Система целей организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заклю¬чает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, аследовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функциониро¬вания организации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения организационной среды………..5
1.1. Понятие «организация» и «организационная среда» предприятия……..5
1.2. Методы анализа внешней и внутренней среды организации…………….6
Глава 2. Характеристика внешней и внутренней среды организации………...13
2.1. Внутренняя среда организации и ее элементы……………………………..13
2.2. Понятие и факторы внешней среды организации………………………….17
Глава 3. Внутренняя и внешняя среда ООО «ДАВВА»………………………..25
3.1. Краткая характеристика ООО «ДАВВА»…………………………………..25
3.2. Анализ внешней среды ООО «ДАВВА»………………………………......27
3.3. Анализ внутренней среды ООО «ДАВВА»……………………………….30
Заключение………………………………………………………………………...37
Список использованных источников……………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Система целей организации курсовая.docx

— 197.45 Кб (Скачать файл)

                      

 

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра управления

 

 

 

         КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория организации»

 

на тему «Система целей организации»

 

 

                         

 

 

 

                                            Выполнила: К.Ю.Русакова, студентка 1-го

                                            курса очной формы обучения

                                            экономического факультета, группа М111б

                                            Подпись___________________

 

                                            Научный руководитель: О.А. Громенко,

                                            канд. эконом. наук, доцент

                                            Подпись___________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Люберцы

2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1.   Теоретические аспекты изучения организационной среды………..5

1.1.  Понятие «организация» и «организационная среда» предприятия……..5

1.2. Методы анализа  внешней и внутренней среды  организации…………….6

Глава 2.  Характеристика внешней и внутренней среды организации………...13

2.1.  Внутренняя среда  организации и ее элементы……………………………..13

2.2.  Понятие и факторы  внешней среды организации………………………….17

Глава 3.  Внутренняя и внешняя среда  ООО «ДАВВА»………………………..25

3.1.  Краткая характеристика  ООО «ДАВВА»…………………………………..25

3.2.   Анализ внешней  среды  ООО «ДАВВА»………………………………......27

3.3.   Анализ внутренней  среды  ООО «ДАВВА»……………………………….30

Заключение………………………………………………………………………...37

Список использованных источников……………………………………………..40

Приложения

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе 
возможность выживания.

Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе, поэтому тема анализа внешней и внутренней среды  является актуальной на данный момент. Анализ среды организации обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей. Одной из ключевых ролей любого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса:

1. получение ресурсов из внешней среды (вход);

2. превращение ресурсов в продукт (преобразование);

3. передача продукта во внешнюю среду (выход).

Управление призвано обеспечивать баланс входа и выхода. Как только в организации нарушается этот баланс, она встает на путь умирания. Современный рынок резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Это как раз и находит отражение в том, что в структуре стратегического управления первым блоком является блок анализа среды организации.

Целью написания данной курсовой работы является определение современных особенностей внешней и внутренней среды функционирования предприятия городского хозяйства и возможности их использования для достижения целей предприятия.

Задачи написания курсовой работы следующие:

1. Рассмотреть  понятие и факторы внешней  среды организации.

2. Изучить  теоретические основы внутренней  среды и ее элементы.

3. Рассмотреть  методы анализа внешней и внутренней  среды организации.

4. Дать  краткую характеристику ООО «ДАВВА».

5. Провести  анализ внешней среды ООО «ДАВВА».

    Предметом исследования выступают современные особенности внешней и внутренней среды функционирования предприятия. Объектом исследования является предприятие городского хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СРЕДЫ

 

    1.  Понятие «организация» и «организационная среда» предприятия

 

Понятие организации весьма многозначно. Наиболее упрощенное, частное понимание организации – это отдельная фирма как производственная единица, представляющая собой единый целостный организм. Она состоит из лиц, которые имеют перед собой некую объединяющую цель и, работая в одной команде, группе, используют определенные знания и технические приемы.

С точки зрения теории менеджмента, организация трактуется более широко: «организация составляет одну из важнейших функций современного менеджмента, осуществление которой — наиболее существенная часть деятельности руководителей всех уровней»1.

Наиболее справедливым и полным представляется определение сущности организации как процесса: это составная часть менеджмента, заключающаяся в решении вопросов формирования структуры, касающихся ответственности, посредством которой поставленные перед предприятием задачи распределяются между отдельными руководителями (менеджерами) : инспекторами-контролерами и другими служащими; формальных внутренних взаимоотношений между служащими предприятия по поводу распределения ответственности.

Организационная структура - целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы функционирующие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.

Организационная среда в менеджменте обеспечивает рациональное пространственно-временное распределение всех элементов производственного процесса с целью наиболее эффективного выполнения принятых плановых решений. В этом аспекте организация представляет собой средство исполнения плановых заданий и формирует условия, в которых последние будут осуществляться. Указанное выше положение имеет большое значение, так как оно требует гибкой организации и динамичного изменения ее в зависимости от содержания и масштабов деятельности предприятия.

Согласно теории систем, все организации являются открытыми системами, выживание которых зависит от внешнего мира.2 Такая система не является самообеспечивающейся, - через  проницаемые границы она обменивается с внешней средой энергией, информацией, материалами. Открытая система, которую представляет организация, имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Организация (фирма), как система, имеющая сложно организованную внутреннюю и внешнюю среду, схематически изображена на рис.1.(приложение 1)

Таким образом, функционирование любой организации представляется возможным в рамках внешней и внутренней сред, которые определяют успешность функционирования предприятия и оказывают влияние на его операционные действия.

 

1.2.Методы анализа внешней и внутренней среды организации

В процессе взаимодействия организации с внешней средой стратегическое управление интересует, прежде всего, то, как должна вести себя организация в долгосрочной перспективе, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими организациями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а, следовательно, обеспечивать устойчивое существование организации3.

Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы изменений, постоянно что-то исчезает и что-то появляется. Одна часть из этих процессов открывает новые возможности для организации, создает для нее благоприятные условия. Другая часть, наоборот, создает дополнительные трудности и ограничения. Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь предвидеть то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление при изучении внешней среды концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.

 Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как и угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации4. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и какие слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.

Таким образом, анализ среды направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация5. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые используются в стратегическом управлении.

Применяемый для анализа среды метод СВОТ (англ. SWОТ) - сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) - является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды6. Применяя метод СВОТ, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология СВОТ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

Томпсон и Стрикланд предложили следующий примерный набор характеристик, заключение по которым должно позволить составить список слабых и сильных сторон организации, а также  список угроз и возможностей для нее, заключенных во внешней среде.

Сильные стороны: выдающаяся компетентность;  адекватные финансовые ресурсы; высокая квалификация; хорошая репутация у покупателей; известный лидер рынка; изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации; возможность получения экономии от роста объема производства; защищенность (хотя бы где-то) от сильного конкурентного давления;  подходящая технология; преимущества в области издержек; преимущества в области конкуренции; наличие инновационных способностей и возможности их реализации; проверенный временем менеджмент.

 Слабые стороны: нет ясных стратегических направлений; ухудшающаяся конкурентная позиция; устаревшее оборудование; более низкая прибыльность потому, что...;  недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами; отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности; плохое отслеживание процесса выполнения стратегии; мучение с внутренними производственными проблемами; уязвимость по отношению к конкурентному давлению; отставание в области исследований и разработок; очень узкая производственная линия; слабое представление о рынке; конкурентные недостатки; ниже среднего маркетинговые способности; неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.

Возможности: выход на новые рынки или сегменты рынка; расширение производственной линии; увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах; добавление сопутствующих продуктов; вертикальная интеграция; возможность перейти в группу с лучшей стратегией; самодовольство среди конкурирующих фирм; ускорение роста рынка.

Угрозы: возможность появления новых конкурентов; рост продаж замещающего продукта; замедление роста рынка; неблагоприятная политика правительства; возрастающее конкурентное давление; рецессия и затухание делового цикла; возрастание силы торга у покупателей и поставщиков; изменение потребностей и вкуса покупателей; неблагоприятные демографические изменения7.

Организация может дополнить каждую из четырех частей списка теми характеристиками внешней и внутренней среды, которые отражают конкретную ситуацию, в которой она находится.

После того как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица СВОТ, которая имеет следующий вид (таблица 1.1)8(приложение 2):

Слева выделяется два блока (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно выписываются все выявленные на первом этапе анализа стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два блока (возможности и угрозы), в которые выписываются все выявленные возможности и угрозы. На пересечении блоков образуется четыре поля: СИВ (сила и возможности); СИУ (сила и угрозы); СЛВ (слабость и возможности); СЛУ (слабость и угрозы). На каждом из полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. В отношении тех пар, которые были выбраны с поля СИВ, следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угрозы.

Информация о работе Система целей организации