Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 19:40, курсовая работа
Цель работы: система управления персоналом в муниципальном общеобразовательном учреждении.
В результате поставленной цели определим задачи данной работы:
1. Рассмотрение особенностей персонала школы.
2. Изучение муниципальной кадровой политики в области образования.
3. Рассмотрение технологии работы с персоналом в учреждении образования.
Введение
Все большее число людей в нашей стране разделяют положение о том, что способность организации эффективно управлять своими сотрудниками является главным источником ее долговременного процветания в современных условиях все ускоряющегося технического прогресса и усиливающейся конкуренции. В свою очередь эта способность во многом зависит от компетентности руководителей всех уровней и специалистов по управлению персоналом: понимания важности этой отрасли управления, знания общих закономерностей поведения человека в организации, владения современными методами управления персоналом.
Система управления персоналом должна носить комплексный характер и строиться на концепции, согласно которой рабочая сила рассматривается как не возобновляемый ресурс, или человеческий капитал.
Цель работы: система управления персоналом в муниципальном общеобразовательном учреждении.
В результате поставленной цели определим задачи данной работы:
1. Рассмотрение особенностей персонала школы.
2. Изучение муниципальной кадровой политики в области образования.
3. Рассмотрение технологии работы с персоналом в учреждении образования.
Предмет исследования: система управления персоналом в муниципальном общеобразовательном учреждении.
Объект исследования: управление персоналом на современном уровне в муниципальном общеобразовательном учреждении.
1 Особенности, характеристика персонала школы
(анализ кадрового состава)
К персоналу школы относятся все работники, выполняющие производственные и управленческие операции и занятые переработкой предметов труда с использованием средств труда — это определение, отражающее общее представление о персонале. Специфика образовательного учреждения предполагает особую классификацию персонала.
Таблица 1.1 – Классификацию персонала образовательного учреждения
Руководство |
|
Преподаватели |
|
Узкие специалисты |
|
Обслуживающий персонал |
|
Технический персонал |
|
Данная классификация несколько формальна, если ее рассматривать с позиции функционального разделения труда. Но образовательное учреждение — уникальная организация, профессиональные роли между всеми работниками чаще всего достаточно условны, а это предполагает, что один и тот же работник может входить в разную группу распределения функциональных обязанностей. Руководителю необходимо это учитывать, а еще лучше — управлять этим процессом в зависимости от своих управленческих целей. Сохранить функциональное распределение ролей согласно должности тоже можно, но тогда действительно получится формальная структура, где каждый работник выполняет только ему свойственные функции. С одной стороны, такой структурой легче управлять, с другой — появятся «управленческие прорехи», которые не закроешь конкретной функциональной единицей. Например, кто будет встречать гостей городского семинара, размещать их по раздевалкам, обслуживать во время обеда, если учителя будут настаивать на своих функциональных обязанностях? Кто остановит расшалившегося ребенка в коридоре и сделает ему материнское внушение, если уборщица не возьмет на себя роль воспитателя? Про перегоревшие лампочки, которые с легкостью может заменить учитель по физкультуре, если он понимает, что работает в школе, а не в фитнес - центре, и говорить не надо. Другими словами, классификация персонала образовательного учреждения должна не только отражать формальную структуру, но и быть функционально адаптирована к образовательной среде. Поэтому руководителю стоит продумать, как совместить эти составляющие. Для этого можно воспользоваться следующими данными.
Таблица 1.2 - Функциональные обязанности работников учреждения образования.
Функции работника |
Формальная должность работника, который сможет осуществлять эту функцию |
Продолжение таблицы 1.2
1 |
2 |
Осуществление ведущей деятельности по должности |
Весь персонал образовательного учреждения согласно должностным инструкциям |
Выполнение сопутствующей деятельности по исполнению нормативно- правовых актов и выполнению требований к ведению документации |
работе, по научной работе, административно- хозяйственной работе и т.д.)
|
Выполнение сопутствующей деятельности по поддержанию финансовой дисциплины |
|
Осуществление сопутствующей деятельности по поддержанию безопасных условий труда и учебы, материально- технического обеспечения |
|
Окончание таблицы 1.2
1 |
2 |
Выполнение сопутствующей деятельности по обеспечению квалифицированной подготовки программно- методического обеспечения образовательного процесса |
|
Выполнение сопутствующей деятельности по организации образовательного процесса в блоке учебно- урочной деятельности, дополнительного образования и социально- воспитательной деятельности в ОУ |
|
Осуществление сопутствующей деятельности, связанной с формированием психологически комфортного взаимодействия в педагогическом коллективе, ученической и родительской среде |
|
Выполнение сопутствующей деятельности, связанной с участием в управлении УО |
|
Если рассматривать такое распределение функциональных обязанностей, то станет понятно, например, каким образом секретарь входит в достаточно разные структуры. Ведь этот сотрудник не только выполняет функции делопроизводителя по поручению директора, но и помогает печатать методические материалы для педагогов, редактирует тексты и оформляет их на компьютере, успокаивает провинившегося посетителя кабинета директора, договаривается с этим самым директором об отгулах именно в летние месяцы для учительницы - многодетной матери. Про управление коллективом с позиции серого кардинала знает каждый уважающий себя секретарь и каждый руководитель, и это сказано без иронии.
Такую специфическую классификацию персонала школы надо уложить в определенную систему, которая, с одной стороны, отражает классический подход к построению системы управления персоналом любой организации (с формальной точки зрения), с другой — учитывает уникальность учреждения, в котором работники позволяют собой управлять только при наличии неформальной системы.
Система работы с персоналом школы — это совокупность принципов и методов управления кадрами в организации, опирающаяся на следующие подсистемы: кадровую политику, подбор, оценку, расстановку персонала, его адаптацию, мотивацию и обучение.
2 Муниципальная кадровая политика в области образования
Говоря о кадровой политике, которую определяет для себя руководитель, необходимо заметить, что начинать следует с ответа на вопрос: чем же отличается работа с персоналом от управления кадрами? Одним из главных аргументов является разница в функциональном предназначении работника. Он может быть объектом управления, то есть выполнять определенные функции в структуре деятельности учреждения, а может быть субъектом управления с определенным набором функциональных обязанностей, которые выполняет в зависимости от своих личностных и профессиональных возможностей. Следовательно, при работе с персоналом руководитель постоянно учитывает личностные особенности, как работника, так и свои собственные.
Главная задача кадровой политики в образовательном учреждении– отбор и подготовка будущих учителей. Для этого нужна программа, подразумевающая создание системной работы в этом направлении. Выработать систему отбора и подготовки школьных управленцев – одна из основных задач по организации управленческой работы в организации. Учить детей в сегодняшней и завтрашней школе должен учитель, владеющий в совершенстве новейшими методическими, информационными, коммуникационными технологиями. Поэтому национальный проект – это в первую очередь один из способов повысить престиж учительского труда.
Важность делегирования полномочий в образовательном учреждении подчеркивается Д.Е.Фишбейном. Он указывает, что директор не должен брать все функции на себя, а нужно стремиться к созданию взаимодополняющей команды [8].
И. Адезис предлагает один из подходов к решению этой проблемы. Он размышляет над сущностью менеджмента и лидерства и утверждает, что руководитель не должен и не может быть лидером во всем, нужно создание взаимодополняющей команды - как кадровое мероприятие.[1]
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации “Об образовании”, Федеральном законе “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” и раскрыты в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года. Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, - необходимое условие модернизации системы образования России.
В рамках подпрограммы “Педагогические кадры России” Федеральной программы развития образования предусматриваются меры по преодолению негативных тенденций в кадровом обеспечении образования. Они будут включать в себя следующие основные направления:
Для того чтобы выжить в условиях стремительно меняющейся системы ценностей, уменьшения бюджетного финансирования, школа как некоммерческая организация должна обратиться к проблеме, качества образования. Качество – цель всех инновационных процессов.
Ожидаемый результат можно достичь при условии, что каждый сотрудник, и не только учитель, нацелен на качество образования, имеет соответствующую мотивацию.
Информация о работе Система управления персоналом в муниципальном общеобразовательном учреждении