации.
В работе решаются такие задачи как:
-рассмотрение содержания организационных структур и их характеристики;
-рассмотрение стадий проектирования, формирования организационных структур;
-рассмотрение требований к организационной структуре в современной организации.
В ходе написания работы использовались следующие методы исследования: анализ и синтез, обобщение, исторический и логический, графический, сравнительный и метод аналогии.
1 Содержание организационных структур и их характеристика
Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т. е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.
Под организационной структурой
понимается упорядоченная совокупность
устойчиво взаимосвязанных
Организационная структура (англ. Organizational structure) — совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач (Генри Минцберг, «Структура в кулаке»). По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде органиграммы (англ. organigram) — графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции).
Организационная структура — документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений предприятия и схематически отражающий порядок их взаимодействия между собой. Структура предприятия устанавливается исходя из объёма и содержания задач, решаемых предприятием, направленности и интенсивности, сложившихся на предприятии информационных и документационных потоков, и с учётом его организационных и материальных возможностей.
Принципы формирования организационной структуры:
1. Организационная структура
управления должна, прежде всего,
отражать цели и задачи
2. Следует предусматривать
оптимальное разделение труда
между органами управления и
отдельными работниками,
3. Формирование структуры
управления надлежит связывать
с определением полномочий и
ответственности каждого
4. Между функциями и
обязанностями, с одной
5. Организационная структура
управления призвана быть
В зависимости от характера
связей между подразделениями
1. Линейная организационная структура (см. приложение А) основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция.
2. Функциональная организационная структура (см. приложение Б) основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д.
3. Функционально-линейная структура (штабное управление) (см. приложение В) представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определённых функций.
4. Линейная организационная структура с перекрёстными функциями. При такой организационной структуре сохраняется движение по инстанциям, но определённые функции, относящиеся ко всему предприятию, например, кадровая политика, подготовка производства, учёт и отчётность, планирование сроков и контроль за их выполнением и т.д. выделяются в функциональные отделы, которым предоставляются полномочия для дачи распоряжения.
5. Дивизиональная структура управления. В результате диверсификации производства многие предприятия перестраивают свою организационную структуру, образуя отделы, ориентирующиеся на производство определённой продукции (продуктовая структура управления) или на пространственное единство (региональная структура управления).
6. Матричная (программно - целевая) структура управления. Матричная структура управления может быть охарактеризована как "решетчатая" организация, построенная на основе принципа двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функционального подразделения, которое предоставляет персонал и другие ресурсы руководителю проекта (или целевой программы), с другой, - руководителю временной группы, который наделен необходимыми полномочиями и несет ответственность за сроки, качество и ресурсы.
Основная характеристика
современных организационных
Современную организационную структуру любого предприятия следует рассматривать с разных позиций и с учетом разных критериев, на ее действенность и эффективность влияют:
-действительные взаимосвязи между людьми и их работой. Это отражается в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;
-действующая политика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение;
-полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).1
При умелом сочетании указанных трех факторов в организации может быть создана такая р2ациональная структура, при которой существует реальная и благоприятная возможность достижения высокого уровня эффективности производства.
Современная организационная структура, должна направлять внимание всех сотрудников не на усилия, а на результаты работы предприятия в целом. Работу руководителей нужно оценивать по экономическим результатам, а не по стандартам узкопрофессиональной компетентности или административного мастерства.
Современная организационная структура не должна также ориентировать людей на псевдо результаты. Она не должна поощрять тенденцию навешивать не прибыльную продукцию на прибыльные производственные линии. Она не должна ориентировать людей на интенсификацию усилий (т. е. повышение затрат), а мастерство превращать в самоцель.
Организация должна помогать каждому сотруднику, понимать свою собственную задачу и общую задачу предприятия. Чтобы соотносить свои усилия с благом целого, каждый сотрудник должен понимать, как его задача сопряжена с общей задачей и как общая задача определяет его задачу, его усилия, его вклад.
Организация должна расцениваться также в соответствии с тем, облегчает она или затрудняет процесс принятия решений. Структура, подталкивающая решения вверх, вместо принятия их на максимально низком уровне, структура, оттягивающая критически важные решения, концентрирующая внимание на лишних или второстепенных проблемах - плохая структура.
Организация должна обладать устойчивостью во времени и способностью к самообновлению.
Организация должна быть способна
сама производить лидеров