Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:15, курсовая работа
Культура придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.
Приобретая индивидуальный и личный опыт, работники формируют, сохраняют и изменяют свои смысловые системы, в которых отражены их отношения к различным явлениям – миссии организации, планированию, мотивационной политике, производительности, качеству труда и т. д.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................................... 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.................................................. 4
1.1 Понятие организационной культуры................................................................................. 4
1.2 Структура организационной культуры.............................................................................. 5
1.3 Содержание организационной культуры.......................................................................... 8
1.4 Формирование организационной культуры................................................................... 10
глава 2 анализ организационной культуры оао «сибнефть».................... 16
2.1 Краткая характеристика ОАО «Сибнефть»..................................................................... 16
2.2 Структура организационной культуры ОАО «Сибнефть»............................................. 18
2.3 Содержание организационной культуры ОАО «Сибнефть»......................................... 19
глава 3 управление организационной культурой.......................................... 21
3.1 Управление культурой в ОАО «Сибнефть». Осуществление изменений................... 21
3.2 Рекомендации по изменению организационной структуры......................................... 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................ 25
СПИСОК используемой ЛИТЕРАТУРЫ............................
3.1 Управление культурой в ОАО «Сибнефть». Осуществление изменений
Компания «Сибнефть» имеет
сложившуюся организационную
В компании «Сибнефть» для управления организационной культурой используются следующие подходы:
- через публичные заявления,
личный пример высшего
- через манипулирование
символами и вещами
Первый подход представляет собой как бы видение свыше, которое должно вызывать энтузиазм у большинства членов организации. Руководитель-лидер воодушевляет и претворяет в жизнь фундаментальные ценности организации. Это предполагает наличие очевидных и искренних личных обязательств лидера по отношению к ценностям, в которые он верит.
Применение второго принципа начинается с другого конца организации, с её нижних уровней. В данном случае большое внимание уделяется деталям реальной жизни в организации. Менеджеры отслеживают процессы, происходящие в организации, стараясь при этом шаг за шагом управлять культурой организации.
Первый подход реализуется через публичные заявления, выступления и личный пример, свидетельствующие о последовательном интересе к вводимым ценностям. Руководители компании выступают в печати, по радио и по телевидению с проповедованием устанавливаемых ценностей.
Действенные средства второго
подхода – манипулирование
Для изменения культуры необходима особая стратегия управления культурой в организации. Она предполагает:
- анализ культуры, который
включает аудит культуры для
оценки ее текущего состояния,
сравнение с предполагаемой (желаемой)
культурой и промежуточную
- разработку специальных предложений и мер.
Культура организации может оказаться приемлемой для определенного периода времени и условий. Изменение условий внешней конкуренции, государственного регулирования, стремительные экономические перемены и новые технологии требуют изменений культуры организации, сдерживающей повышение ее эффективности.
Для создания новой культуры организации требуется много времени, поскольку старая организационная культура укореняется в сознании людей, сохраняющих приверженность ей. Эта работа включает в себя формирование новой миссии, целей организации и ее идеологии, модели эффективного руководства, использование опыта предыдущей деятельности, укоренившихся традиций и процедур, оценку эффективности организации, ее формальной структуры, проектировку помещений и зданий и т. д.
На возможность изменения культуры влияют следующие факторы: организационный кризис, смена руководства, стадии жизненного цикла организации, ее возраст, размер, уровень культуры, наличие субкультур.
На данном этапе развития «Сибнефти» сложившаяся в ней организационная культура более или менее отвечает миссии и целям компании. Но, учитывая темпы развития предприятия, менеджменту компании необходимо проводить диагностику основных параметров культуры организации и вносить изменения в ее структуру.
Можно отметить, что при
проведении любых изменений в
культуре менеджмент компании столкнется
с рядом трудностей. Так как
менять культуру легче в молодой
организации с еще не устоявшимися
ценностями. Также руководству «Сибнефти»
не следует ожидать быстрой
3.2 Рекомендации по изменению организационной структуры
Компания не может функционировать, если его работники не владеют, помимо набора необходимых умений и навыков, сводом писанных и неписанных правил, законов жизни данного предприятия, не выбирают определённого отношения к своей работе, к своей организации, коллегам и клиентам. Именно вместе эти навыки, умения, взгляды, нормы поведения и правила создают корпоративную культуру организации. К ведущим факторам, определяющим корпоративную культуру «Сибнефти», относятся ценности, указываемые высшим руководством. Имеется в виду отношение к клиентам, государственным учреждениям, стремление к мировым стандартам и расширению своих услуг, системам обучения, нормам поведения и ряду других ценностей.
Успех предприятия может в большей степени зависеть от силы корпоративной культуры, чем от многих других факторов организации. Сильные корпоративные культуры облегчают коммуникацию и процесс принятия решений, упрощают сотрудничество на основе доверия. Наиболее важным фактором сильной корпоративной культуры является её неформальное воздействие на молодых работников, опосредованное развитие их личных и профессиональных качеств через работающие правила и нормы, носителем которых является персонал, его ведущие специалисты и опытные “кадровые” работники.
Предлагаются некоторые конкретные мероприятия по изменению организационной культуры:
- организация конкурсов
профессионального мастерства
- установление льгот и
поощрений для сотрудников,
- расширение ассортимента
услуг, оказываемых службами
- расширение выпуска рекламных
материалов и сувенирных
- установление Дня рождения
компании со статусом
- поддержка сотрудников в формировании их страховых и пенсионных фондов;
- создание системы сбора
и реализации предложений и
просьб сотрудников
Понятно, что это условное перечисление, поскольку возможны и другие мероприятия. Главное, чтобы все они были направлены на формирование уважения к компании, с которой связана жизнь каждого сотрудника, искреннего желания работать в ней долго и плодотворно.
Выводы: управление организационной культурой должно носить целенаправленный характер. Управление культурой необходимо для ее поддержания, развития, изменения. Оно включает усиление или ослабление культуры, адаптацию людей в культуре.
В «Сибнефти» управление организационной культурой осуществляется через публичные заявления, личный пример высшего руководства; через манипулирование символами и вещами материального мира организации. В данном разделе дается ряд рекомендаций по проведению изменений в культуре компании, осуществление которых может способствовать усилению корпоративного духа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе были освещены важнейшие аспекты проблемы организационной культуры и её влияния на эффективность деятельности организации, а также предпринята попытка оценить организационную культуру компании «Сибнефть» на основе главных её параметров.
Организационная культура –
это система общественно-
ОАО «Сибнефть» – компания, в которой уважают личность человека, ценят лучшие человеческие качества и черты. Эта компания может по праву считаться демократичной, так как давление руководителя на подчиненных не ощущается.
Компания «Сибнефть» имеет уже сложившуюся организационную культуру. Перед руководством «Сибнефти» стоит задача сохранения и поддержания культуры, а также задача ее изменения и совершенствования. Важно понять, что процесс изменения культуры организации требует тщательной подготовки. Изменения организационной структуры и методов управления всегда затрагивают условия жизни и деятельности людей. Изменения всегда порождают чувство неуверенности. От способностей менеджеров и всего коллектива, которые должны проявить гибкость и изобретательность, зависит, насколько безболезненно будут восприняты и пережиты эти изменения.
В работе произведен анализ
культуры компании «Сибнефть», предложены
практические рекомендации по использованию
результатов исследований. Менеджменту
предприятия необходимо осуществить
следующие изменения в
СПИСОК используемой ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурнс Т.Ф., Сталкер Г.М. Культура менеджмента. – М.: ИНФРА-М, 1991.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1995 – 416 с.
3. Данилов П. Место и роль организационной культуры // http://www.emsi.ru
4. Добролюбова В. Действенное изменение организационной культуры // Банковские технологии №1, 2002.
5. Занковский А.Н. Организационная
культура // http://www.socioego.ru/
6. Менеджмент организации. Учебное пособие. / Под ред. З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - М.: Инфра-М, 1995.
7. Организационное поведение. Учебник для вузов. / Под ред. проф. Э.М. Короткова и проф. А.Н. Силина. – Тюмень: Вектор Бук, 1998 - 308 с.
8. Пригожин А.А. Проблемы
синергии организационных
9. Родин О. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность // Менеджмент № 7, 1998 – с. 67-77.
10. Рюттингер Р. Культура предпринимательства (Перевод с нем.). - М.: ЭКОМ, 1992 - 240 с.
11. Семеняченко Е. Проблемы “новых шариковых” или как повысить корпоративную культуру российских компаний? // Новая биржевая газета, № 40, 1996.
12. Смит Д. Организационная культура и управление. – М.: Высшая школа, 1992.
13. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001.
14. Чаплина А.Н. Культура организации: Учебное пособие. - Красноярск: Красноярский коммерческий институт, 1996.
15. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – С-Пб.: Питер, 2002, с. 14
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета
1. Насколько ясно Вы представляете себе цели своей организации?
а) представляю ясно
б) в принципе
в) смутно
г) не представляю
2. Откуда Вы получили информацию о целях организации?
а) из беседы с руководителем
б) из документов
в) из бесед с коллегами
г) нет информации
д) мз других источников ______________________________
3. Насколько ясно
Вы представляете себе
а) представляю ясно
б) в принципе
в) смутно
г) не представляю
4. Проходили ли
Вы испытательный срок в
а) да
б) нет
5. Помог ли вам
испытательный срок лучше
а) да
б) нет
6. Есть ли в
вашей организации чёткий
а) да
б) нет
7. Согласны ли Вы с тем, что в каждой фирме должна быть своя организационная культура?
а) да
б) нет
в) не знаю
8. Для Вас организационная культура – это:
а) совместный отдых с руководством
б) социальная помощь в фирме
в) наличие знаков Вашей фирмы
г) комплекс традиций и обрядов
д) другое _____________________
9.Существует ли в вашей организации закрепленные письменно правила поведения, этикет?
а) да
б) Нет
в) не знаю
21.Есть ли у вашей организации какой-то лозунг или рекламный слоган?
а) Да
б) Нет
10. Слагаются ли
какие-либо легенды о
а) да
б) дет
11. Есть ли у вас в организации какие-либо обряды по поводу окончания обучения, стажировки (торжественное вручение дипломов)?
а) да
б) нет
12. Есть ли у вас в организации какие-либо обряды по поводу увольнения с работы, понижения в должности (объявление на доске)?
а) да
б) нет
13. Есть ли у вас традиция отмечать День рождения организации?
а) да
б) нет
14. Ведётся ли
у вас летопись основных
а) да
б) нет
15. Организуются
ли у вас конкурсы
а) да
б) нет
16. Существует
ли у Вас в организации
а) да
б) нет
17. Есть ли у
вашей организации
а) да
б) нет
18. Проводятся ли мероприятия по совместному отдыху?
а) да
б) нет
в) не знаю
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Источники
Информация о работе Управление организационной культурой компании