Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 18:32, курсовая работа
Менеджмент – это процесс, который распределяет и двигает ресурсы в определённой организации. Процесс протекает по заранее спроектированному плану с постоянным контролем результативности. Эта сфера деятельности является управленческой и хозяйственной областью любого предприятия, которая обеспечивает правильное управление всеми экономическими процессами. От обыденного управления он имеет отличие в том, что несёт в себе большую степень свободы руководства и служащих в условиях неизвестности исхода ситуации. В свою очередь, управление, которое создано в виде административной системы, основано на полном ограничении свободы и планировании основных процессов и событий на определённый, долгий срок.
Содержание
Менеджмент – это процесс, который распределяет и двигает ресурсы в определённой организации. Процесс протекает по заранее спроектированному плану с постоянным контролем результативности. Эта сфера деятельности является управленческой и хозяйственной областью любого предприятия, которая обеспечивает правильное управление всеми экономическими процессами. От обыденного управления он имеет отличие в том, что несёт в себе большую степень свободы руководства и служащих в условиях неизвестности исхода ситуации. В свою очередь, управление, которое создано в виде административной системы, основано на полном ограничении свободы и планировании основных процессов и событий на определённый, долгий срок.
Главным отличием менеджмента является то, что он ориентирует компании на удовлетворение запросов рынка, на длительное повышение эффективности компании, на разработку целей и их программ развития.
Менеджмент имеет большое количество видов, направленные на определённые сферы деятельности. К ним относятся: стратегический, международный, инвестиционный, инновационный, кадровый, социальный, информационный, производственный, тайм-менеджмент, банковский, экологический и другие. Каждый вид менеджмента имеет свои задачи и поставленные цели. Достаточно лишь выбрать вид организации к которой подходит определённый тип менеджмента и приступать к работе.
Для того, чтобы предприятие функционировало прибыльно, необходимо грамотное управление. Специалисты менеджмента не только успешно управляют предприятием, но и вводят новые идеи для развития предприятия. Ведь успех компании зависит от того, кто ею управляет. Целью работы является изучение современных тенденций менеджмента в управлении организацией.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и задачи менеджмента
- рассмотреть содержание управленческой деятельности
- изучить современную парадигму управления
- изучить менеджмент ЛУКойла.
Методы исследования. Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные теоретические положения современной экономики. Ключевыми методами исследования послужили системный анализ и проблемно-ориентированный подход как разновидность структурно-функционального анализа. Использовались такие методологические приемы как сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция.
Понятие менеджмент появилось в 30-х годах прошлого столетия и в переводе на русский означает руководство или управление. Главной целью менеджмента является максимально эффективная система управления организацией и контроль за результатами деятельности.
Если взглянуть на ГОСТ Р ИСО 9000, то в понятие организации включены компании, ассоциации, корпорации и т. д. Понятие менеджмента относят к следующим сферам – бизнес, государственные структуры и НКО (некоммерческие организации)[3].
Для эффективного управления бизнесом используются специальные инструменты, которые помогают достигнуть максимального эффекта. Сущность менеджмента включает в себя трехуровневый подход к управлению, который направлен на реализацию главных функций менеджмента – управление бизнесом, менеджерами, а также процессами и работниками. Выполнение этих функций должно производиться одновременно, помимо этого они должны быть эффективными и должны обеспечивать оптимальное отношение потребностей и целей бизнеса[1].
Организационная функция управления заключается в планировании. С ее помощью осуществляется синхронизация и сочетание человеческих, материальных и финансовых ресурсов. Все три фактора должны быть задействованы для получения результатов, которые определены целями организации[2].
Планирование основано на трех уровнях перспективы: задачи, цели и миссия. Разграничение этих понятие достаточно сложно. Планирование задач дает право организации ожидать получение результата в плановом периоде. Достижение целей дает возможность добиться улучшений не в пределах планового периода, но недалеко от его границ. Миссия включает недостижимые цели, входящие в планы руководства. Сущность менеджмента предполагает реализацию планов всех уровней и контроль над ними.
Способность достижения цели с минимумом затрат является эффективностью управления организацией[4].
Сущность и содержание менеджмента в условиях рынка направлены на решение практических задач, которые измерены на стадиях планирования и оценки результатов, обеспечивающих экономическую эффективность бизнеса, а также помогающих упрочить в соответствующем сегменте рынка позиции организации, выпускаемой ею продукции или предоставляемых услуг. Для этого необходимо организовать процесс управленческого контроля, гарантирующий, что фактические результаты соответствуют запланированным[3].
Финансовый и бюджетный контроль, а также рыночные механизмы контроля являются основными инструментами управления. Т. е. бюджет, маркетинг и финансы являются теми инструментами, которыми осуществляется воздействие на бизнес-процессы организации. Сущностью финансового менеджмента является контроль соизмерения расходов на деятельность организации и ее финансовых результатов. При этом просчитываются различные варианты вложения финансов, которые позволяют получить максимальную прибыль при минимуме расходов и потерь. Финансовыми рычагами являются прибыль, амортизационные отчисления, арендная плата, вклады в уставный капитал, дисконт, дивиденды и прочее. Таким образом, можно сказать, что сущность и содержание менеджмента заключено в эффективном экономическом руководстве организацией, которое позволяет достичь нужных целей с минимумом затрат и увидеть экономически не оправданные цели[5].
Управление – это динамичный процесс, который осуществляется менеджерами с использованием различных методов. Именно из различных методов состоит система методов управления в менеджменте.
Правильно подобранные методы должны оказывать содействие в осуществлении эффективного функционирования управляющей, а также управляемой подсистем управления[3].
В менеджменте существуют различные признаки классификации методов управления. Первым признаком является масштаб использования. По данному признаку методы управления классифицируются на общие, системные и локальные методы. Общие методы применяются в любых процессах управления, системные методы направлены на определенные системы управления, а локальные направлены на конкретные элементы систем. Другим фактором является классификация методов по сферам и отраслям управления. Сюда относятся методы в государственном управлении, торговле, промышленности, бизнесе и т. д[4].
Помимо методов важную роль в менеджменте играют функции управления. Появление функций связано с разделением труда, т. к. все процессы управления на предприятии осуществляются посредством функционального разделения. Каждая функция должна создавать такие условия управления, которые бы наиболее эффективно связывали между собой элементы управляемой системы. На сегодня выделяются следующие главные функции менеджмента[5]:
- Планирование – функция
- Организация – такая функция
управления, которая заключается
в разработке структуры
- Мотивация – такая функция управления, которая должна побуждать человека к деятельности и имеет определенную целевую направленность.
- Контроль – функция управления,
которая обеспечивает
В менеджменте функции управления осуществляются путем процесса, т. е. деятельности, которая требует временных и ресурсных затрат. В менеджменте благодаря процессному подходу появилась возможность рассмотрения взаимосвязи функций управления. В менеджменте процесс – это последовательность начальных действия для выполнения функций. Связующими процессами в управлении выступают процессы принятия решений и коммуникаций. В современное время сюда стали относить и процесс целеполагания, т. к. перед началом деятельности необходимо установление целей[6].
Процесс коммуникации подразумевает обмен информацией между различными людьми. С помощью коммуникации обеспечивается процесс взаимодействия между руководителями и работниками. За счет коммуникаций руководители получают информацию для принятия решений и за счет коммуникации передают решения работникам. При плохой организации коммуникаций могут получаться неправильные решения[7].
Функции управления в менеджменте приводят менеджеров к принятию самых разнообразных решений. В случае планирования ставится цель, определяются необходимые ресурсы, выбираются способы достижения целей. При организации прорабатывается структура производства и управления и проводится организация труда работников. Процесс мотивации позволяет установить неудовлетворенные потребности и стимулирующие факторы. Функции контроля позволяют принять решения по применению технических средств связи, согласования деятельности структурных звеньев и т.д[8].
В общем виде управленческую деятельность можно представить в виде системы, состоящей из следующих основных блоков:
Целеполагание. Сюда включено прогнозирование и разработка цели, а также ее последующая корректировка. К слову, менеджмент не включает в себя всю деятельность предприятия по достижению цели, функцией управления являются только координация и установление взаимодействия внутри организации, мотивация производственной и других видов деятельности, целевая ориентация различных структурных элементов организации[9].
Информационное обеспечение. Сюда включается определение потребности в информации, ее сбор, обработка, а также хранение и передача. Управление является сложным информационным процессом, в результате которого получает информацию, обрабатывает ее и передает каждому элементу управленческой цепи. Это дает возможность работникам серы управления следить за внешними факторами, в частности, рыночными, экономическими, научно-техническими, социальными, политическими и другими[10].
Аналитическая работа. Ориентирована на выбор нужной информации, расчет и оценка показателей, в т. ч. выявление тенденций и зависимостей в системе анализа.
Принятие решений. Здесь определяются критерии, по которым происходит осуществление выбор из набора альтернатив и их сравнения. Именно приятие решений находится в основе планирования деятельности организации[11].
Собственно сам план представляет набор решений по формированию и размещению ресурсов, направлению их использования для достижения целей организации. В литературе по менеджменту решение рассматривается в качестве своего рода «центра», вокруг которого вращается жизнь организации. Решение является продуктом управленческого труда, принятие же решения представляется как процесс.
Реализация. Здесь предусматривается доведение выбранных решений до исполнителей, организацию деятельности работников, контроль и реализация обратной связи с целью получения информации о ходе выполненных решений для возможной корректировки. Довольно устойчивым является представление об управлении как деятельности, состоящей из трех этапов – прогнозирования, планирования и регулирования. Однако некоторые авторы из этого списка выделяют один главный этап – планирование., подчас сопоставляя его с понятием управления. И это не случайно, т. к. планирование деятельности организации связывается с принятием решений по многим вопросам в управлении организацией[9].
Прежде всего это определение степени специализации, установление связей и уровней иерархии в структуре управления, распределение прав и обязанностей, достижение оптимального соотношения между степенью централизации и децентрализации, дифференциации и интеграции, а также оптимального масштаба управляемости. Наряду с этим признается роль в управлении и других составляющих: организации как процесса, мотивации, принятия решения, контроля и др[10].
Двигателем рыночной экономики считаются предприниматели, как деловые и мыслящие люди. Предпринимательство предполагает наличие новаторской экономической деятельности, которая касается не только поиска новых источников ресурсов и рынков сбыта, но и внедрения инноваций. Встречаются рассуждения, что характерным признаком предпринимательства являются инновации, без которых нельзя судить о предпринимательстве[11].
Целью предпринимательства является получение прибыли, для достижения этой цели предприниматель старается использовать максимально эффективно имеющиеся у него в распоряжении факторы производства – капитал, труд, землю.
Предпринимательство не представляется без экономической свободы – это необходимое условия для развития предпринимательства и экономики общества в целом. Экономическая свобода в данном случае представляет собой наличие определенных прав, которые гарантируют самостоятельное принятие решений по поводу выбора деятельности для получения прибыли, реализацию своей экономической активности и самостоятельное распоряжение продуктом своей деятельности и прибылью. Очевидно, командная экономика не давала такой возможности, т. к. в противном случае подрывала бы свои основы[12].
Развитие предпринимательской деятельности является основой рыночной экономики и сегодня она постоянно развивается. Вместе с развитием предпринимательства разрешаются и другие ранее запрещенные виды деятельности.
Именно предприниматель является главным лицом рыночной экономики, который в процессе своей деятельности реализует признаки рыночной экономики[10].