Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:32, курсовая работа
Публикация «Тектологии» в наши дни является наглядным доказательством приоритета отечественной науки, глубины мысли отечественного исследователя и в то же время свидетельством закономерного характера возникновения новых, интегративных тенденций в развитии мировой науки.
Целью нашей работы является проведение ретроспективного анализа развития теории организации, т.е. «Всеобщей организационной науки». Для этого необходимо ознакомиться с «Тектологией» А.А.Богданова и экономической кибернетикой, чтобы понять, с чего началось развитие организационной науки, как оно проходило и что изменилось к настоящему времени.
Введение 3
Глава 1. Ретроспективный анализ развития теории организации 5
1.1. Организационная точка зрения 5
1.2. Предпосылки всеобщей организационной науки 7
1.3. Прообразы всеобщей организационной науки 10
1.4. Основные организационные механизмы 12
Глава 2. Анализ предприятия ЗАО «Тандер» на примере магазина «Магнит-Сочи» 26
2.1. Организационно-правовая форма ЗАО «Тандера» 26
2.2. Цели и задачи на примере магазина «Магнит-Сочи» 28
2.3. Анализ организационной структуры управления магазина «Магнит-Сочи» 30
2.4. Анализ внешней среды магазина «Магнит-Сочи» 35
Заключение 38
Список используемых источников 40
Приложения 41
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГБОУВПО «Сочинский Государственный Университет»
Экономический факультет
Кафедра «Менеджмента»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине: «Теория организации»
на тему: «Ретроспективный анализ развития теории организации»
направление бакалавриата 080200
профиль «Менеджмент»
Выполнила: студентка
группы 11-БМ-2
СИМОЧЕНКО
Елена Сергеевна
Руководитель
курсовой работы:
к.э.н., доцент
АНИСИМОВА
Нина Николаевна
Допущена к защите:
«___»_________2012г.
__________________
г. Сочи,
2012
Содержание
Введение 3
Глава 1. Ретроспективный анализ развития теории организации 5
1.1. Организационная точка зрения 5
1.2. Предпосылки всеобщей организационной науки 7
1.3. Прообразы всеобщей организационной науки 10
1.4. Основные организационные механизмы 12
Глава 2. Анализ предприятия ЗАО «Тандер» на примере магазина «Магнит-Сочи» 26
2.1. Организационно-правовая форма ЗАО «Тандера» 26
2.2. Цели и задачи на примере магазина «Магнит-Сочи» 28
2.3. Анализ организационной структуры управления магазина «Магнит-Сочи» 30
2.4. Анализ внешней среды магазина «Магнит-Сочи» 35
Заключение 38
Список используемых источников 40
Приложения 41
Введение
«Всеобщая организационная наука», или «Тектология» - выдающийся памятник русской теоретической мысли начала XX в. По своему содержанию «Тектология» намного обогнала свое время. Ее время наступило только в середине нашего века — в период бурного распространения идей научно-технической революции. Развитие современных научно-технических дисциплин показало, что многие положения кибернетики и общей теории систем предвосхищены в «Тектологии».
Исходным пунктом тектологии является признание необходимости подхода к изучению любого явления с точки зрения его организации. Принять организационную точку зрения — значит изучать любую систему с точки зрения как отношений всех ее частей, так и отношений ее как целого со средой, т. е. со всеми внешними системами. Законы организации систем едины для любых объектов, самые разнородные явления объединяются общими структурными связями и закономерностями. В соответствии с организационной точкой зрения мир рассматривается как находящийся в непрерывном изменении, в нем нет ничего постоянного, все суть изменения, действия и противодействия. В результате взаимодействия изменяющихся элементов наблюдатель может выделить некоторые типы комплексов, различающихся по степени их организованности. Организованный комплекс определяется в тектологии на основе принципа «целое больше суммы своих частей».
Специальному
анализу подвергаются основные организационные
механизмы — механизмы
Основное внимание в «Тектологии» уделяется прогрессивному отбору («подбору»), поскольку действительное сохранение форм в природе возможно лишь путем их прогрессивного развития.
Публикация «Тектологии» в наши дни является наглядным доказательством приоритета отечественной науки, глубины мысли отечественного исследователя и в то же время свидетельством закономерного характера возникновения новых, интегративных тенденций в развитии мировой науки.
Целью нашей
работы является проведение ретроспективного
анализа развития теории организации,
т.е. «Всеобщей организационной
Глава 1. Ретроспективный анализ развития теории организации
Ретроспективный
анализ изучает эффективность какой-
Несмотря на то, что этой науки до некоторых пор не существовало, ее основная точка зрения зародилась на первых же шагах жизни человечества – вместе с началом речи и мышления.
Из самой неопределенности возникло основное условие человеческого мышления о природе: основная метафора. Метафорой, т. е. буквально «перенесением», называется вообще применение слова, обозначающего одно явление, к другому явлению, имеющему с первым нечто общее.
В основной
метафоре человечество перешагнуло
через самую глубокую пропасть своего
опыта: через границу между собой
и стихиями. Основная метафора —
первый прообраз единства организационной
точки зрения на вселенную. Слово
было орудием организации социально-
Первобытное
мышление не было системой. Особая организация
слов-понятий начала создаваться, когда
в самой жизни мысль уже
стала отделяться от физически-трудового
усилия: когда появилось разделение
людей на руководителей и исполнителей,
на организаторов и организуемых,
где один обдумывает, решает и приказывает,
а другой выполняет. Таким путем
зарождалась самостоятельная
Организация мышления определялась организацией труда, средством для которой служила. А для области труда типичным было именно сочетание организаторского и исполнительского действия в их неразрывной связи. Там, где поступок человека не был обусловлен указанием другого лица — организатора, там принималось, что он сам себе указал, сам для себя явился организатором; таким путем в нем оказывалось две стороны — организаторская, или руководящая, и исполнительская, или пассивная.
Первоначальное единство организационной точки зрения сохраняется на всем протяжении эпох авторитарного быта. Мировоззрение их имеет форму «религий». Практическое значение связи людей с богами заключается именно в том, что боги одинаково управляют людьми и вещами и могут в пределах своей области предписывать вещам действия, желательные и выгодные для людей.
От поколения к поколению передавались «заветы предков. Они воспринимались и усваивались как священные или божественные предания. В них организационный опыт концентрировался в виде обычаев или правил, относившихся и к практике, и к мышлению людей. Вся организация идей регулировалась этими правилами.
Сначала авторитарная традиция была всецело устной. Когда возникли письмена, то ее основное содержание было оформлено в «священных книгах», своеобразных энциклопедиях религиозного мышления.
Главные особенности здесь две: крайний консерватизм форм и отсутствие логического порядка, основанного на разграничении специальных областей опыта. Первая черта вытекает из существа священной традиции: в ней все непреложно, все есть откровение высшего авторитета, которое не может быть изменено человеком. На самом же деле, конечно, и эта традиция изменялась по мере накопления нового организационного опыта, но с такой медленностью, которая делала перемены неуловимыми для тогдашнего сознания людей.
Вторая черта — отсутствие логического порядка в распределении материала. Обусловливалась самим способом накопления опыта. Оно происходило стихийно, без определенной связи и последовательности, новое содержание прибавлялось то в одной, то в другой области жизни.
Порядок в этом есть, но не логический, а скорее стихийно-живописный, похожий на обычный путь ассоциации мыслей в нашем сознании.
Общество, построенное
на разделении труда и на обмене,
не представляет себе организованную
систему труда в своем целом
и не может ставить свои задачи
в другом масштабе, нежели в частичном.
Это само собой понятно по отношению
к каждому из миллионов отдельных
хозяйств или предприятий, образующих
такое общество. Однако существует
и организация государственная,
задачи которой формально относятся
к обществу в целом. Но и они
всегда ставятся в специализированном
виде, при всей широте вполне частичные
по своему содержанию. Конечно, и науки,
систематизирующие
Но чем больше общество растет и развивается, тем сильнее и болезненнее для него сказывается его дезорганизация в целом. Огромная масса живых активностей, непрерывно в нем накопляемая, все труднее и все менее совершенно сохраняет свое равновесие.
Таким образом
сам ход жизни все
Практически этот процесс выражается в колоссальном росте предприятий, с одной стороны, и классовых организаций — с другой. Из массы индивидуальных предприятий наиболее устойчивыми среди общей социальной неуравновешенности оказываются наиболее крупные, они поглощают другие предприятия и расширяются еще больше. Организации же разных общественных классов — политические, культурные и иные — развиваются еще быстрее, частью уже выходя из государственно-национальных границ и становясь международными, мировыми.
Но так как неорганизованность социальной системы в целом остается, то остается также и коренная неуравновешенность, ее угнетающая, со всеми своими последствиями, и они еще продолжают обостряться благодаря ускоряющемуся росту и усложнению общественного процесса. Единая общественно-трудовая система, включающая вещи, людей и идеи, нуждается в координировании, взаимоприспособлении. Для этого становится необходимой наука, которая будет охватывать всех их вместе и параллельно.
Но такая наука не может возникнуть сразу, без исторической подготовки: организационный опыт развивается непрерывно, его новые формы складываются последовательно, шаг за шагом.
С тех пор
ход вещей наглядно для всех поставил
организационные задачи человечества
в мировом масштабе и обнаружил
бессилие по отношению к ним старых
точек зрения, старых способов мышления.
Человечеству нужна принципиально
новая точка зрения, новый способ
мышления. Но они являются в истории
только тогда, когда либо развивается
новая организация всего
В его жизненных отношениях, в обстановке его труда и борьбы заключались условия, порождавшие тот способ мышления, которого не было, ту точку зрения, которой не хватало. Требовалось время, чтобы она сложилась, чтобы она была осознана и выражена.
По мере совершенствования машин роль работника при них меняла свой характер. Самое глубокое разъединение в рамках сотрудничества было то, которое обособило организатора от исполнителя, усилие умственное от усилия физического. В научной технике труд рабочего совмещает оба типа. Работа организатора есть управление и контроль над исполнителем; работа исполнителя — физическое воздействие на объекты труда. В машинном производстве деятельность рабочего есть управление и контроль над машиною путем физического воздействия на нее. Это совмещение типов весьма слабо выражено в самом начале развития машинной техники. Оно выступает резче и определеннее по мере того, как машина совершенствуется, усложняется, приближаясь все более к типу «автоматического» механизма, при котором сущность работы — живой контроль, постоянно активное внимание. Совмещение завершится вполне тогда, когда выработается еще более высокая форма машин — саморегулирующиеся механизмы.
Также преодолевается и другое разъединение работников — их техническая специализация. Специализация переносится на машину, на рабочий инструмент; а что касается различий в опыте и в переживаниях самих работников, имеющих дело с разными машинами, то эти различия все более уменьшаются, а при высшей технике делаются практически ничтожны по сравнению с той суммой исходного опыта, которые входят в содержание труда (наблюдения, контроля, управления машиною).
Рабочий класс осуществляет дело организации вещей в своем труде, организации своих коллективно-человеческих сил в своей социальной борьбе. Опыт той или иной области ему приходится связывать в свою особую идеологию — организацию идей.
Таким образом
сами жизненные обстоятельства делают
его организатором
Мировая война и вышедшая из нее мировая революция — различными путями ведут рабочий класс в этом направлении.
Мировая война сама по себе явилась величайшей организационной школой, вызвала беспримерное напряжение организационных способностей всякой личности, всякого коллектива, прямо или косвенно в ней участвовавшего, дала им невиданный по богатству организационный опыт. Этот опыт отличается и исключительно строгой постановкой задачи, которую приходится решать во что бы то ни стало или погибать, и всесторонностью задачи.
Война была первой фазой великого организационного кризиса; она вызвала вторую фазу — революцию. Рабочий класс революция не только заставила спешно и напряженно организовать свои силы — она поставила его в небывалое положение: по крайней мере в некоторых странах она принудила его взять в свои руки организацию общественной жизни в ее целом.
Так создались все жизненные предпосылки этой науки. Долгим и трудным путем шло к ней человечество. Она есть наука общечеловеческая в высшем и самом полном значении этого слова.
Тектология должна научно систематизировать в целом организационный опыт человечества. Каждый человек в отдельности обладает некоторой долей этого опыта, не только в своей специальной отрасли, но также в очень многих других. Этот опыт он так или иначе систематизирует и руководствуется им в самых различных жизненных случаях. Иначе говоря, у каждого человека есть своя маленькая и несовершенная, стихийно построенная «тектология». В практике и в мышлении он оперирует «тектологически».
Но эту обыденную тектологию не стоит считать просто индивидуальной, поскольку большую ее долю человек получает из своей социальной среды, через общение с другими людьми. Следовательно, и в обыденной тектологии существуют элементы, которые являются общими для массы людей, можно сказать общепринятыми. Из них мы часто будем исходить в своем анализе – это язык и речь.
Информация о работе Ретроспективный анализ развития теории организации