Современные проблемы управления городом: местное самоуправление и городское развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы опираясь на теоретическую сущность основ организации местного самоуправления, проанализировать основные проблемы управления городом как открытой системой

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3

Актуальность темы исследования……………………………………………3

Степень разработанности проблемы…………………………………………4

Цель курсовой работы…………………………………………………………4
Теоретические основы организации местного самоуправления………..5
Понятие, принципы, особенности организации местного самоуправления………………………………………………………....5
Муниципальные образования: городские поселения, городские округа, города федерального значения как объекты управления….11
Проблемы управления городом как открытой системой………………17
Управление градообслуживающей сферой города………………….17
Муниципальное управление социальной сферой города…………...22

Заключение………………………………………………………………..28

Список использованных источников…………………………………….30

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.82 Кб (Скачать файл)

В материально-вещественной структуре  муниципального образования, например, имеющего статус городского округа, можно  выделить следующие главные подсистемы В.Б.Зотов Система муниципального управления . - СПб.: “Питер”, 2007. - С.64:

- градообразующая сфера;

- градообслуживающая сфера, или городское хозяйство;

- социальная сфера;

- население;

- территория.

В Федеральном законе №131-ФЗ не даётся определение города федерального значения. Однако говорится о том, что в  городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами указанных субъектов  Российской Федерации местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Внутригородская  территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное  самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления ФЗ “Об общих принципах организации  местного самоуправления” №131-ФЗ от 6 октября 2003. - Ст.2. Наличие особенностей местного самоуправления в городах - субъектах РФ Москве и Санкт-Петербурге обусловлено различными причинами, но, безусловно, носящими важный характер. С одной стороны, Конституция  РФ содержит нормы, устанавливающие  положение о том, что государственную  власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной  власти. С другой стороны, в Конституции  РФ существуют нормы, согласно которым  в городских поселениях (в том  числе Москве и Санкт-Петербурге) осуществляется местное самоуправление.

Перечень  вопросов местного значения, источники  доходов местных бюджетов внутригородских  муниципальных образований городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Состав  муниципального имущества внутригородских  муниципальных образований городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяется законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с частями 1-3 статьи 50 Федерального закона №131-ФЗ и перечнем вопросов местного значения, установленным для этих муниципальных образований законами субъектов Российской Федерации - городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга ФЗ “Об общих принципах организации  местного самоуправления” №131-ФЗ от 6 октября 2003. - Ст.50.

Одной из серьезных проблем современной  России является неэффективное местное  самоуправление. Управление городами, которые, по выражению О. Генисаретского, являются «каркасной структурой России», определяется традициями городского управления, сложившимися еще в эпоху социалистического строительства. Трудности местного самоуправления во многом связаны с отсутствием ориентиров, объективных критериев, позволяющих адекватно оценивать эффективность деятельности муниципальной власти. В настоящее время в теории управления не выработаны универсальные, объективные критерии эффективности городского управления. Другая группа специалистов считает, что в России только выстраивается институт местного самоуправления - мы находимся в ситуации переходного периода - и какие-либо сопоставления невозможны и некорректныЕфимов В., Честнов Ю. Города России: сравнительный анализ социально-экономических ситуаций 2000/2001 гг. // Городское управление №8, 2003.- С.39-44. .

Таким образом, муниципальное образование  также рассматривают как социальную систему, представленную в виде поселения. Городское поселение - город или  поселок с прилегающей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно  и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городской  округ - городское поселение, которое  не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным  законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района. В городах  федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами указанных субъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях.

2. Проблемы управления городом  как открытой системой

2.1 Управление градообслуживающей  сферой города

Градообслуживающая  сфера - основа жизнеобеспечения муниципального образования. От правильности и обоснованности муниципального управления системами  жизнеобеспечения зависит уровень  муниципальных услуг, определяющих качество жизни населения. Муниципальное  управление градообслуживающей сферой представляет собой деятельность, определяемую согласованной совокупностью ориентиров и целей создания, развития и функционирования системы жизнеобеспечения территории, а также способов и механизмов их достижения. В.Б.Зотов Система  муниципального управления . - СПб.: “Питер”, 2007. - С.177

Цель  муниципального управления градообслуживающей сферой заключается в достижении установленных нормативов и стандартов обслуживания населения: предоставления жилищно - коммунальных услуг, содержания и ремонта жилищного фонда, обеспечения  надежности и бесперебойности функционирования инженерной инфраструктуры, устойчивой работы городского транспорта, общегородских  коммунальных объектов, сфер торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, строительства и реконструкции  зданий, сооружений и коммуникаций на территории муниципального образования, безопасности функционирования всех систем жизнеобеспечения.

Каждая  отрасль градообслуживающей сферы  является, с одной стороны, сферой муниципальной деятельности и подсистемой  общей системы управления муниципальным  образованием, а с другой стороны, подсистемой соответствующей отраслевой системы более высокого (регионального  или федерального) уровня. Например, городской транспорт является подсистемой  системы жизнеобеспечения города и  в то же время региональной транспортной системы.

Любой город выполняет определённый перечень функций. В каждой из функций города можно выделить два аспекта: внутренний и внешний (градообслуживающий и  градообразующий). Внутренний аспект связан с тем, что город должен обеспечивать условия своего собственного функционирования и развития. Внутренний аспект обусловлен тем, что город, являясь звеном в  цепи территориального разделения труда, имеет определенные составляющие территориальной  социально-экономической системы. Основой  комплексной характеристики городского расселения служит выявление градообразующих функций города, его место в системе функциональных взаимосвязей, сложившихся в том или ином регионе.

Следует учитывать наличие в большинстве  отраслей городского хозяйства муниципальных, государственных и частных субъектов  деятельности. Муниципальная власть, ответственная за обеспечение населения  соответствующими муниципальными услугами, должна создавать условия для  деятельности субъектов всех форм собственности, используя как правовые, административные, так и финансово-экономические  и информационные методы управления. Поэтому при исследовании каждой такой подсистемы важно учитывать  В.Б.Зотов Система муниципального управления. - СПб.: “Питер”. - С.177:

- место данной подсистемы в общей системе управления муниципальным образованием и ее взаимосвязь с другими подсистемами;

- место данной подсистемы в отраслевой системе управления;

- взаимоотношения внутри подсистемы между субъектами различных организационно - правовых форм хозяйствования;

- законодательные, экономические и иные возможности воздействия муниципальной власти на функционирование данной подсистемы и ее отдельных элементов.

Уровень развития градообслуживающей сферы  определяется совокупностью количественных и качественных показателей: объём  услуг оказываемых населению, спрос  и предложение на рынке услуг, уровень потребления услуг на одного человека, качество услуг, внедрение  инноваций, уровень использования  производственных мощностей и т.д.

Градообразующая сфера города включает в себя такие  системы, как: общественная безопасность, ЖКХ, коммунальное хозяйство, транспортный комплекс, потребительский рынок, строительство, окружающая среда и т.д.

Это все те отрасли, которые обеспечивают инфраструктуру города.

Основными задачами в развитии инфраструктуры являются Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 110.:

1) достижение пропорциональности  в развитии основных, вспомогательных  и обслуживающих производств,  ускоренное наращивание мощностей  производственной инфраструктуры;

2) концентрация мелких хозяйств  инфраструктуры и повышение на  этой основе уровня эффективности  производства в конкретных сферах;

3) объединение ресурсов для финансирования  намечаемых к строительству на  территории региона объектов  производственной инфраструктуры;

4) создание межотраслевых и межхозяйственных  территориально-производственных объединений  в регионе;

5) рационализация систем управления  развитием производственной инфраструктуры, передача нерентабельных производственных  подразделений в систему региональных  органов управления;

6) координация деятельности транспортных  организаций, энергетики и теплоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства,  объектов коммунального

Обеспечение безопасности - одна из глобальных проблем  существования человеческого общества. Безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность.

Особенность услуг общественной безопасности состоит  в их преимущественно профилактическом характере. Лучше всего, когда потребность  в обращении к службам, предоставляющим  данные услуги, у граждан не возникает. В то же время без обеспечения  общественной безопасности не может  нормально функционировать ни одно муниципальное образование. При  этом, чем крупнее населенный пункт, тем большее значение приобретают  вопросы обеспечения общественной безопасности.

В соответствии с Конституцией РФ на органы местного самоуправления возложено  обеспечение общественного порядка  Конституция РФ, 12 декабря 1993. - Ст.132. Охрана общественного порядка на территории муниципального образования  входит в обязанности органов  милиции, которая находится в  системе МВД и подразделяется на криминальную милицию и милицию  общественной безопасности. Задачами последней являются обеспечение  безопасности личности, охраны собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие некоторых категорий  преступлений и розыск отдельных  категорий лиц. К милиции общественной безопасности относятся службы участковых уполномоченных, подразделения ГИБДД, подразделения милиции вневедомственной охраны и некоторые другие.

В современном урбанизированном обществе одной из важнейших отраслей деятельности человека является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Город стал основным местом обитания людей. В России в  городах и поселках городского типа проживает 73% населения страны. Человек  в современном городе должен быть обеспечен жильем, водой, канализацией, теплом, городским транспортом и  т. д www.mista.ru.

Уровень обеспечения населения жилищно-коммунальными  услугами (ЖКУ) - один из самых важных показателей качества жизни на территории города. Управление жилищно-коммунальным комплексом, согласно Федеральному закону 2003 года, относится в основном к  компетенции поселений. Предприятия, входящие в жилищно-коммунальный комплекс, - поставщики ресурсов, управляющие  и подрядные организации, органы регионального управления и местного самоуправления - должны согласовывать  свои действия в целях повышения  качества жилищно-коммунального обслуживания.

Реформирование  и технологическая модернизация ЖКК, повышение конкурентоспособности  предоставляемых услуг, предприятий  предполагают применение новых, более  совершенных организационно-экономических  и информационных методов управления, принципиально отличающихся от использовавшихся до недавнего времени в жилищно  коммунальной сфере.

Как отрасль ЖКХ включает ряд подотраслей:

1. жилищное хозяйство;

2. водопроводно-канализационное хозяйство;

3. топливно-энергетическое хозяйство;

4. городской пассажирский транспорт;

5. благоустройство населенных мест.

Реализация  положений Жилищного кодекса  РФ существенно повлияет на деятельность органов местного самоуправления в  сфере ЖКК, избавит их от непосредственного  выполнения хозяйственных функций  по управлению и обслуживанию жилищного  фонда, позволит существенно сократить  расходы местных бюджетов на дотирование  предприятий.

Управление  общегородским коммунальным хозяйством включает деятельность органов местного самоуправления в таких сферах, как  строительство и содержание улиц и дорог, обустройство и содержание мест массового отдыха, инженерная защита территории, ее санитарная очистка, благоустройство, озеленение, создание малых архитектурных форм, вывоз, утилизация и переработка бытовых и частично промышленных отходов, организация уличного освещения, банно-прачечное, гостиничное хозяйство, содержание мест захоронения, оказание ритуальных услуг и т.п. Зотов В.Б. Система муниципального управления. - СПб.: “Питер”, 2007.- С.139

Повышение эффективности муниципального управления общегородским коммунальным хозяйством должно обеспечиваться за счет совершенствования  организационного обеспечения, создания индикативного экономического механизма  и системы мероприятий по достижению установленных нормативов и стандартов качества содержания, внедрения современных  технологий и технических систем и оборудования для снижения удельных затрат при проведении работ.

Информация о работе Современные проблемы управления городом: местное самоуправление и городское развитие