Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:17, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы опираясь на теоретическую сущность основ организации местного самоуправления, проанализировать основные проблемы управления городом как открытой системой
Введение…………………………………………………………………….3
Актуальность темы исследования……………………………………………3
Степень разработанности проблемы…………………………………………4
Цель курсовой работы…………………………………………………………4
Теоретические основы организации местного самоуправления………..5
Понятие, принципы, особенности организации местного самоуправления………………………………………………………....5
Муниципальные образования: городские поселения, городские округа, города федерального значения как объекты управления….11
Проблемы управления городом как открытой системой………………17
Управление градообслуживающей сферой города………………….17
Муниципальное управление социальной сферой города…………...22
Заключение………………………………………………………………..28
Список использованных источников…………………………………….30
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Актуальность темы
Степень разработанности проблемы………………
Цель курсовой работы…………………………………………………………4
Заключение……………………………………………………
Список использованных
на тему:
«Современные проблемы управления городом: местное самоуправление и городское развитие»
Введение
Актуальность темы исследования. В рамках формирования правового государства и гражданского общества в современной России продолжается и набирает темпы процесс глубоких и широкомасштабных реформ в различных направлениях государственного строительства как составная часть объявленного курса на модернизацию страны. Не обошли они стороной и область трансформаций, затрагивающих становление новой политической системы и создания оптимальной, эффективной модели местного самоуправления.
Более 70 процентов населения России живет в городах, здесь производится основная часть национального продукта, происходят важнейшие политические события, делаются открытия и изобретения, хранится значительная часть культурного наследия. По российскому законодательству город - это населенный пункт, в котором проживает более 12 тысяч жителей и более 85% производства не является сельскохозяйственным. Города возникли благодаря тому, что концентрация различных ресурсов в одном месте позволяет добиться более эффективных результатов и обеспечить жизнедеятельность многих людей.
Управление
городом осуществляется местными органами
власти, которые не входят в систему
органов государственной
Управление
городом становится все более
сложным и менее надежным: решение
острых городских проблем
Сохраняют актуальность традиционные проблемы местного самоуправления, прежде всего, финансовые и кадровые. Финансовые проблемы заняли ведущие позиции в списке проблем, воспринимаемых городскими администрациями наиболее остро.
Степень разработанности проблемы. Проблемы управления городами рассматривались в работах ряда отечественных и зарубежных ученых. Прикладные исследования проблем комплексного управления городской средой проведены такими учеными, как А.В. Бабуров, В.Э. Бойков, Г.А. Градов, Р.В. Гребенников, А.Э. Гутнов, А.Е. Железко, Е.Н. Заборова, О.В. Загорская, Ж.А. Зайончковская, Е.В. Ковешников, И.Г. Лежава, В.И. Локтев, О.С. Пчелинцев, С.А. Садовский, З.В. Харитонова, А.Г. Харчев, А.Я. Хорхот и др. Значимые обобщающие исследования в области социологии города провели А.В. Баранов, А.В. Дмитриев, М.Н. Межевич, В.О. Ру-кавишников, В.В. Трушков и другие ученые.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы опираясь на теоретическую сущность основ организации местного самоуправления, проанализировать основные проблемы управления городом как открытой системой
Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих задач:
1. определить понятие, принципы, функции местного самоуправления.
2.
дать общую характеристику
3.
проанализировать основные
4.
раскрыть сущность
Методологическую и
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность проблемы и степень её разработанности. В первой главе «Теоретические основы организации местного самоуправления» определены понятие, принципы, функции местного самоуправления и даётся общая характеристика таким муниципальным образованиям как: городские поселения, городские округа, города федерального значения. Вторая глава «Проблемы управления городом как открытой системой» посвящена анализу муниципального управления градообразующей сферой и социальной сферой города.
В заключении даются общие выводы по данной курсовой работе.
1. Теоретические основы
1.1 Понятие, принципы, особенности
организации местного
Местное самоуправление в России имеет глубокие корни, которые уходят в догосударственные образования восточных славян с их патриархальным самоуправлением. Традиции вечевого самоуправления отмечают первые русские летописи в древнейших городах - избрание (приглашение на княжение) главного должностного лица города.
Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное явление, которое по-разному трактуется в разных источниках. Так, в Европейской Хартии о местном самоуправлении от 15 октября 1985 г. под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения Местное самоуправление в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов. - М.: Юридическая литература, 1998. - С. 8.
В Федеральном законе от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление в РФ - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и местных традиций Европейская хартия местного самоуправления Страсбург, 1985. - Ст. 3..
В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления” №131-ФЗ от 6 октября 2003. - Ст.1. Новый Федеральный закон определяет местного самоуправления не через «деятельность населения», а через «форму осуществления народом своей власти». Признание местного самоуправления одной из форм народовластия закреплено в ст. 3 Конституции Российской Федерации.
Местным самоуправлением называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. - М.: ЭКМОС, 2001. - С.71.
Началом
становления местного самоуправления
в Российской Федерации считается
принятие Конституции Российской Федерации
12 декабря 1993 года, признавшей местное
самоуправление одной из основ конституционного
строя и установившей принципиальные
положения о местном
В
соответствии с Конституцией Российской
Федерации местное
В Конституции Российской Федерации перечислены важнейшие вопросы местного значения: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка.
Положения
Конституции Российской Федерации,
определяющие основные принципы осуществления
местного самоуправления, явились результатом
осмысления отечественного опыта организации
местной власти с учетом сформулированных
в Европейской Хартии местного самоуправления
принципов законности, децентрализации
управления, самоорганизации граждан,
осуществления публично-
Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно. Это обозначает, что местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не находящийся в иерархическом подчинении государственной власти. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем это не исключает возможность органов государственной власти в отдельных случаях контролировать и направлять деятельность по осуществлению местного самоуправления. Пределы такого вмешательства устанавливаются федеральным законодательством.
Местное самоуправление также осуществляется населением под свою ответственность. В данном случае речь идет о так называемой позитивной ответственности, которая обозначает, что все последствия принимаемых в рамках осуществления местного самоуправления решений ложатся на само население. Муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности. Муниципальные образования не отвечают по обязательствам Российской Федерации и ее субъектов.
Местное самоуправление функционирует на основе определенных принципов. Принципы (лат. principium - первоначало, основа) - это основополагающие начала, закономерности, отношения взаимосвязи между элементами.
Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности органов местного самоуправления Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации.- М.: Юрист, 2004.-С.42. Выделяют два вида принципов местного самоуправления:
· Принципы общие - начала, характерные не только для системы местного самоуправления, но и для всей системы государственной власти в целом. К ним относятся: принцип народовластия, демократии, законности, гласности и т.д.
· Принципы специальные - начала, характерные только для системы местного самоуправления, позволяющие говорить о ее единстве и уникальности. К ним относятся:
1) принцип самостоятельности;
2)
принцип ответственности
3)
принцип социальной
4)
принцип сочетания
5)
принцип государственной
Принцип самостоятельности является наиболее важным в организации и осуществлении местного самоуправления. Под самостоятельностью в российском законодательстве понимается, во-первых, организационная самостоятельность органов местного самоуправления. Данное положение закреплено в конституционном требовании: «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» Конституция РФ, 12 декабря 1993. - Ст.12. Во-вторых, население муниципального образования самостоятельно в определении структуры собственных органов местного самоуправления. В-третьих, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В-четвертых, понятие самостоятельности предполагает экономическую самостоятельность местного самоуправления. В Российской Федерации и она обеспечивается прежде всего наличием муниципальной собственности. Наконец, финансовую самостоятельность местного самоуправления обусловливают наличие местного бюджета, внебюджетных фондов, местные налоги и сборы, право органов местного самоуправления на участие в кредитных отношениях.
Вторым по значимости является принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Ответственность - неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления своих задач и функций, выраженных в санкциях правовых норм. Выделяют ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.