Внешняя и внутренняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Поскольку цель работы подразумевает под собой как теоретический, так и практический, прикладной аспект, то для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
охарактеризовать содержание понятия организации и организационной среды, рассмотреть теоретические подходы к содержанию понятий «внешняя среда организации» и «внутренняя среда организации»;
выявить особенности внешней и внутренней организационной среды на основе российского, так и зарубежного опыта практического менеджмента,
определить возможные резервы и пути совершенствования управленческой деятельности для конкретного предприятия Алтайского края ООО «Акустика-холл», на основе проведенного практического исследования организационной среды данного предприятия с выводами в виде практических рекомендаций по разработке стратегий взаимодействия данного предприятия с основными участниками рынка.

Содержание работы

Введение 2
1. Теоретические подходы к изучению организаций. Содержание понятий «внутренняя» и «внешняя» среда предприятия 4
1.1. Развитие теории организации: краткий историко-библиографический обзор 4
1.2. Содержание понятий «организация» и «организационная среда» предприятия 7
1.3.Характеристика внутренней и внешней организационных сред в контексте практического менеджмента 10
2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия магазин музыкальных товаров «Акустика-холл» г. Бийск Алтайского края 24
2.1. Краткая характеристика организации 24
2.2. Анализ внутренней среды предприятия «Акустика-холл» 26
2.3. Анализ внешней среды 27
3. Выводы по результатам анализа организационной среды предприятия: возможные пути совершенствования стратегического управления 31
Заключение 33
Библиографический список 35
Приложение 1. Анализ формирования результатов хозяйственной деятельности предприятия за 2009 г. 37

Файлы: 1 файл

436655_E19D3_kursovaya_rabota_vneshnyaya_i_vnutrennyaya_sreda_organizacii.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

2. Объединение ресурсов компании  в стержневые компетенции, собирающие  воедино уникальные черты организации,  технологические навыки, коллективный  опыт взаимодействия с потребителями  продукции и понимание особенностей  рынка, на основе чего формируются  отличительные черты организации, трудно поддающиеся копированию.

3. Оценивание указанных ресурсов  и стержневых компетенций организации  относительно устойчивых конкурентоспособных  преимуществ и возможности их  возмещения. Грант выделяет четыре  характеристики устойчивости конкурентных преимуществ: долговечность, прозрачность, переносимость и копируемость.

4. Выбор стратегии, которая наилучшим  образом использует ресурсы и  возможности организации относительно  внешних возможностей.

5. Определение дефицитов ресурсов и инвестирование в совершенствование слабых сторон (с конечной целью превратить их в сильные).

Планирование ресурсной базы выступает  важным фактором для поддержании  устойчивого роста организации. В неустойчивых, постоянно меняющихся условиях окружающей среды организация должна произвести и усовершенствовать свои ресурсы для поддержания конкурентоспособного преимущества и роста.

Согласно теории ресурсной базы, организации являют собой совокупность неиспользуемых производственных услуг, являющихся избыточной производственной мощностью. Именно это излишество производственной мощности представляет внутренний механизм роста для обслуживания существующего рынка и для перемещения деятельности из регулируемой среды в нерегулируемую.

Главная идея теории ресурсной базы – организация должна непрерывно улучшать свои ресурсы и способности для использования преимуществ в изменяющихся условиях.

В зависимости от исследовательско-прикладных задач различают организацию  производственных процессов в пространстве и организацию процессов во времени. Организация процессов в пространстве обозначает формирование организационной структуры предприятия, соответствующей характеру и масштабам его деятельности.

Под внутренней организационной структурой подразумеваются состав и формы  взаимосвязи элементов предприятия. Организационная структура формируется из двух взаимосвязанных составных частей: структуры управления и производственной структуры предприятия. Элементами структуры выступают отдельные руководители и работники, службы и подразделения предприятия.

Структура управления определяется как  форма распределения и координации  управленческой деятельности на предприятии. Она включает состав органов управления и устанавливает характер отношений  между ними. При формировании структуры  управления выбирается тип структуры (линейная, линейно-штабная, матричная и др.), определяются состав и функции органов управления, распределяются полномочия между руководителями разного уровня, устанавливаются процедуры и методы обоснования управленческих решений, порядок их согласования и организации исполнения, информационное обеспечение органов управления. Большинство структур управления на предприятиях носит иерархический характер и основывается на делегировании полномочий и ответственности руководителей различного уровня.

Производственная структура предприятия  определяется составом основных производственных подразделений предприятия и  характером их взаимосвязи. Состав подразделений  зависит от специфики осуществляемых производственных процессов и масштабов  деятельности предприятия. Характер взаимосвязи подразделений определяется, исходя из принятого принципа их специализации, понимаемой как целенаправленное закрепление за определенными подразделениями и службами предприятия ограниченного перечня работ или выполняемых функций. В практике используется такие типы специализации подразделений, как9:

1. целевая, когда за подразделениями  закрепляются целевые задания,  связанные с производством конечного  продукта (предметная либо подетальная  специализация), выполнением отдельных проектов или развитием определенного направления (тематическая специализация).

2. функциональная специализация  подразделения предприятия подразумевает  выполнение ими определенных  функций, частей производственного  процесса или видов технологических операций (технологическая специализация).

В процессе формирования организационной  среды менеджмента, как правило, в первую очередь формируется  производственная структура предприятия, а потом, как производная от неё, строится организационная структура управления предприятием. Организационные структуры предприятий отличаются значительным разнообразием, определяемым в зависимости от объективных факторов: масштабы деятельности предприятия, широта производственного профиля фирмы, специфика выпускаемой продукции или оказываемых услуг, уровень кооперации и полнота производственного цикла осуществляемых работ.

Внутренняя организационная среда  предприятий - это динамичный, гибко  реагирующий на изменения внешних  и внутренних условий элемент  современного менеджмента. Именно поэтому в рамках одного предприятия нередко применяются различные типы организационных структур управления: для традиционных видов продукции используется устойчивая линейная структура, а для быстро развивающихся направлений техники и технологии создаются программные комплексы.

Сочетание различных типов структур в рамках одной фирмы создает  условия для наиболее рациональной пространственной организации осуществляемых процессов.

Внутренняя организационная среда  представляет собой своеобразную цепочку ценностей10. Рассмотрим основные виды деятельности в рамках внутренней организации функционирования предприятия.

Материально-техническое  обеспечение (то есть деятельность, относящаяся к получению, складированию и управлению запасами) определяется такими факторами, как:

  • прочность материальной системы и системы управления запасами;
  • продуктивность складско-сырьевых действий.

Улучшение состояния материально-технического обеспечения отражается в снижении цен и, соответственно, увеличении продуктивности предприятия.

При анализе материально-технического обеспечения необходимо учитывать  соответствие производственных мощностей  существующим конкурентным требованиям, эффективность использования производственных мощностей (недозагрузка, возможность  расширения производственной базы).

Снабжение относится к функциям приобретения вложений, каковыми может  быть сырье, поставщики, вложения в  производительный процесс, оборудование (также машинное), здания.  Факторы, определяющие эффективность снабжения:

  • развитие альтернативных источников вклада для минимизирования зависимости от отдельного поставщика;
  • снабжение сырьем (своевременно, по оптимальной цене, на допустимом уровне качества);
  • налаженные отношения с надежными поставщиками.

Производственные процессы в организации формируются под воздействием ряда факторов:

  • производительность оборудования в сравнении с конкурентами;
  • подходящая автоматизация производственных процессов;
  • эффективность производственного контроля над продукцией с целью повышения качества и снижения цены;
  • эффективность планировки предприятия и модели технологических процессов.

Улучшение в процессах организации  даёт возможность повысить качество продукта, эффективность и быстроту отклика на меняющиеся рыночные условия.

Маркетинговая деятельность включает в себя четыре основные вопроса: структуру продукции, цену, продвижение и способы распределения. Основные факторы здесь:

  • эффективность маркетинговых исследований для выявления потребительского сегмента и потребности;
  • новые методы в продвижении товаров и рекламе;
  • оценка каналов распределения;
  • компетентность и мотивированность продавцов;
  • разработка качественного имиджа продукта и желаемой репутации фирмы;
  • степень приверженности потребителя к данной марке товара;
  • степень лидирующего положения на рынке в рамках сегмента и целого рынка.

Маркетинговый срез внутренней среды  включает в себя всю деятельность организации, связанную с реализацией  продукта (стратегия продукта, стратегия  ценообразования, стратегия продвижения  продукта на рынке и выбор рынков сбыта и систем распределения).

Управление трудовыми  ресурсами - кадровый срез внутренней среды. На эту сферу воздействуют факторы:

  • эффективность процессов найма, подготовки и продвижения всех работников;
  • соответствие компенсирующей системы для мотивации и стимулирования работников, минимизирования абсентеизма;
  • отношения руководства предприятия с профсоюзами, взаимодействие менеджеров и рабочих;
  • активное участие менеджеров и технического персонала в профессиональных организациях.
  • создание и поддержание оптимальных отношений между работниками.

Для анализа этого среза внутренней среды необходимо рассматривать  стиль управления высшего руководства, соответствие квалификации персонала  организации ее текущим и будущим  задачам.

Совершенствование технологий влияет на всю деятельность предприятия от развития продукта и процессов до заказов и представления конечного продукта. Основные факторы:

  • успешность исследовательских и проектных действий;
  • качество отношений между персоналом проектно-исследовательского отдела и работниками других отделов.
  • своевременность разработок в соответствии с нужным моментом;
  • способность рабочей среды поощрять творчество и новые идеи.

Инфраструктура фирмы  может являться конкурентоспособным преимуществом, и здесь важно учитывать такие факторы, как:

  • качество системы стратегического планирования для достижения целей деятельности фирмы;
  • способность определять конъюнктуру рынка нового продукта и потенциальные угрозы среды;
  • координация и интеграция всей деятельности, относящейся к цепочке ценностей между организационными частями;
  • способность приобретать относительно недорогие средства для капитальных затрат и оборотных средств;
  • уровень поддержки информационных систем при принятии стратегических и оперативных решений;
  • своевременная и точная информация для управления об основной и конкурентной среде.

Финансовый анализ включает в себя: стоимость средств, сравнимую с нормой и основными конкурентами, способность нарастить добавочные средства, адекватный коэффициент ликвидности, использование кредитов для финансовой деятельности в сравнение с нормами и основными конкурентами, адекватный коэффициент активности, адекватный коэффициент рентабельности, отношения с кредиторами и акционерами, политику дивидендов и соответствие притока и оттока средств.

Факторы сферы финансов и учета;

  • составление бюджета и планирования прибыли;
  • возможность привлечения краткосрочного и долгосрочного капитала; отношение к налогам;
  • гибкость структуры капитала;
  • эффективный контроль над издержками, возможность их снижения, система учета издержек.

Для анализа финансового среза рассматриваются вопросы тенденций в изменениях финансовых показателей деятельности организации, процент прибыли, обеспечиваемый отдельными подразделениями, осуществление капитальных затрат в соответствии с будущими производственными потребностями и т.д.

Организационная культура пронизывает деятельность любой организации, проявляясь в том, как осуществляют свою работу сотрудники организации, как они относятся друг к другу и к организации в целом. В числе её факторов можно назвать, например, систему построения карьеры в организации, критерии для продвижения сотрудников, лояльность сотрудников к правилам своей организации, стили руководства.

Легальность и репутация. Рассматривая данный фактор внутренней среды, подчеркнём важность налаживания отношений с активной группой потребителей, со средствами информации, с представителями органов власти, рекламу, соответствующую стандартам этики и т.п.

Информационные системы  организации - важная часть её внутренней среды. Основное их назначение - поддерживать информационный поток в организации, соответствующий обеспечению наибольшей продуктивности и принятия решений. Информация должна быть собрана, сохранена, и синтезирована таким образом, чтоб реагировать на запросы деятельности и стратегии. Информационные системы могут не только помочь в анализе окружающей среды, но и быть стратегическим оружием в достижении конкурентоспособных преимуществ.

Обобщив вышесказанное, можно сказать, что всё многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупнённым сферам:

    • производство;
    • маркетинг и материально-техническое снабжение (МТС);
    • НИОКР;
    • финансовое управление, бухучет и отчетность;
    • общее управление.

Информация о работе Внешняя и внутренняя среда организации