Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 15:30, дипломная работа
Целью написания дипломного проекта является исследование и анализ применения социально-психологических методов в управлении организацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– определить понятие социально-психологических методов управления персоналом;
– изучить некоторые социологические методы управления;
– рассмотреть некоторые психологические методы управления;
– провести анализ мотивационного поведения персонала торгового предприятия и выработать рекомендации по совершенствованию мотивации персонала.
Введение
1 Понятие и классификация методов менеджмента
2 Социально-психологические аспекты управления персоналом
2.1 Социологические методы управления
2.1.1Социологические методы исследования
2.1.2Создание оптимального социально-психологического климата в коллективе
2.2 Психологические методы управления
2.2.1Психологическое планирование
2.2.2Способы психологического воздействия на персонал
3 Специфика деятельности предприятия и организация мотивации
персонала предприятия (на ЗАО «Одема»)
3.1 Характеристика деятельности предприятия
3.3 Недостатки системы стимулирования персонала ЗАО «Одема»
3.4 Система социально-психологических факторов в управлении
стимулированием персонала
Заключение
Список литературы
– дискуссии (5–10 мин), обсуждаются общие аспекты контракта.
5. Следует подготовить концепции вопросов.
6. Информацию следует записать
и сделать выводы после
7. Интервью с несколькими
в коротких промежутках времени [27].
В процессе проведения интервью существует
ряд проблем, в основе которых
лежат эмоциональные и
Наиболее типичные ошибки при ведении интервью:
1. Предрассудок – ложный взгляд
на поведение и действия
2. Идеальная картина –
3. Неготовность к интервью.
4. Эффект поведения – не
5. Эффект возможности –
менеджер по персоналу должен
иметь
опыт. Он делает много и одновременно слушает,
продумывает новый
вопрос, делает письменные пометки и т.п.
А это весьма непросто.
6. Эффект контраста –
в один день нужно провести
интервью с претендентами
График ведения интервью можно детализировать и конкретизировать по фазам:
1) начало беседы;
2) обсуждение положительных аспектов;
3) обсуждение негативных аспектов;
4) определение направлений решения проблем;
5) кредит времени для претендента;
6) окончание интервью.
3) Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе.
Социометрическая структура
группы несет важную информацию о
характере межличностных
– Кто является неформальным лидером группы?
– Каково распределение статусов?
– Какова эмоциональная сплоченность группы?
– Кто кого предпочитает в общении?
– Через кого лучше оказывать влияние на конкретного члена группы?
4) Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях.
В исследованиях может использоваться включенное наблюдение, когда исследователь включается в определенную социальную деятельностную ситуацию и анализирует события как – бы «изнутри», и невключенное (простое) наблюдение, когда события регистрируются со стороны.
2.1.2 Создание оптимального
социально-психологического
Формирование благоприятного
социально-психологического климата
трудового коллектива является одним
из важнейших условий борьбы за рост
производительности труда и качество
выпускаемой продукции. Вместе с
тем, социально-психологический
Значимость социально-
Понятие «социально-психологический
климат» используют для интегральной
характеристики трудовых коллективов.
Насчитывается несколько
В психологическом словаре
дается следующее определение
Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата:
– доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
– доброжелательная и деловая критика;
– свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающегося всего коллектива;
– отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
– достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
– удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
– высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива;
– принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.
Установлено что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь [8].
Наиболее общим образом
социально-психологический
Г.А. Моченов и М.Н. Ночевник считают, что социально-психологический климат проявляется в тех взаимоотношениях, которые устанавливаются на основе объективных и субъективных взаимосвязей между членами коллектива, формальными и неформальными группами, при личных контактах между людьми [26].
Другие авторы отмечают и такие характеристики социально-психологического климата, как:
1) общий эмоционально-
2) настроение группы, определяемое
межличностными отношениями
3) атмосфера, складывающаяся
между работниками,
4) социально-психологическая
обстановка в коллективе, рассматриваемая
с точки зрения
5) состояние коллектива, включающее
эмоциональный, когнитивный,
6) отражение комплекса
явлений, связанных
7) отношение членов коллектива
к труду вообще, к выполняемой
работе, условиям жизнедеятельности
коллектива, ценностям различных
социальных общностей,
8) морально-политическое единство членов коллектива, их сплоченность, взаимоотношения, общие мнения, настроения, традиции и другое.
Важнейшей проблемой в
изучении социально – психологического
климата является выявление факторов,
которые его формируют. Наиболее
важными факторами, определяющими
уровень психологического климата
производственного коллектива, являются
личность руководителя и система
подбора и расстановки
На состояние социально-
– тип организации, т.е. является ли она государственной или коммерческой структурой; закрытым или открытым учреждением; учебным, научным или производственным коллективом;
– образ жизни (сельский, городской), качество жизни членов организации;
– социальные условия (социально-политические, социально-экономические, социально-культурные) и экологические.
Система групповых отношений
складывается под воздействием объективных
и субъективных факторов микро- и
макросред, которые составляют общую
производственную обстановку, в условиях
которой функционирует
Воздействия со стороны микросреды
предприятия, как «поля» непосредственного
функционирования коллектива: предметно-вещественная
сфера его деятельности, то есть
весь комплекс технических, технологических,
санитарно-гигиенических и
Другую группу факторов микросреды
составляют воздействия, представляющие
собой групповые явления и
процессы, происходящие в коллективе.
Их иногда называют социально-психологическими.
Они включают в себя характер официальных
организационных связей между членами
коллектива, закрепленный в формальной
структуре данного
1. Совместно-индивидуальная деятельность: каждый член коллектива делает свою часть общего задания независимо от других.
2. Совместно-последовательная деятельность: общая задача выполняется последовательно каждым членом коллектива (конвейерное производство).
3. Совместно-взаимодействующая деятельность: задача выполняется при непосредственном и одновременном взаимодействии каждого члена коллектива со всеми другими его членами.
Экспериментальные исследования показывают прямую зависимость между этими моделями и уровнем развития группы как коллектива [29].
Наряду с системой официального
взаимодействия на социально-психологический
климат первичного производственного
коллектива огромное влияние оказывает
его неофициальная
Характер руководства также воздействует на социально-психологический климат коллектива.
Индивидуально-психологические
особенности членов коллектива и
их сочетание составляют следующий
фактор социально-психологического климата
коллектива. Сквозь призму этих личностных
особенностей человека преломляются все
влияния как производственного,
так и непроизводственного
Устойчивые взаимодействия между двумя и более членами коллектива приводят к образованию неформальных групп. Их деятельность может, как способствовать, так и препятствовать достижению официальных целей коллектива. Это зависит от групповых установок, ценностей и норм.
Среди предпосылок, облегчающих неофициальные контакты, следует отметить:
1. Территориальное положение членов коллектива – территориальное разделение приводит к созданию более тесных неофициальных отношений в образующихся подгруппах, а вместе с тем к их более высокой продуктивности, меньшей текучести кадров по сравнению с подразделениями большей численности.
2. Состав трудового коллектива – высокая степень однородности по полу, возрасту, уровню образования, уровню квалификации и наличие на этой основе общности интересов, ценностных ориентаций – важное условие сплочения групп. В гетерогенных коллективах существует тенденция распадаться на несколько неофициальных групп более однородных по своему составу.
3. Степень совпадения мнений, оценок, установок, позиций по отношению к явлениям, событиям, наиболее значимым для жизни коллектива.
Говоря о важном формирующем
влиянии неофициальных
В качестве показателей социально-