Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 09:46, курсовая работа
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время, хотя саморегулирование в России и развивается, оно не является широко распространенным явлением. В ряде секторов экономики и на межотраслевом уровне существуют некоммерческие организации, называющие себя организациями саморегулирования. Часть из них имеет официальный статус саморегулируемых организаций в соответствии с отраслевым законодательством (профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, негосударственного пенсионного обеспечения, оценочной деятельности, арбитражного управления, рекламы и т.п.). В условиях становления института саморегулирования необходимо оценить готовность бизнеса к саморегулированию и готовность системы государственного управления передать ряд контролирующих функций, а также возможные риски и последствия построения системы саморегулирования в России в целом и для отдельных видов деятельности в частности.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие, признаки, функции и виды саморегулируемых организаций…….6
1.1. Понятие, признаки, функции саморегулируемых организаций ……….....6
1.2. Виды саморегулируемых организаций…………………………………….11
2. Правовые основы деятельности саморегулируемых организаций…….......17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………
Для естественных монополий
требование обязательного членства может быть обусловлено требованием
сохранения технологического единства
отрасли и процессов производства и невозможности
исключения объекта регулирования с рынка
без последствий для безопасности системы.
Закрепление требования обязательного
членства, с одной стороны, накладывает
на СРО большой объем контролирующих функций,
а, с другой стороны, вся ответственность
за деятельность своих членов перед государством
ложится на СРО. Таким образом, законом
должен быть четко определен предмет и
объем контрольных функций, который переходит
к СРО от государственных контрольных
органов и определен механизм обеспечения
ответственности СРО перед государством
за эффективное исполнение этих функций.
Через правила деятельности, разработанные
в СРО и принятые всеми членами, СРО транслирует
на уровень членства требования к деятельности
своих членов, установленные государством,
включая механизм ответственности, обеспечивающий
эффективное выполнение СРО контрольных
функций за деятельностью своих членов.
Требование закона в части «добровольности
членства» может быть удовлетворено возможностью
существования нескольких СРО в одном
виде деятельности, которые имеют различные
требования к членству в своих организациях,
а также различные правила деятельности
организации. Возможность выбора субъектом
деятельности СРО с наиболее приемлемыми
условиями членства обеспечивает существование
конкурентной среды на рынке оказываемых
СРО услуг.
Если особенности вида деятельности, в котором введен инструмент саморегулирования, требуют введение единых стандартов деятельности, вне зависимости от членства в СРО, либо такие требования содержатся в законодательстве, которое регулирует данный вид деятельности, необходимо создание союзов СРО. Союзы СРО выполняют функцию разработчика единых стандартов отрасли, правил профессиональной деятельности субъектов данного вида деятельности, являющихся членами СРО, входящих в союз. В том случае, когда в отрасли законодательно принята норма обязательного членства в СРО, союзы СРО устанавливают единые стандарты и правила деятельности субъектов отрасли и/или профессии, согласованные с государством. Согласование заключается в подтверждении уполномоченным органом того, что разработанные правила и стандарты не противоречат требованиям федерального законодательства и законодательства, регулирующего данный вид деятельности.12
Существование одной СРО возможно в монопольных отраслях, таких как энергетика, и железнодорожный транспорт, то есть отраслях, связанных неразрывностью технологического цикла производства, имеющего стратегическое значение для страны.
Закон, устанавливающий
требования обязательного членства
в СРО, должен содержать нормы, исключающие
возможность двойного контроля над
деятельностью субъектов
Если государство
заинтересовано в создании СРО в определенном
виде деятельности, в силу определенных
причин, то оно декларирует свою заинтересованность
через государственные преференции членам
СРО. Преференции должны заключаться в
предоставлении членам СРО дополнительных
возможностей в сокращении издержек своей
предпринимательской либо профессиональной
деятельности, то есть повышение ее эффективности.
Регулирующая роль государства в данном
случае заключается в уравновешивании
конфликта между потребителями производимых
членами СРО товаров и услуг и самими производителями.
Механизм саморегулирования дает возможность
государству, с одной стороны, создать
в данном виде деятельности, реальный,
прозрачный механизм обеспечения ответственности
производителей перед потребителями,
а, с другой стороны, перераспределить
полномочия по контролю над качеством
производимых товаров, услуг между производителями
и потребителями, и тем самым создать равновесную
систему, обеспечивающую интересы всех
представителей данного конфликта.13
Таким образом,
отсутствие законодательно закрепленного
требования членства в СРО для субъекта
данного вида деятельности указывает
на возможность выбора.
Субъект принимает решение стать членом СРО, и в этом случае контроль соблюдения требований законодательства, регулирующего данный вид деятельности, осуществляет СРО через инкорпорирование в Правила и стандарты деятельности организации требований законодательства. Член СРО получает экономию вследствие оптимизации затрат на контролирующие мероприятия и получает механизм урегулирования и возмещения вреда третьим лицам.14
В дальнейшем возможно существование комбинированных видов СРО по условию членства. Например, когда в целом деятельность субъекта не требует введения обязательного членства, так как не затрагивает стратегические, общественно важные сферы деятельности (публичный интерес), но отдельные направления данной деятельности могут быть выполнены субъектом только при условии наличия определенной квалификации либо иных дополнительных требований – данное направление деятельности может требовать обязательного членства в СРО.
Таким образом, СРО могут существовать в различных видах, в зависимости от поставленных задач и целей саморегулирования данного вида деятельности, а также от:
- вида деятельности субъектов членов СРО – предпринимательской и/или профессиональной;
- специфики самой деятельности, определяющей необходимое количество СРО в данном виде деятельности, и структуру саморегулирования в данном виде деятельности;
- уровня требования федерального законодательства в отношении степени обязательности членства в СРО, обоснованного уровнем общественной (публичный интерес) и стратегической значимости деятельности субъектов СРО.
Этап развития правового статуса саморегулируемых организаций начался с 1998 г. и продолжается до сих пор. Его начало было ознаменовано принятием Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 21 декабря 2001 г., 21 марта 2002 г.).15
Основной целью данного этапа стало создание саморегулируемых организаций не только на фондовом рынке, но и во всех иных сферах предпринимательской деятельности.
Федеральным законом № 135-ФЗ было зафиксировано право юридических лиц, осуществляющих оценочную деятельность, объединяться в саморегулируемые организации.
Саморегулируемые организации
оценщиков могут выполнять
Данные функции аналогичны функциям саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, зафиксированных в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг». Это естественно, т.к. цель создания саморегулируемых организаций в различных сферах одна - защита прав своих членов.
Обобщающее понятие
В соответствие с Законом саморегулируемая организация - это некоммерческая организация, созданная путем объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и имеющая своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами саморегулируемой организации.
Правом создавать
Следующим нормативным актом, установившим новый вид саморегулируемых организаций, стал Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».17 Данным Законом было установлено право управляющих компаний объединяться в саморегулируемые организации. Управляющая организация - организация, осуществляющая пользование и распоряжение инвестиционным фондом исключительно в интересах собственников фонда или учредителей доверительного управления.
Дальнейшее развитие
института саморегулируемых организаций
связано с принятием 27 сентября 2002
г. Государственной Думой федераль
Федеральный закон от
26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав
юридических лиц и индивидуальн
Так, принятие изменений в законе решает один из позиционных конфликтов, которых в рыночной экономике существует четыре (некоторые эксперты считают, что больше): работодатель — наемный работник, потребитель — производитель, монополист — конкурентный производитель, собственник — менеджер. Позиционные конфликты в рыночной экономике — это, с одной стороны, некий двигатель прогресса, а с другой стороны, — социальный фактор. Правильное регулирование конфликтов демонстрирует социальное лицо рыночной экономики.
Создание саморегулируемых организаций регулирует позиционный конфликт потребитель — производитель. Нерыночная экономика решение этого конфликта полностью возлагает на плечи государства: то есть ни потребитель, ни производитель в регулировании этого конфликта не участвуют, а лишь выполняют указания: что производить производителю и что потреблять потребителю.20
Закон о саморегулируемых организациях создал некие рамки, прописал ту общую структуру, которая должна присутствовать во всех саморегулируемых организациях, которые будут создаваться в различных секторах экономики или секторах производства. При создании саморегулируемых организаций главное — это продукт, товар, именно по нему может и должна происходить градация и создание объединений.
Таким образом, в Российской Федерации на основании отраслевого законодательства вполне успешно действуют СРО, основанные как на обязательном, так и на добровольном членстве. Представляется необходимым в ходе дальнейшей работы по развитию СРО и передаче им государственных функций по возможности отдавать приоритет добровольному саморегулированию и лишь при доказательстве его возможной сравнительной неэффективности устанавливать требование обязательности членства в СРО.
Заключение
Цель курсовой работы заключалась в изучении особенностей функционирования саморегулируемых организаций, изучив теоретический материал по исследуемой теме, мы пришли к следующим выводам.
Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой является разработка и установление правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также осуществление контроля за соблюдением требований законодательства в части осуществляемой предпринимательской или профессиональной деятельности и требований, указанных правил и стандартов.
Саморегулируемыми организациями
признаются созданные в целях
саморегулирования и основанные
на членстве негосударственные
Основными причинами использования механизмов саморегулирования в развитых странах и в России являются:
Информация о работе Саморегулируемые организации: понятие, виды, цели создания