Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:17, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы опираясь на теоретическую сущность основ организации местного самоуправления, проанализировать основные проблемы управления городом как открытой системой
Введение…………………………………………………………………….3
Актуальность темы исследования……………………………………………3
Степень разработанности проблемы…………………………………………4
Цель курсовой работы…………………………………………………………4
Теоретические основы организации местного самоуправления………..5
Понятие, принципы, особенности организации местного самоуправления………………………………………………………....5
Муниципальные образования: городские поселения, городские округа, города федерального значения как объекты управления….11
Проблемы управления городом как открытой системой………………17
Управление градообслуживающей сферой города………………….17
Муниципальное управление социальной сферой города…………...22
Заключение………………………………………………………………..28
Список использованных источников…………………………………….30
Принцип гласности - принцип, основные требования которого:
1)
обеспечение информированности
граждан о решениях органов
государственной власти и
2)
обеспечение доступности
3)
изучение и учет общественного
мнения Наумов С.Ю., Подсумкова
А.А. Основы организации
Принцип законности - принцип, основное требование которого - это соблюдение Конституции РФ и законов, соответствие всех издаваемых нормативных актов действующему законодательству. В государственном управлении для законности характерно: общеобязательность законов, их верховенство над правовыми актами управления; единообразное понимание и исполнение законов на всей территории Российской Федерации; недопустимость противопоставления законности и целесообразности; связь с правовой культуройКозлова Ю.М., Попова Л.Л. Административное право.- М.: Юристъ, 2002. - С.12 .
Согласно взглядам Н.И. Лазаревского, сущность самоуправления определяется следующими принципами:
1)
самоуправление есть
2)
самоуправление есть
3)
самоуправление есть
4)
органы самоуправления
Функции местного самоуправления - это основные направления деятельности органов или должностных лиц местного самоуправления по осуществлению поставленных целей и задач. Иногда функции именуются вопросами местного значения.
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относил: принятие нормативных актов по вопросам местного значения; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; комплексное благоустройство территории муниципального образования, социально-экономическое развитие территории и т.п.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет за каждым типом муниципальных образований собственный перечень вопросов местного значения. Вопросы содержания жилищного фонда, жилищного строительства, обеспечения жильем, застройки территории, землепользования, благоустройства и озеленения территории, охраны исторических памятников, сохранения объектов культурного наследия, организации досуга, развития физкультуры и спорта, пожарной безопасности, уличного освещения отнесены к компетенции городских и сельских поселений. Вопросы предоставления образования, оказания медицинской помощи, охраны общественного порядка, охраны окружающей среды отнесены исключительно на районный уровень. Вопросы электро- и газоснабжения, содержания и строительства автомобильных дорог, сбора и переработки отходов, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, формирования и содержания архивов, предоставления транспортных услуг, услуг связи, общественного питания, торговли, бытового и библиотечного обслуживания, участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства разграничены между поселениями и муниципальными районами. К вопросам местного значения городского округа отнесен комплекс вопросов местного значения поселения и муниципального района.
Функции местного самоуправления обусловлены его природой, задачами и целями, стоящими перед местными сообществами на конкретной этапе их исторического развития. Функции местного самоуправления представляют собой единство содержания компетенции, полномочий, основных направлений, форм и методов осуществления муниципальной деятельности. Функции первичны по отношению к компетенции и полномочиям органов местного самоуправления. Компетенция органов и должностных лиц местного самоуправления, а особенно отдельные полномочия подвержены более частным изменениям. Функции же более стабильны по сравнению с компетенцией, т. к. отражают исторически обусловленную природу местного самоуправления Дмитриева Ю.А. Муниципальное право.- М.: Изд-во "Эксмо", 2005. -С. 120. .
В функциях местного самоуправления выражается его сущность, та роль, которую органы местного самоуправления играют при решении вопросов местного значения, удовлетворении потребностей населения и повышения качества его жизни, а также развитии муниципального образования. В настоящее время к функциям местного самоуправления относится:
1)
обеспечение непосредственного
участия населения в решении
вопросов местного значения, учет
и координация интересов
2)
обеспечение комплексного
3)
управление муниципальной
4)
осуществление социальной
5) охрана окружающей среды;
6)
обеспечение общественного
В функциях органов муниципального управления выражается их сущность, та роль, которую они играют в осуществлении местного самоуправления. В зависимости от характера основных функций органы местного самоуправления подразделяются на представительные, исполнительные, контрольные и избирательные комиссии.
Таким образом, под местным самоуправлением понимается организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти. Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности органов местного самоуправления. Функции местного самоуправления - это основные направления деятельности органов или должностных лиц местного самоуправления по осуществлению поставленных целей и задач.
1.2 Муниципальные образования:
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления” №131-ФЗ от 6 октября 2003. - Ст.2.
Муниципальное
образование также
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» четко выделяет пять видов муниципальных образований (городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории городов федерального значения) и не допускает осуществление местного самоуправления на иных территориях.
Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления” №131-ФЗ от 6 октября 2003. - Ст.2. В границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.
В состав территории городского поселения могут входить:
а) один город или один поселок городского типа;
б) территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского поселения;
в) территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями (данные территории должны быть внесены в генеральный план городского поселения). Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления. - Саратов: Форум,2007.-С.63
Вне сомнения, городскими поселениями являются города: они могут быть республиканского (республики в составе РФ), краевого, областного, окружного и районного значения. Помимо того, что они имеют официальный статус города, важным фактором является и то, что население в подавляющем большинстве не имеет отношения к сельскохозяйственному труду. Городскими поселениями можно считать и многие поселки, даже входящие в состав сельских районов, если большинство жителей поселка профессионально не занимается сельским хозяйством.
К вопросам местного значения поселения относятся:
1)
формирование, утверждение, исполнение
бюджета поселения и контроль
за исполнением данного
2)
установление, изменение и отмена
местных налогов и сборов
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
4)
организация в границах
5)
содержание и строительство
6)
обеспечение малоимущих
Городской
округ - городское поселение, которое
не входит в состав муниципального
района и органы местного самоуправления
которого осуществляют полномочия по
решению установленных
Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района. Таким образом, распространение двухуровневой модели местного самоуправления на крупные города не осуществляется, т. к. признается нецелесообразным. Городской округ остается одноуровневым, т.е. он не входит в состав муниципального района и не содержит в своем составе самостоятельных городских и сельских поселений.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также определяет условия наделения городского поселения статусом городского округа. На него смогут претендовать только города, где есть «сложившаяся социальная, транспортная и иная инфраструктура, необходимая для самостоятельного решения органами местного самоуправления вопросов местного значения и осуществления отдельных переданных государственных полномочий», т.е. в основном столицы субъектов Российской Федерации и крупнейшие районные центры.
Для городского поселения характерно Зотов В.Б. Система муниципального управления . - СПб.: “Питер”, 2007. - С. 66-67.: инженерная инфраструктура централизована и обслуживается специализированными службами, преобладание несельскохозяйственных видов занятости, характер застройки многоэтажный, многоквартирный и т.д.
Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации. Никакой другой орган местного самоуправления или орган государственной власти не вправе был решать эти вопросы.
К вопросам местного значения городского округа относятся: формирование бюджета городского округа, установление местных налогов и сборов городского округа, распоряжение имуществом городского округа, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, содержание и строительство автомобильных дорог, обеспечение граждан, проживающих в городском округе, жилыми помещениями, организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация охраны общественного порядка на территории городского округа, обеспечение пожарной безопасности в границах городского округа, организация охраны окружающей среды в границах городского округа, осуществление экологического контроля, организация предоставления начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования на территории городского округа, организация скорой медицинской помощи, создание условий для обеспечения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, библиотечное обслуживание населения, организация досуга и культуры, охрана культурного наследия, развитие физической культуры и спорта, создание условий для массового отдыха жителей, опека и попечительство, формирование и содержание муниципального архива, организация ритуальных услуг, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, благоустройство территории, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, организация освещения улиц, организация мероприятий по гражданской обороне и мобилизационной подготовке, организация деятельности аварийно-спасательных служб, обеспечение безопасности людей на водных объектах, развитие лечебно-оздоровительных местностей.