Пути совершенствования устройства и планировки магазина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Исходя из изложенного целью курсовой работы является изучение устройства, планировки и размещения оборудования магазина и выработка рекомендаций по их рационализации.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
-рассмотреть задачи совершенствования и общие требования к устройству и планировке магазинов;
-проанализировать практический аспект устройства, планировки оборудования магазина и основные направления их рационализации.
Объектом исследования является ОДО "Ледаагорсервис".
Предметом исследования является устройство и планировка магазина ("Юбилейный") ОДО " Ледаагорсервис ".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
3
1. УСТРОЙСТВО, ПЛАНИРОВКА И ОБОРУДОВАНИЕ МАГАЗИНА ….
6
1.1 Требования к устройству магазинов ….…………………………………..
6
1.2 Состав и взаимосвязь помещений магазина ……………………………..
1.3 Планировка торгового зала магазина и ее влияние на организацию торгово-технологического процесса ………………………………………….
13

20
2. АНАЛИЗ ПЛАНИРОВКИ И ОБОРУДОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ………………….........

26
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ...........
26
2.2 Устройство, планировка и оборудование магазина ……………………
2.3 Пути совершенствования устройства и планировки магазина…………
32
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….

Файлы: 1 файл

Моя работа.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

Эффективность использования  торговой площади магазина оценивается  с помощью коэффициентов установочной и демонстрационной площади и  коэффициента емкости торгового  оборудования.

Коэффициент установочной площади - это отношение площади, занятой торговым оборудованием к общей площади торгового зала.

В магазине «Юбилейный»  этот коэффициент равен 0.32 (87,3/274). Это  свидетельствует о том, что площадь  занятая торговым оборудованием  используется эффективно, так как коэффициент для магазина смешанного ассортимента составляет 0,29 - 0,32.

Коэффициент демонстрационной площади - это отношение площади, используемой для выкладки товара к  общей площади торгового зала.

В магазине этот коэффициент равен 0.83 (227,6/274). Использование демонстрационной площади на данном предприятии оптимально, так как коэффициент демонстрационной площади для данного магазина должен быть в пределах 0,75 - 0,83.

Коэффициент емкости  торгового оборудования - это отношение демонстрационной площади к установочной площади. Норма этого коэффициента 2,2-3.

На данном предприятии  коэффициент емкости составляет 2,6 (227,6/87,3).

Торговая площадь на данном предприятии используется эффективно, о чем свидетельствуют выше перечисленные показатели, что в свою очередь помогает покупателям легче ориентироваться в торговом зале, улучшает работу продавцов, ускоряет движение потоков покупателей.

Торговый зал отдела «Продукты» магазина «Юбилейный» спроектирован  с учетом применения самообслуживания как основной формы обслуживания покупателей. С учетом этого организован единый централизованный расчетный узел, а также площадь для хранения личных вещей покупателей, инвентарных корзин и тележек. Планировка торгового зала в данном магазине обеспечивает:

- свободное движение покупательского потока с учетом его плотности, обеспеченное рациональным размещением торгового оборудования с достаточной шириной проходов;

- кратчайшие пути движения товаров с мест хранения в места их продажи;

- хорошую просматриваемость торгового зала;

- эффективное использование рекламных средств и символов, а также планировочных решений торгового зала для быстрой ориентации покупателей в торговом зале.

От наличия в магазине определенных функциональных помещений, во многом зависит эффективность торгово-технологического процесса. Данные помещения должны обеспечивать все необходимые условия для торгового обслуживания покупателей, удобства для работников и сохранности товарно-материальных ценностей.

Магазин «Юбилейный»  полностью обеспечен складскими помещениями, помещениями для приемки и подготовки товаров к продаже. В магазине имеется гардероб для работников прилавка, обслуживающего персонала, комната для приёма пищи, туалеты, моечная, административные помещения.

Данное торговое предприятие обеспечено также водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением, электроосвещением, вентиляцией (установлены кондиционеры), площадями связи (проходами, проездами, коридорами).

Таким образом, можно  сделать вывод, что здание данного магазина имеет выразительный архитектурно-строи тельный облик. Архитектура здания увязана с общей композицией улицы города, цветовое и художественное решение всех элементов магазина сочетаются и способствуют созданию максимума комфорта покупателя и наилучшего показа товара. Магазин полностью отвечает всем технологическим требованиям: архитектурно-строительным, экономическим и санитарно-гигиеническим.

На данном предприятии  используется современное специализированное торговое оборудование, которое полностью отвечает эргономическим, эстетическим и санитарным требованиям.

В магазине «Юбилейный» (продуктовый отдел) используются следующие  виды оборудования:

- холодильные камеры - имеют сборно-разборную конструкцию, предназначены для складских помещений магазина;

- холодильные шкафы - используются на рабочем месте продавца, имеют холодильные агрегаты;

- холодильные витрины - используются для показа и продажи охлажденных и замороженных продуктов;

- холодильные прилавки - используются для хранения, демонстрации и продажи охлажденных гастрономических продуктов;

- торговое измерительное оборудование - весы, гири, меры длины и объема;

- контрольно-кассовое оборудование - контрольно-кассовые машины. Торговый зал отдела «Промышленные товары» оборудован

современными витринами, стеллажами, горками, примерочными кабанами.

Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к  продаже оснащены стеллажами, вешалами, столами, подтоварниками, поддонами.

Таким образом, можно  сделать вывод, что на данном торговом предприятии торговое оборудование используется эффективно, так как оно позволяет рационально организовать торгово-технологический процесс, механизирует тяжелые и трудоемкие операции, позволяет максимально использовать площадь и объем торговых и складских помещений, а также улучшает эстетическое оформление торгового зала.

 

2.3. Пути совершенствования устройства и планировки магазина

 

Проведенное исследование планировки оборудования помещений  магазина "Юбилейного" позволило  сделать следующие выводы.

-помещения для хранения товаров в рассматриваемом магазине по своему устройству отвечают требованиям рационального хранения необходимого запаса товаров, а также оснащены соответствующим технологическим оборудованием;

-торговый зал связан  с помещениями для приемки  товаров кратчайшим путем, что особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании;

-в торговом  зале  стены имеют блестящую поверхность,  поверхность полов ровная, нескользкая,  влагоустойчивая и прочная.

-искусственное освещение  торгового зала равномерное, яркое и имеет благоприятный спектральный состав.

-планировка узла расчета  обеспечивает беспрепятственное  направление движения покупательских  потоков, исключать встречные  потоки.

-административно-хозяйственные  помещения магазина расположены  удобно для всех работников;

-магазин "Юбилейный"  в полной мере оснащен организационной  техникой, (компьютеры подключенные  в сеть, факс, модем, принтеры, ксерокс,  мини-АТС).

Однако, кроме достоинств в ходе проведенного исследования был выявлен и недостаток:

-торговый зал и складские помещения, предназначенные для хранения и подготовки товаров к продаже, находятся не на одном уровне, что могло бы обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров;

-необходимо  улучшить организацию и обслуживание рабочих мест, что должно обеспечивать персоналу магазина благоприятные условия для эффективного использования рабочего времени и оборудования, повышения производительности труда.

По итогам проведенного изучения устройства, планировки и оборудования магазина вносятся следующие предложения по их совершенствованию:

-произвести более  рациональное размещение оборудования;

-оптимизировать выкладку  товаров в торговом зале, крупногабаритная  техника (холодильники, водонагреватели должны располагаться на полу, без применения поддонов, стендов), что позволит сократить перегруженность торгового зала установочным оборудованием;

-усовершенствовать расчетные  операции с покупателями путем  использования более совершенного  кассового оборудования.

При этом в целом, совершенствование  планировки магазина "Юбилейный" и размещение товаров будет направлено на:

-выбор оптимального  режима работы предприятия и  организации труда.

Товары следует доставлять в торговый зал в то время, когда  в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки или тару-оборудование.

Оптимизацию оснащенности рассматриваемого магазина следует  осуществлять в следующих направлениях:

-обеспечить соответствие оборудования товарному профилю и размерам торгового зала магазина;

-продолжать улучшать  оснащение магазина оборудованием  для хранения товаров с учетом  используемых методов розничной  продажи товаров.

Необходимо отметить, что внедрение новых видов оборудования, размещаемого на площади торгового зала магазина предполагает в свою очередь увеличение расходов по содержанию оборудования, амортизации основных средств. Но ещё раз необходимо подчеркнуть, что в условиях рыночной экономики, к чему мы и стремимся, одной из главных задач, стоящих перед розничным торговым предприятием является выявление путей и возможностей сокращения затрат времени покупателей на приобретение товаров, более полное удовлетворение спроса, повышение качества торгового обслуживания. А это невозможно без совершенствования материально-технической базы. Кроме того, установка дополнительных единиц торгового оборудования и выкладки на нём товаров, имеющих высокую оборачиваемость, позволит получить значительный объём товарооборота, темп роста которого может превысить темп роста затрат на содержание и амортизацию оборудования. В результате уровень издержек обращения (несмотря на рост суммы условно-постоянных затрат) всё равно снизится.

Данные мероприятия  будут способствовать росту товарооборота и валового дохода при неизменных издержках обращения, а соответственно и росту прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения:

Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади. Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы: торговые; для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; вспомогательные; административно-бытовые; технические. При этом торговые помещения занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. К ним относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям. Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.

К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже  относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые  камеры для хранения скоропортящихся  продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов. Подсобные помещения включают помещения для хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке товаров на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, помещения для приема посуды, моечные. К административно-бытовым помещениям относят конторские помещения, кабинет директора магазина, помещения для размещения столовой или буфета для персонала магазина, комнаты отдыха, главную кассу, здравпункт, гардеробные, душевые и т. п. Технические помещения - вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовая, помещение теплового узла или котельной, радиоузел, камеры кондиционирования воздуха.

Все помещения магазина должны быть расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так, планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомогательных и административно-бытовых помещений должна отвечать следующим основным требованиям:

-торговые помещения должны быть  непосредственно связаны с помещениями  для хранения и подготовки  товаров к продаже, чтобы можно  было обеспечить оперативное  пополнение товарных запасов  в торговом зале, используя кратчайшие  пути движения товаров;

-оптимальным является решение,  когда торговый зал и кладовые  расположены на одном уровне;

-торговый зал должен быть  связан с помещениями для приемки  товаров по возможности кратчайшим  путем, что особенно важно при  поступлении в магазин товаров  в таре-оборудовании;

-помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров,  упаковочных материалов и инвентаря  желательно располагать непосредственно  у приемочной или разгрузочной  рампы;

-административно-бытовые помещения  должны быть связаны с торговыми  помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.

Проведенное исследование планировки оборудования помещений магазина "Юбилейный" позволило сделать следующие выводы.

-помещения для хранения товаров  в рассматриваемом магазине по своему устройству отвечают требованиям рационального хранения необходимого запаса товаров;

-административно-хозяйственные помещения  магазина расположены удобно  для всех работников;

-магазин достаточно хорошо оснащен  организационной техникой.

Однако, кроме достоинств в ходе проведенного исследования были выявлены и недостатки:

-даже с учетом хорошей технической  оснащенности у магазина есть  возможности для покупки более  современного оборудования и  расширения площади выкладки  товаров.

-необходимо также улучшить организацию и обслуживание рабочих мест, что должно обеспечивать персоналу магазина благоприятные условия для эффективного использования рабочего времени и оборудования, повышения производительности труда.

По итогам проведенного изучения устройства, планировки и оборудования магазина вносятся следующие предложения по их совершенствованию:

-в связи с увеличением товарных  потоков необходимо усовершенствовать  расчетные операции с покупателями  путем использования более совершенного  кассового оборудования.

При этом в целом, совершенствование  планировки магазина и размещение товаров  будет направлено на:

Информация о работе Пути совершенствования устройства и планировки магазина