Проектирование организационных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношение друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.
Под организационной структурой управления предприятием понимается:
- состав отделов, служб и подразделений в аппарате управления;
-системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы;
- набор координационных и информационных связей;

Содержание работы

Введение 3
1 Содержание организационных структур и их характеристика 5
2 Проектирование организационных структур и его этапы 11
3 Требования к организационной структуре 18
Заключение 24
Список использованных источников и литературы 26

Файлы: 1 файл

содержание теор упр — копия.docx

— 82.08 Кб (Скачать файл)

5. Гибкость. Способность  изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.

6. Устойчивость структуры  управления. Неизменность ее основных  свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.

К структуре управления предъявляется  множество требований, отражающих ее ключевое значение в процессе управления. Формальные требования предъявляемые к организационной структуре, таковы: ясность, экономичность, рациональность, адаптивность, надежность, управляемость, устойчивость. Они учитываются в принципах формирования организационной структуры управления в целом, разработке которых было посвящено немало исследований отечественных и зарубежных ученых.

Главные из этих принципов  могут быть сформулированы следующим  образом.

1. Организационная структура управления прежде всего должна отражать цели и задачи организации.

2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью, с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

5. Организационная структура  управления призвана быть адекватной  социально-культурной среде организации,  оказывающей существенное влияние  на решения относительно уровня  централизации и децентрализации,  распределения полномочий и ответственности,  степени самостоятельности и  масштабов контроля руководителей.  Это означает, что копирование  структуры управления, успешно функционирующей  в других социально-культурных  условиях, не гарантирует желаемого  результата.

Основные принципы построения различных организационных структур, используемые современными рыночно  ориентированными фирмами, таковы:

- баланс ответственности и прав;

- доступность и понятность целей развития организации всем подразделениям;

- простота структуры, в том числе малозвенность и четкость построения и управления;

- координация ответственности – на высшем уровне управления компанией;

- гибкость, приспособляемость структуры в соответствии с динамикой рынка и стратегией фирмы.

При создании любой организационной  структуры управления необходимо соблюдать  следующие виды и этапы работ:

- формулирование цели создания;

- постановка проблемы;

- создание экспертного совета;

- исследование проблемы;

- выбор границ проблемы и объекта;

- разработка технического задания на создание;

- формирование аппарата управления.

На формирование структуры  управления влияют несколько групп факторов:

- масштаб и структура самой организации;

- технологические факторы, особенности технологического процесса производства товаров или услуг;

- экономические факторы (например, снижение управленческих издержек);

- человеческие факторы (социальная структура персонала и взаимоотношения между людьми).

Важным условием, определяющим структуру управления является существование тесной зависимости между внешней средой, поведением фирмы и ее внутренней организацией. Данную взаимосвязь А. Чандлер отразил следующим образом: изменение внешних условий приводит к необходимости изменения стратегии фирмы, далее к изменению ее организационных характеристик и в конечном счете к преобразованию структуры.

При единой научной базе, используемой для формирования и  совершенствования организационных  структур государственных и коммерческих организаций, следует отметить специфику деятельности органов государственной власти, в том числе регионального управления.

Субъектами управления в  регионе являются территориальные  управления федеральных органов, органы управления субъектом Федерации  и органы местного самоуправления, которые зачастую имеют пересекающиеся, но не всегда совпадающие интересы. В результате система управления регионом приобретает довольно сложную  структуру. Субъекты территориального (регионального) управления включают государственные  хозяйственные, коммерческие, общественные структуры. Объектом управления в регионе  является весь его хозяйственный  и социально-экономический комплекс, который формируется независимо от набора отраслей, ведомственной  подчиненности и форм собственности  предприятий, сосредоточенных на данной территории. Таким образом, объектами  управления выступают материально-вещественные, финансово-кредитные, трудовые и информационные потоки в общественной системе.

Если действующая в  организации структура управления перестала соответствовать условиям или изначально неприемлема для  решения поставленных задач, то требуется  ее замена на более эффективную. Поэтому должна быть правильно поставлена задача создания такой структуры управления, которая бы наиболее полно отражала цели и задачи данной организации. Эта общая постановка должна быть максимально конкретизирована, чтобы предполагаемая новая структура позволила организации наилучшим образом взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия сотрудников, на современном уровне удовлетворять общественные потребности, достигать своих целей с высокой эффективностью.

Тенденции совершенствования  организационных структур 
в современных условиях представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Тенденции совершенствования организационных структур 
в современных условиях

№ 
п/п

Тенденция

Характеристика

1.

Переход от формальных к неформальным органическим системам управления

Софтизация экономики.

Автоматизация производства.

Нацеленность работника  на реализацию своих способностей

2.

Развитие экономической  самостоятельности и ответственности  предприятия

Создание центров прибыли (бизнес-центров).

Максимальная степень  удовлетворения потребностей рынка

3.

Сильная кадровая политика

Гарантированная занятость.

Уважение личности.

Обеспечение единого статуса  всех работников

4.

Ориентация на человека

Раскрепощение творческой энергии  человека.

Предоставление возможности  проявить инициативу, предприимчивость, самостоятельность.

Вера в индивидуализм.

Удовлетворение потребностей

5.

Формирование высокоэффективных  внутрифирменных связей

1.Развитие информационных технологий.

2.Совершенствование горизонтальных связей внутри предприятия


 

Таким образом, общие свойства спроектированной для каждого конкретного случая организационной структуры управления должны обеспечивать и регламентировать:

- полноту ответственности каждого управленческого органа за достижение поставленной перед ним задачи сбалансированность задач всех звеньев определенного уровня управления по отношению к целям вышестоящего уровня;

- комплексность выполнения (взаимосвязанность) всех функций управления, относящихся к решению каждой поставленной задачи, как по вертикали, так и по горизонтали взаимодействие наиболее эффективные разделение и кооперацию труда между звеньями и уровнями аппарата управления с точки зрения выполняемых функций, минимизацию их дублирования, а также обоснованное взаимодействие линейно-функциональной и программно-целевой структур;

- концентрацию прав и ответственности при решении каждой конкретной управленческой задачи за счет рационального перераспределения компетенции на каждом уровне управления по горизонтали и делегирования полномочий по вертикали;

- полное соответствие организационно-экономического механизма контроля исполнения объему компетенции в области ответственности и прав принятия решений по каждой управленческой задаче.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Организационная структура  управления любым предприятием представляет собой состав подразделений аппарата управления, отношения и связи  между ними в ходе выполнения процессов  управления.

Организационная структура  предприятия - это состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение  работ по подразделениям и органам  управления, между которыми устанавливаются  определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации. Структуру можно  сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы  все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.

Организационная структура  не является чем-то застывшим, она постоянно  совершенствуется в соответствии с  изменившимися условиями.

Организационная структура  всегда должна соответствовать стратегии  организации, так как от этого  в полной мере зависит возможность  или невозможность реализации стратегии.

Организационное проектирование как процесс — это упорядочение организационно-структурных характеристик  системы для достижения или улучшения  их эффективности, адаптивности и результативности.

Предметом организационного проектирования системы управления персоналом на предприятии, в учреждении является система организации производства, труда и управления в организации  в целом, в ее подразделениях или  отдельных видах деятельности.

Целью организационного проектирования является разработка новых организационных  систем или предложений по изменению  существующих систем, а результатом  — комплект технической, организационной  и планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления  на практике организационной, производственной системы.

Таким образом, организация - это не только первичное хозяйственное звено в экономике, но и совокупность долговременных норм и правил построения и функционирования рациональных структур и производственных процессов предприятия, обеспечивающих достижение им установленных целей перспективного развития.

В данной работе были решены следующие задачи:

-рассмотрено содержание организационных структур и их характеристики;

-рассмотрены стадий проектирования, формирования организационных структур;

-рассмотрены требования  к организационной структуре  в современной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Коробко В.К. Теория управления. М.:Юнити-Дана, 2010. 384 с.

2.Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. М.: МПСИ, 2005. 584 с.

3.Мыльник В.В. Теория управления: учеб. пособие. Изд-во М.: Академический проспект, 2003. 494с.

4. Бурков В.Н., Коргин Н.А., Новиков Д.А. Введение в теорию управления организационными системами. М.: Либроком, 2009. 264 с.

5. Кузнецова Ю.В., Подлесных В.И. Менеджмент: учеб. пособие. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2002. 432с.

6. Турчинова А.И. Теория управления: Учебник/общ. ред. М.: Изд-во РАГС, 2002. 488с.

7. Загородников С.В. Финансовый  менеджмент. М.: "Окей-книга", 2010. 174с.

8. Катаев А.В. Виртуальные бизнес-организации СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2009. 120 с.

9. Щепкин. А.В. Внутрифирменное управление (модели и методы). М.: ИПУ РАН, 2001. 80 с.

10. Асаул А.Н., Асаул М.А., Ерофеев П.Ю., Ерофеев М.П. Культура организации: проблемы формирования и управления. СПб.: Гуманистика, 2006. 216 с.

11. Орлов А.И. Менеджмент: Учебник М.: Издательство "Изумруд", 2003. 298 с.

12. Володько В. Ф. Основы менеджмента: учеб. пособие. Москва : КолосС, 2010. 303 с.

13. Зиновьев В. Н., Зиновьева И.В. Менеджмент: учебное пособие. Москва: Дашков и К, 2007. 477 с.

14. Глухов В. В. Менеджмент: для экономических специальностей. Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. 600 с.

15. Казначевская Г. Б. Менеджмент. Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. 452 с.

Приложение А

Линейная организационная  структура

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

Функциональная  организационная структура

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Проектирование организационных структур