Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 12:46, курсовая работа
Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношение друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.
Под организационной структурой управления предприятием понимается:
- состав отделов, служб и подразделений в аппарате управления;
-системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы;
- набор координационных и информационных связей;
Введение 3
1 Содержание организационных структур и их характеристика 5
2 Проектирование организационных структур и его этапы 11
3 Требования к организационной структуре 18
Заключение 24
Список использованных источников и литературы 26
5. Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.
6. Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.
К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое значение в процессе управления. Формальные требования предъявляемые к организационной структуре, таковы: ясность, экономичность, рациональность, адаптивность, надежность, управляемость, устойчивость. Они учитываются в принципах формирования организационной структуры управления в целом, разработке которых было посвящено немало исследований отечественных и зарубежных ученых.
Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.
1. Организационная структура управления прежде всего должна отражать цели и задачи организации.
2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью, с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
5. Организационная структура
управления призвана быть
Основные принципы построения
различных организационных
- баланс ответственности и прав;
- доступность и понятность целей развития организации всем подразделениям;
- простота структуры, в том числе малозвенность и четкость построения и управления;
- координация ответственности – на высшем уровне управления компанией;
- гибкость, приспособляемость структуры в соответствии с динамикой рынка и стратегией фирмы.
При создании любой организационной структуры управления необходимо соблюдать следующие виды и этапы работ:
- формулирование цели создания;
- постановка проблемы;
- создание экспертного совета;
- исследование проблемы;
- выбор границ проблемы и объекта;
- разработка технического задания на создание;
- формирование аппарата управления.
На формирование структуры управления влияют несколько групп факторов:
- масштаб и структура самой организации;
- технологические факторы, особенности технологического процесса производства товаров или услуг;
- экономические факторы (например, снижение управленческих издержек);
- человеческие факторы (социальная структура персонала и взаимоотношения между людьми).
Важным условием, определяющим структуру управления является существование тесной зависимости между внешней средой, поведением фирмы и ее внутренней организацией. Данную взаимосвязь А. Чандлер отразил следующим образом: изменение внешних условий приводит к необходимости изменения стратегии фирмы, далее к изменению ее организационных характеристик и в конечном счете к преобразованию структуры.
При единой научной базе,
используемой для формирования и
совершенствования
Субъектами управления в
регионе являются территориальные
управления федеральных органов, органы
управления субъектом Федерации
и органы местного самоуправления,
которые зачастую имеют пересекающиеся,
но не всегда совпадающие интересы.
В результате система управления
регионом приобретает довольно сложную
структуру. Субъекты территориального
(регионального) управления включают государственные
хозяйственные, коммерческие, общественные
структуры. Объектом управления в регионе
является весь его хозяйственный
и социально-экономический
Если действующая в
организации структура
Тенденции совершенствования
организационных структур
в современных условиях представлены
в таблице 1.
Таблица 1 - Тенденции совершенствования
организационных структур
в современных условиях
№ |
Тенденция |
Характеристика |
1. |
Переход от формальных к неформальным органическим системам управления |
Софтизация экономики. Автоматизация производства. Нацеленность работника на реализацию своих способностей |
2. |
Развитие экономической
самостоятельности и |
Создание центров прибыли (бизнес-центров). Максимальная степень удовлетворения потребностей рынка |
3. |
Сильная кадровая политика |
Гарантированная занятость. Уважение личности. Обеспечение единого статуса всех работников |
4. |
Ориентация на человека |
Раскрепощение творческой энергии человека. Предоставление возможности проявить инициативу, предприимчивость, самостоятельность. Вера в индивидуализм. Удовлетворение потребностей |
5. |
Формирование |
1.Развитие информационных технологий. 2.Совершенствование горизонтальных связей внутри предприятия |
Таким образом, общие свойства спроектированной для каждого конкретного случая организационной структуры управления должны обеспечивать и регламентировать:
- полноту ответственности каждого управленческого органа за достижение поставленной перед ним задачи сбалансированность задач всех звеньев определенного уровня управления по отношению к целям вышестоящего уровня;
- комплексность выполнения (взаимосвязанность) всех функций управления, относящихся к решению каждой поставленной задачи, как по вертикали, так и по горизонтали взаимодействие наиболее эффективные разделение и кооперацию труда между звеньями и уровнями аппарата управления с точки зрения выполняемых функций, минимизацию их дублирования, а также обоснованное взаимодействие линейно-функциональной и программно-целевой структур;
- концентрацию прав и ответственности при решении каждой конкретной управленческой задачи за счет рационального перераспределения компетенции на каждом уровне управления по горизонтали и делегирования полномочий по вертикали;
- полное соответствие организационно-экономического механизма контроля исполнения объему компетенции в области ответственности и прав принятия решений по каждой управленческой задаче.
Заключение
Организационная структура управления любым предприятием представляет собой состав подразделений аппарата управления, отношения и связи между ними в ходе выполнения процессов управления.
Организационная структура предприятия - это состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.
Организационная структура не является чем-то застывшим, она постоянно совершенствуется в соответствии с изменившимися условиями.
Организационная структура всегда должна соответствовать стратегии организации, так как от этого в полной мере зависит возможность или невозможность реализации стратегии.
Организационное проектирование
как процесс — это упорядочение
организационно-структурных
Предметом организационного
проектирования системы управления
персоналом на предприятии, в учреждении
является система организации
Целью организационного проектирования
является разработка новых организационных
систем или предложений по изменению
существующих систем, а результатом
— комплект технической, организационной
и планово-экономической
Таким образом, организация - это не только первичное хозяйственное звено в экономике, но и совокупность долговременных норм и правил построения и функционирования рациональных структур и производственных процессов предприятия, обеспечивающих достижение им установленных целей перспективного развития.
В данной работе были решены следующие задачи:
-рассмотрено содержание организационных структур и их характеристики;
-рассмотрены стадий проектирования, формирования организационных структур;
-рассмотрены требования к организационной структуре в современной организации.
Список использованных источников и литературы
1. Коробко В.К. Теория управления. М.:Юнити-Дана, 2010. 384 с.
2.Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. М.: МПСИ, 2005. 584 с.
3.Мыльник В.В. Теория управления: учеб. пособие. Изд-во М.: Академический проспект, 2003. 494с.
4. Бурков В.Н., Коргин Н.А., Новиков Д.А. Введение в теорию управления организационными системами. М.: Либроком, 2009. 264 с.
5. Кузнецова Ю.В., Подлесных В.И. Менеджмент: учеб. пособие. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2002. 432с.
6. Турчинова А.И. Теория управления: Учебник/общ. ред. М.: Изд-во РАГС, 2002. 488с.
7. Загородников С.В. Финансовый менеджмент. М.: "Окей-книга", 2010. 174с.
8. Катаев А.В. Виртуальные бизнес-организации СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2009. 120 с.
9. Щепкин. А.В. Внутрифирменное управление (модели и методы). М.: ИПУ РАН, 2001. 80 с.
10. Асаул А.Н., Асаул М.А., Ерофеев П.Ю., Ерофеев М.П. Культура организации: проблемы формирования и управления. СПб.: Гуманистика, 2006. 216 с.
11. Орлов А.И. Менеджмент: Учебник М.: Издательство "Изумруд", 2003. 298 с.
12. Володько В. Ф. Основы менеджмента: учеб. пособие. Москва : КолосС, 2010. 303 с.
13. Зиновьев В. Н., Зиновьева И.В. Менеджмент: учебное пособие. Москва: Дашков и К, 2007. 477 с.
14. Глухов В. В. Менеджмент: для экономических специальностей. Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. 600 с.
15. Казначевская Г. Б. Менеджмент. Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. 452 с.
Приложение А
Линейная организационная структура
Приложение Б
Функциональная организационная структура