Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:15, курсовая работа
Культура придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.
Приобретая индивидуальный и личный опыт, работники формируют, сохраняют и изменяют свои смысловые системы, в которых отражены их отношения к различным явлениям – миссии организации, планированию, мотивационной политике, производительности, качеству труда и т. д.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................................... 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.................................................. 4
1.1 Понятие организационной культуры................................................................................. 4
1.2 Структура организационной культуры.............................................................................. 5
1.3 Содержание организационной культуры.......................................................................... 8
1.4 Формирование организационной культуры................................................................... 10
глава 2 анализ организационной культуры оао «сибнефть».................... 16
2.1 Краткая характеристика ОАО «Сибнефть»..................................................................... 16
2.2 Структура организационной культуры ОАО «Сибнефть»............................................. 18
2.3 Содержание организационной культуры ОАО «Сибнефть»......................................... 19
глава 3 управление организационной культурой.......................................... 21
3.1 Управление культурой в ОАО «Сибнефть». Осуществление изменений................... 21
3.2 Рекомендации по изменению организационной структуры......................................... 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................ 25
СПИСОК используемой ЛИТЕРАТУРЫ............................
2. Коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, "телефонного права" и открытости коммуникации варьируется от организации к организации; профессиональный жаргон, аббревиатуры, язык жестов специфичен для организаций различной отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций).
3. Внешний вид, одежда
и представление себя на работе
(разнообразие униформ,
4. Привычки и традиции,
связанные с приемом и
5. Осознание времени, отношение
к нему и его использование
(восприятие времени как
6. Взаимоотношения между людьми (влияние на межличностные отношения таких характеристик как возраст, пол, национальность, статус, объем власти, образованность, опыт, знания и т.д.; соблюдение формальных требований этикета или протокола; степень формализации отношений, получаемой поддержки, принятые формы разрешения конфликтов).
7. Ценности и нормы
(первые представляют собой
8. Мировоззрение (вера/
9. Развитие и самореализация
работника (бездумное или
10. Трудовая этика и
мотивирование (отношение к
Указанные характеристики культуры организации в совокупности отражают и придают смысл концепции организационной культуры. Содержание организационной культуры определяется не простой суммой ожиданий и реального положения вещей по каждой характеристике, а тем, как они связаны между собой и как они формируют профили определенных культур. Отличительной чертой той или иной культуры является приоритетность формирующих ее базовых характеристик, указывающая на то, какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между ее разными составляющими. В этом контексте говорить об организационной культуре как однородном феномене не приходится[10, с. 9]. В любой организации потенциально заложено множество субкультур. Фактически любая из этих субкультур может стать доминирующей, т.е. собственно организационной культурой, если она целенаправленно поддерживается и используется организационной властью как инструмент консолидации индивидуальных целей в направлении общей организационной цели.
В организации может существовать и такой тип субкультур, которые достаточно упорно отвергают то, чего организация в целом хочет достигнуть. Среди этих организационных контркультур могут быть выделены следующие виды[4, с. 26]:
- прямая оппозиция ценностям
доминирующей организационной
- оппозиция структуре власти в рамках доминирующей культуры организации;
- оппозиция к образцам отношений и взаимодействия, поддерживаемых доминирующей культурой.
Контркультуры в организации появляются обычно тогда, когда индивиды или группы находятся в условиях, которые, как они чувствуют, не могут обеспечить им привычного или желаемого удовлетворения потребностей. В определенном смысле, организационные контркультуры являются выражением недовольства тем, как организационная власть распределяет организационные ресурсы. Особенно часто подобная ситуация возникает в период организационных кризисов или реорганизации. В этих условиях некоторые "контркультурные" группы могут стать достаточно влиятельными или даже доминирующими.
1.4 Формирование организационной культуры
Внешняя среда оказывает
значительное влияние на организацию,
что, естественно, сказывается на ее
культуре. Однако, как свидетельствует
практика, две организации, функционирующие
в одном и том же окружении,
могут иметь очень разные культуры.
Это происходит потому, что через
свой совместный опыт члены организации
по-разному решают две очень важные
проблемы. Первая — это внешняя
адаптация: что должно быть сделано
организацией для того, чтобы выжить
в условиях жесткой внешней конкуренции.
Вторая — это внутренняя интеграция:
как внутриорганизационные
Процесс внешней адаптации
и выживания связан с поиском
и нахождением организацией своей
ниши на рынке и ее приспособлением
к постоянно меняющемуся
- миссия и стратегия
(определение миссии
- цели (установление специфических целей и внутреннее принятие их работниками).
- средства (ресурсы, используемые
для достижения целей;
- контроль (установление
индивидуальных и групповых
- корректировка поведения
(создание системы поощрения и
наказания, увязанной с
Члены организации должны знать реальную миссию своей организации, а не то, что нередко декларируется с высоких трибун для акционеров и общественности. Это поможет им сформировать понимание собственного вклада в выполнение организацией своей миссии.
В любой организации работники должны участвовать в следующих процессах: 1) выделять из внешнего окружения важное и неважное для организации; 2) разрабатывать пути и способы измерения достигнутых результатов; 3) находить объяснения успеху и неудаче в достижении целей[7, с. 56].
На формирование организационной
культуры, ее содержания и отдельных
параметров влияет ряд факторов внешнего
и внутреннего окружения, но на всех
стадиях развития организации личная
культура ее руководителя (его личная
вера, ценности и стиль поведения)
во многом определяют культуру организации.
Особенно сильным такое влияние
бывает в том случае, если организация
находится в стадии становления,
а ее руководитель обладает выдающимися
личностными и
Формирование в организации
определенной культуры связано со спецификой
отрасли, в которой она действует,
со скоростью технологических и
других изменений, с особенностями
рынка, потребителей и т.п. Известно,
что компаниям отраслей "высокой
технологии" присуще наличие культуры,
содержащей "инновационные" ценности
и веру "в изменения". Однако
эта черта может по-разному
проявляться в компаниях одной
и той же отрасли в зависимости
от национальной культуры, в рамках
которой организация
Организация растет за счет привлечения новых членов, приходящих из организаций с другой культурой. Новые члены организации, хотят они этого или нет, приносят с собой груз прошлого опыта, в котором нередко таятся "вирусы" других культуры. Иммунитет организации от подобных "инфекций" зависит от силы ее культуры, которая определяется тремя моментами[1, с. 138]:
- "глубиной";
- той степенью, в какой
ее разделяют члены
- ясностью приоритетов.
"Глубина" организационной
культуры определяется
Таким образом, сильная культура имеет более глубокие корни в сознании людей, она разделяется большим числом работников и в ней более четко определены приоритеты. Соответственно, такая культура имеет более глубокое влияние на поведение работников в организации.
Сильная культура не только
создает преимущества для организации,
но может также выступать
Среди методов поддержания организационной культуры следует отметить следующие[8, с.74]:
1. Декларируемые менеджментом
лозунги, включающие миссию, цели,
правила и принципы
2. Ролевое моделирование,
выражающееся в ежедневном
3. Внешние символы, включающие
систему поощрения, статусные
символы, критерии, лежащие в основе
кадровых решений. Культура в
организации может проявляться
через систему наград и
4. Истории, легенды, мифы
и обряды, связанные с возникновением
организации, ее основателями
или выдающимися членами.
5. Что (какие задачи, функции,
показатели и т.д.) является предметом
постоянного внимания
6. Поведение высшего руководства
в кризисных ситуациях. В
Информация о работе Управление организационной культурой компании