Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 15:30, дипломная работа
Целью написания дипломного проекта является исследование и анализ применения социально-психологических методов в управлении организацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– определить понятие социально-психологических методов управления персоналом;
– изучить некоторые социологические методы управления;
– рассмотреть некоторые психологические методы управления;
– провести анализ мотивационного поведения персонала торгового предприятия и выработать рекомендации по совершенствованию мотивации персонала.
Введение
1 Понятие и классификация методов менеджмента
2 Социально-психологические аспекты управления персоналом
2.1 Социологические методы управления
2.1.1Социологические методы исследования
2.1.2Создание оптимального социально-психологического климата в коллективе
2.2 Психологические методы управления
2.2.1Психологическое планирование
2.2.2Способы психологического воздействия на персонал
3 Специфика деятельности предприятия и организация мотивации
персонала предприятия (на ЗАО «Одема»)
3.1 Характеристика деятельности предприятия
3.3 Недостатки системы стимулирования персонала ЗАО «Одема»
3.4 Система социально-психологических факторов в управлении
стимулированием персонала
Заключение
Список литературы
Огромное значение в системе
материального стимулирования имеет
эффективная организация
Плановое ведение хозяйства
является главным законом
Хозяйственный расчёт является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объём продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счёт полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда. Он позволяет сочетать интересы предприятия с интересами подразделений и отдельных работников. Хозяйственный расчёт основан на самостоятельности, когда предприятия (организации) являются юридическими лицами и выступают на рынке свободными товаропроизводителями продукции, работ и услуг. Самоокупаемость предприятия определяется отсутствием бюджетного финансирования и дотационности в покрытии убытков, т.е. оно полностью окупает свои затраты за счёт доходов и в случае длительной убыточности объявляется банкротом. Самофинансирование является главным принципом расширенного воспроизводства и развития предприятия за счёт собственной прибыли.
Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.
Дополнительная заработная
плата позволяет учесть сложность
и квалификацию труда, совмещение профессий,
сверхнормативную работу, социальные
гарантии предприятия в случае беременности
или обучения сотрудников и др.
Вознаграждение определяет индивидуальный
вклад работников в конечные результаты
производства в конкретные периоды
времени. Премия напрямую связывает
результаты труда каждого подразделения
и работника с главным
Руководитель предприятия может с помощью перечисленных компонентов оплаты труда регулировать материальную заинтересованность работников с экономически возможными расходами на производство по статье «заработная плата», применять различные системы оплаты труда – сдельную или повременную, формировать материальные и духовные потребности работников и обеспечивать рост их жизненного уровня.
Рыночное ценообразование является регулятором товарно-денежных отношений и важным экономическим инструментом в соизмерении доходов и расходов, цены и себестоимости продукции. Стоимость товара отображает общественно необходимые затраты труда на производство и определяется отношением валовой стоимости товаров, произведенных в государстве за год, к количеству товаров.
Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.
Социально-психологические методы – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы:
– социологические методы;
– психологические методы;
Первые призваны воздействовать на весь коллектив (социальное планирование, создание оптимального психологического климата, изучение общественного мнения и др.), а вторые – на отдельных работников (методы психологического отбора, изучения и оценки кадров и т.д.).
Классификация социологических
и психологических методов
Такое разделение достаточно условно,
так как в современном
Недостаточное внимание к социальным
и психологическим аспектам управления
вызывает нездоровые взаимоотношения
в коллективе, что снижает производительность
труда. Как показывает практика, формирование
здорового морально-
Таким образом, чтобы воздействие
на коллектив было наиболее результативным,
необходимо не только знать моральные
и психологические особенности
отдельных исполнителей, социально-психологические
характеристики отдельных групп
и коллективов, но и осуществлять
управляющее воздействие. Для этих
целей применяются социально-
Главная цель применения этих методов
– формирование в коллективе положительного
социально-психологического климата,
благодаря чему в значительной мере
будут решаться воспитательные, организационные
и экономические задачи. Другими
словами, поставленные перед коллективом
цели могут быть достигнуты с помощью
одного из важнейших критериев
Основное средство воздействия
на коллектив – убеждение. Убеждая
Приемы и способы социально-
Социально-психологические
2. Социально-психологические аспекты управления персоналом
2.1 Социологические методы управления
2.1.1 Социологические методы исследования
Социологические методы исследования
составляют научный инструментарий
в работе с персоналом, они предоставляют
необходимые данные для подбора,
оценки, расстановки и обучения персонала
и позволяют обоснованно
1. Анкетирование является важной процедурой оценки и отбора претендентов. Назначение метода двоякое. Наряду с решением задач отсева менее подходящих кандидатов определяется круг факторов, нуждающихся в особо пристальном изучении на основе последующих методов, а также источники, из которых можно получить необходимую информацию. Любое ее искажение в анкете является основанием для увольнения работника в любой момент, когда это выяснится (в текст анкеты обычно включается соответствующее указание).
Анализ анкетных данных в сочетании с другими методами отбора выявляет следующее:
1) соответствие уровня
2) соответствие практического
3) наличие ограничений иного
рода на выполнение
4) готовность к принятию
5) круг лиц, которые могут
рекомендовать работника,
Содержание анкеты в организациях
устанавливается самим
Возможны и специальные виды
анкет. Например, иногда применяют особые
бланки для студентов высших учебных
заведений, с которыми ведется работа
по оргнабору. Поскольку трудовой стаж
студентов невелик, обращают пристальное
внимание на учебу, экономические способности
и интересы претендентов. В анкете
запрашивается информация об учебных
заведениях, специальности, объеме (в
часах) профилирующих курсов (каждого
в отдельности), второй специальности.
Запрашиваются данные об академической
успеваемости претендентов, начиная
со школы: место в классе по успеваемости,
средний балл, балл успеваемости в
школе по дисциплинам специальности.
В анкете требуется указать баллы
по управленческим и юридическим
дисциплинам, количество учебных часов,
прослушанных по бухучету и анализу
финансово-хозяйственной
Одна из задач анкетирования
заключается в том, чтобы определить
личностные качества и обстоятельства,
которые могут помочь в работе
кандидата в случае найма. Часто
анкеты содержат данные о числе отработанных
(за год) дней у последнего нанимателя,
продолжительности пропусков
Устанавливается частота смены работы. Собираются общие сведения об источниках мотивации и делаются предположения о факторах, препятствующих работе, которые перепроверяются и уточняются, становятся предметом тщательного изучения при наведении справок и собеседовании с претендентом. Он обязан также указать, есть ли у него проблемы со здоровьем, возможный перечень которых нередко приводится в анкете. Многие организации сами проводят подробные медицинские освидетельствования в целях отсева кандидатур, вызывающих сомнение.
Круг вопросов, на которые стремится получить ответ организация, нанимая работника определенной профессии и квалификации, примерно задан. Однако конкретная форма и степень детализации анкеты могут быть разными. В одних случаях кадровые службы и руководство организации полагаются на анкету, в других – уточняют нужные сведения в процессе собеседования с работником и проверяя у прежних работодателей и знакомых претендента. Компоновку и графическое оформление анкет также варьируют.
2. Интервью-собеседование не является идеальным методом личностной оценки претендента, поэтому оно дополняется другими методами. Основной целью собеседования является получение ответа на вопрос, заинтересован ли кандидат в вакантной должности и способен ли он ее качественно выполнять. Проводя интервью-собеседование следует придерживаться следующих правил:
1. Интервьюирующему следует знать профиль должности.
2. Необходимо выполнить анализ
документов кандидата перед
проведением интервью: исследовать форму
и содержание заявления (в частности, культуру
обращения, копию письма или оригинала,
имеются ли ошибки и т.д.), определить полноту
информации. При рассмотрении автобиографии
важно выделить главное: работал на одном
месте или нет и т.п.;
3. Следует провести неформальный разговор.
4. Структура беседы, включающая несколько фаз:
– контакта (5–10 мин), во время которой задаются вопросы (как доехал до фирмы?), предлагается кофе, т.е. дается возможность претенденту адаптироваться;
– интервью (20–60 мин);
– мотивации (20–45 мин) – ознакомление со стратегией фирмы, обычаями, преимуществами и социальными выгодами и т.п.;