Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 09:46, курсовая работа
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время, хотя саморегулирование в России и развивается, оно не является широко распространенным явлением. В ряде секторов экономики и на межотраслевом уровне существуют некоммерческие организации, называющие себя организациями саморегулирования. Часть из них имеет официальный статус саморегулируемых организаций в соответствии с отраслевым законодательством (профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, негосударственного пенсионного обеспечения, оценочной деятельности, арбитражного управления, рекламы и т.п.). В условиях становления института саморегулирования необходимо оценить готовность бизнеса к саморегулированию и готовность системы государственного управления передать ряд контролирующих функций, а также возможные риски и последствия построения системы саморегулирования в России в целом и для отдельных видов деятельности в частности.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие, признаки, функции и виды саморегулируемых организаций…….6
1.1. Понятие, признаки, функции саморегулируемых организаций ……….....6
1.2. Виды саморегулируемых организаций…………………………………….11
2. Правовые основы деятельности саморегулируемых организаций…….......17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………
САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
Регистрационный №________
“_____”___________ 200__ г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПРАВОВЫМ ОСНОВАМ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
на тему:
“ САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ”
Специальность 061000 – “Государственное и муниципальное управление”
Студент очного отделения
4 курса ГМУ
Абазян Т.Н.
Научный руководитель:
Ассистент Логинова Е.С.
Южно–Сахалинск – 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие, признаки, функции и виды саморегулируемых организаций…….6
1.1. Понятие, признаки, функции саморегулируемых организаций ……….....6
1.2. Виды саморегулируемых организаций…………………………………….11
2. Правовые основы деятельности саморегулируемых организаций…….......17
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложения
Введение
На современном этапе развития российского общества решающее значение приобретает совершенствование форм публичного регулирования экономической деятельности. Наиболее перспективные направления роста связаны с использованием потенциала саморегулирования, которое может внести серьезный вклад в решение стоящих перед российской экономикой задач.
Саморегулирование как институт экономической системы, объединяющий представителей предпринимательского сообщества, во многом будет способствовать реализации задач развития частно-государственного партнерства и других механизмов гражданского общества, создания эффективных инструментов взаимодействия между обществом, бизнесом и государством, расширения участия предпринимателей в подготовке и принятии нормативных решений, выработке и реализации внешнеэкономической политики.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время, хотя саморегулирование в России и развивается, оно не является широко распространенным явлением. В ряде секторов экономики и на межотраслевом уровне существуют некоммерческие организации, называющие себя организациями саморегулирования. Часть из них имеет официальный статус саморегулируемых организаций в соответствии с отраслевым законодательством (профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, негосударственного пенсионного обеспечения, оценочной деятельности, арбитражного управления, рекламы и т.п.). В условиях становления института саморегулирования необходимо оценить готовность бизнеса к саморегулированию и готовность системы государственного управления передать ряд контролирующих функций, а также возможные риски и последствия построения системы саморегулирования в России в целом и для отдельных видов деятельности в частности.
Основным источниками при написании работы явились: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 26.09.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», и др.
Научная новизна работы заключается в обобщении и систематизации ряда правовых положений о саморегулируемых организациях.
Объектом исследования выступают правовые отношения в сфере саморегулируемых организациях.
Предметом исследования является совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций.
Целью настоящей работы является изучение функционирования саморегулируемых организаций.
Достижению поставленной цели служит выполнение следующих задач:
- рассмотреть понятие, признаки, функции саморегулируемых организаций;
- изучить виды саморегулируемых организаций;
- правовые основы деятельности саморегулируемых организаций
Структура работы обусловлена ее содержанием, состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.
Методологической основой работы являются общенаучные методы системного анализа и обобщения нормативных, научных и практических материалов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализирован теоретический и правовой материал по исследуемой проблеме.
Практическое значение работы состоит в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы в школьных и вузовских курсах, спецкурсах и спецсеминарах по обществознанию, праву.
1. Понятие,
признаки, функции и виды
1.1. Понятие, признаки, функции саморегулируемых организаций
Целью организаций саморегулирования является обеспечение добросовестного осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности ее членами, а также установление и поддержание более высоких стандартов, чем те, которые установлены законодательством. Саморегулирование предполагает добровольный контроль организаций за поведением бизнеса в определенных сферах, основанный не только на силе закона, но и на правилах, установленных самим деловым сообществом.
Согласно Федеральному закону N 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях»1 под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований установленных стандартов и правил.
Таким образом, саморегулирование – это институт, в рамках которого участниками рынка создаются, адаптируются и изменяются легитимные правила, регулирующие их предпринимательскую и профессиональную деятельность. Он, как правило, реализуется через саморегулируемые организации (СРО). Объекты регулирования имеют возможность легитимно управлять поведением СРО.
Законом определены основные отличительные признаки СРО: 1) принцип достаточного представительства субъектов предпринимательской (не менее 25) или профессиональной деятельности (не менее 100)2; 2) наличие стандартов предпринимательской и (или) профессиональной деятельности, обязательных для соблюдения членами СРО, и контроль за их исполнением членами саморегулируемой организации; 3) создание механизмов внесудебного разрешения споров между членами СРО и между членами СРО и потребителями товаров (работ, услуг); 4) создание механизмов ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам.
С учетом перечисленных отличительных признаков, участники СРО делегируют ей следующие функции.
Ключевой характеристикой организации саморегулирования является наличие первых пяти функций. Это основные функции управления, позволяющие отличить организацию саморегулирования от других объединений бизнеса. Отсутствие какой-либо из указанных пяти функций свидетельствует о том, что ассоциация бизнеса не является организацией саморегулирования.3
Функции шестая и седьмая позволяют учитывать интересы групп, не входящих в организацию саморегулирования, снижая издержки участников организации на разрешение споров в индивидуальном порядке, в том числе на координацию работы с обращениями потребителей. Централизованное рассмотрение жалоб на нарушение стандартов и правил участниками организации саморегулирования упрощает контроль за деятельностью членов СРО.
Основными причинами использования механизмов саморегулирования по устоявшемуся в развитых странах мнению являются:
- способность саморегулирования повышать эффективность деятельности участников рынка и уровень доверия к ним потребителей,
- снижение издержек на донесение информации о стандартах, о качестве продукции конкретных производителей до потребителей,
- способность саморегулирования повышать стандарты рыночного поведения, бороться с провалами рынка и оперативно откликаться на запросы потребителей.
Вследствие вышесказанного участие в саморегулируемой организации является привлекательным для бизнеса и профессиональных участников источником положительной деловой репутации.
Саморегулирование имеет объективные преимущества перед государственным регулированием. Во-первых, оно гибче и быстрее откликается на новые явления и потребности бизнеса в отрасли. Во-вторых, система саморегулирования менее формализована. Органы саморегулирования могут подходить к конкретным действиям конкретной организации не только с точки зрения законодательных норм, но и здравого смысла. В-третьих, нормы саморегулирования зачастую более реалистичны, чем законодательство, так как идут от потребностей реальной жизни и реально сложившихся отношений.4
По степени охвата, отношения к государству, общности интересов участников и учета интересов потребителей и общества различают несколько способов реализации саморегулирования, ключевыми из которых являются: создание коллективных товарных знаков как особого рыночного сигнала; делегирование полномочий.5
Таким образом, саморегулируемые организации (СРО) — некоммерческие юридические лица, действующие на принципах членства, объединяющие предпринимателей и граждан, занимающихся определенными видами деятельности и призванные разрабатывать специализированные правила и стандарты, а также осуществлять надзор за их соблюдением.
СРО создается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации6 и Федеральным законом «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12 января 1996 года.7 В составе СРО должно быть не менее двадцати пяти организаций или индивидуальных предпринимателей, либо не менее ста граждан, занимающихся определенной профессиональной деятельностью, если законом не установлено иное.
Источниками формирования имущества саморегулируемой организации являются:
- регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации (вступительные, членские и целевые взносы);
- добровольные имущественные взносы и пожертвования;
- доходы от оказания услуг по предоставлению информации, раскрытие которой может осуществляться на платной основе;
- доходы от оказания образовательных услуг, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;
- доходы от продажи информационных материалов, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;
- доходы, полученные от размещения денежных средств на банковских депозитах;
- другие не запрещенные законом источники.
Членами СРО должны быть лица, занимающиеся строительством, проектированием, аудитом, инженерными изысканиями, медициной, оценкой и иными работами, предусмотренными российскими законами. СРО должны быть зарегистрированы в официальном реестре саморегулируемых организаций.
Саморегулируемая организация
должна обеспечивать дополнительную имущественную
ответственность каждого ее члена
перед потребителями
Таким образом, саморегулируемые
организации это такие
1.2. Виды саморегулируемых организаций
Вид саморегулируемой организации
зависит от видов деятельности субъектов,
участвующих в данных организациях.
Так, они могут создаваться субъектами или профессиональной,
или предпринимательской деятельности.
Существуют и смешанные виды саморегулируемых
организаций, то есть при определенных
условиях возможно совместное членство
как субъектов профессиональной, так и
субъектов предпринимательской деятельности.9
Однако, основным существенным критерием,
определяющим виды саморегулируемых организаций,
является требование к членству субъектов
различных видов деятельности в СРО –
является ли оно добровольным либо обязательным
в силу закона. Основная концепция саморегулирования
- это передача государством саморегулируемым
организациям контролирующих функций
над исполнением субъектами отрасли специальных
требований законодательства, регулирующих
данный вид деятельности. Основанием передачи
контролирующих функций государством
саморегулируемым организациям является
наличие публичной составляющей в деятельности
субъектов данного вида деятельности,
которая по определению требует введения
специальных требований к деятельности
субъектов, работающих в данной сфере
деятельности.10 В данном случае государство в зависимости
от значимости данной публичной составляющей
в деятельности либо вводит дополнительное
требование для субъектов, исполняющих
в своей деятельности данную функцию –
членство в СРО, либо создает различный
порядок контроля над деятельностью субъектов,
являющихся членом СРО и не являющихся
членами СРО. Введение нормы обязательного
членства возможно только через внесение
подобной нормы в федеральные законы,
регулирующие тот или иной вид деятельности.
Последствием обязательного членства
в СРО, занимающихся определенным видом
деятельности, в первую очередь, станет
передача СРО право допуска субъектов
деятельности на рынок либо в профессию
(в зависимости от вида СРО, определяемого
членством субъектов) и насильственный
вывод с рынка. Использование государством
столь жесткого инструмента регулирования
обосновано, например, с точки зрения эффективности
выполнения государством общественно
важных функций, касающихся защиты жизни,
здоровья граждан, в случае если деятельность
субъектов предпринимательской и профессиональной
деятельности определенного вида косвенным
образом связана с риском нанесения ущерба
жизни, здоровью граждан. Требование обязательного
членства может быть введено в том случае,
если нарушения деятельности субъектов
регулирования в силу технологических
особенностей процессов производства
могут повлечь необратимые последствия
для экологии региона либо нанести иной
ущерб окружающей среде.11
Информация о работе Саморегулируемые организации: понятие, виды, цели создания